Экономические проблемы влияют на внешнюю политику Турции

Основной проблемой для нынешних турецких властей, помимо, естественно, внутренней нестабильности (курдское восстание, левацкий террора наличие серьезной оппозиции внутри страны со всех флангов, разветвленная сеть посредников и эмиссаров радикальных экстремистских групп таких как «Исламское государство» (ИГ) и «Джебхат ан-нусры»,( обе организации запрещены в России))  и внешнеполитических вызовов (нестабильность в Сирии и Ираке) является стабилизация внутриэкономической ситуации. Выход на уверенные параметры экономического роста является основным и принципиальным условием для достижения турецким президентом Р.Т.Эрдоганом главной задачи на сегодняшний день. Это, конечно, внесение и принятие на всенародном референдуме (именно так, все иные варианты будут нести в себе очевидные риски международной обструкции) проекта новой конституции, которая фактически откроет ему путь к пожизненному правлению. Если говорить  без прикрас, то это будет ревизия всего наследия основателя Турецкой Республики  Ататюрка со всеми вытекающими отсюда структурными изменениями в политической архитектуре страны. Идти на такие глобальные изменения можно только при наличии уверенных экономических показателей, которыми по большому счету и была обеспечена народная поддержка Р.Т.Эрдогану на протяжении последних лет. Во многом этим фактором стабилизации внутриэкономической ситуации и вызвана вроде бы нелогичная задержка со стороны президента с рассмотрением им проекта новой конституции, которое он планирует начать не позднее февраля будущего года. Причины простые — экономические. Достаточно сказать, что безработица составляет сейчас в Турции рекордные за последние пять лет 10.7 процентов, что для Р.Эрдогана политически неприемлемо.

Начиная с 2013 года, экономика Турции, в принципе, сохраняла равновесие, несмотря на все пессимистические прогнозы. Это было связано, прежде всего, с провозглашенной Федеральной резервной системой (ФРС)  США периодом окончания политики «количественного смягчения», что облегчило процесс наводнения турецкой экономики долларами. Помогло Турции и начало кризиса мировых нефтяных цен, что дало ей, как стране импортеру углеводородов, безусловные преимущества. Рост экономики Турции в период правления Р.Т.Эрдогана была вызван ставкой на два основных фактора: стимулирование внутреннего спроса и привлечение в страну максимального количества иностранных инвестиций. Именно с ростом внутреннего спроса и строительным бумом напрямую был связан и возросший потенциал страны по производству и экспорту бытовой техники и текстиля. В страну пришел спекулятивный капитал, что обеспечило профицит внешней торговли. Именно с этим обстоятельством сейчас связан и основной риск будущей экономической стабильности, поскольку, начиная с обострения российско-турецких отношений в конце 2015 года  и роста курдского террора, начался безусловный вывод этого капитала из экономики страны. Как результат – «мусорный уровень» со стороны международных рейтинговых агентств с перспективой дальнейшего обострения ситуации в связи с прогнозируемой стабилизацией мировых цен на углеводороды и повышением процентных ставок со стороны ФРС США. Важнейшим вызовом для страны является сейчас возврат потребительских кредитов со стороны населения, большинство из которых были взяты в иностранной валюте. Турецкая лира серьезно девальвировала за последние годы, и этот процесс будет только нарастать по мере стабилизации цен на нефть. Выходом из этой ситуации является договоренность с пулом иностранных инвесторов о пролонгации сроков возвращения кредитов турецкими банками, а этому серьезно препятствует падение международного рейтинга страны и тенденция ухода из страны инвесторов. Цена этой договоренности — дальнейшее ослабление лиры в рамках роста стоимости страховки активов крупнейших турецких компаний, которые имеют в долларовых облигациях порядка 38млрд

долларов. При этом перед властями стоит очень непростая задача: либо девальвировать лиру еще больше, что бьет в первую  очередь по населению и снижает один из факторов экономического роста в виде потребительского спроса; либо раскрутить инфляцию. При этом пока меры турецкого правительства носят в большей степени популистский характер. Повышение уровня минимальной оплаты труда в этом году уже вызвало серьезные опасения у мелкого и среднего бизнеса, особенно в текстильной отрасли, который тем самым теряет очевидные конкурентные преимущества в виде дешевой рабочей силы. Параллельно эта мера раскручивает инфляцию. При этом компенсацию предпринимателям за эти потери правительство готово давать только в течение нынешнего года, что создает ситуацию неопределенности в настроении этого слоя турецкого бизнеса.

В этой связи резкий разворот Анкары в сторону Москвы был в большей степени вынужденной мерой. Это и возобновление роста в туристической отрасли (за последний год он просел более чем на 35 процентов), возобновление экспорта цитрусовых и текстиля (сельское население — основная электоральная база президента Р.Т.Эрдогана), и что самое главное — получение новых точек опоры экономики и новых ее драйверов в рамках превращения страны в газовый региональный хаб. Так что этот «старый» НЭП Р.Эрдогана «всерьез и надолго», несмотря на никуда не исчезнувшие российско-турецкие разногласия по сирийскому конфликту. Тем более, что опасения иностранных инвесторов в отношении драконовских мер правительства после  неудачного государственного переворота, которые связаны с ущемлением гражданских свобод, только нарастают. Москва и Тегеран в данном случае остаются теми «островками», которые далеки от настроений в европейских столицах, и могут стать «точками опоры». Это обстоятельство, на наш взгляд, дает все основания полагать, что у Москвы есть непростой, но в принципе договороспособный партнер по будущему устройству Сирии.

55.72MB | MySQL:116 | 0,774sec