Алжир: отставка генсека ФНО и будущее генерала Ахмеда Гаида Салаха

Отставка лидера правящей партии АНДР ФНО (Фронт национального освобождения) Амара Саадани, произошедшая 22 октября, стала логическим продолжением происходящего комплексного изменения алжирского политического ландшафта.

Фактическое начало этому было положено в сентябре 2015 г., когда в отставку (при активном участии того же А.Саадани) был отправлен прежде считавшийся «всесильным» глава спецслужбы DRS генерал Мухаммед Медьен. Одновременно с этим было заменено практически все руководство алжирских спецслужб.

Фактическое изменение конструкции системы государственного управления страны с «триумвирата» (куда кроме М.Медьена входили нынешний президент АНДР Абдельазиз Бутефлика и начальник штаба вооруженных сил Ахмед Гаид Салах) автоматически означало и трансформацию в плане разделения властей в Алжире в целом.

Исчезновение из него уже бывшего главы DRS и резко уменьшившиеся в условиях продолжающегося кризиса денежные потоки лишь способствовали дальнейшему обострению борьбы за власть (в том числе это отчетливо просматривалось в неудачных попытках того же Ахмеда Гаида Салаха подмять под себя практически всю сферу госбезопасности, что дало бы ему основные силовые рычаги в стране и поставило бы его на голову выше президента).

Отражением этой пока еще довольно слабо ощущаемой борьбы во многом и стала отставка Амара Саадани.

С одной стороны, он уже довольно давно стал не только ненужным, но и даже вредным для нынешних властей страны человеком, ответственным за появление многочисленных склок среди представителей проправительственного лагеря внутри парламента.

Кроме того, А.Саадани, использованный Бутефликой и Салахом в качестве трибуна-тарана против Медьена, после «свержения» последнего потерял свою прежнюю значимость. Чрезмерно увлекшись нападками на уже поверженного генерала, он со все большим трудом справлялся с наведением элементарного порядка в рядах собственной партии, в которой то и дело возникали фрондирующие группы против его курса, что наносило сильный вред авторитету алжирской власти в целом и вносило разброд в ряды ее сторонников в тот самый кризисный момент, когда им так необходимо объединиться для реальной работы.

Это прекрасно понимали люди, стоящие за спиной нынешнего президента (прежде всего его родной брат Саид), рассчитывающие сохранить имеющиеся у них рычаги управления страной и после президентских выборов 2019 г. Для них в данный момент стало важно избавиться от всех более ненужных и опасных людей в управлении, чтобы сохранить в своих руках полноту власти и дать бой тем, кто попытается оспорить это право.

Также не последнюю роль в «опале» А.Саадани сыграли и его достаточно громкие нападки на имеющиеся демократические свободы в стране (например, стремление еще больше ограничить СМИ), что в условиях попыток пересмотра отношений с Западом было совершенно не нужно.

Соответственно, уже одно это во многом и предопределило ъ судьбу А.Саадани, а поиск кандидатуры для его замены был сугубо техническим делом.

Примечательно, что «снявший» его Бутефлика прежде являлся его «куратором», что, однако, не остановило Саадани после свержения Медьена от «чрезмерного» сближения с Ахмедом Гаидом Салахом.

Соответственно, в ближайшие месяцы (а то и недели) нельзя исключать дальнейшей ротации представителей алжирской политической элиты и в этом смысле угрозы в отношении последнего, являющегося вторым человеком в иерархии страны, заметно нарастают.

Дело в том, что Амар Саадани, формально оставаясь ставленником президента, запутался в своих отношениях между им и Ахмедом Гаидом Салахом. Продолжая выступать «рупором» президента, реально он фактически встал на сторону генерала, добивавшегося собственного усиления за счет «подминания» под себя госбезопасности и стремления полного уничтожения Медьена, который, несмотря на свою «почетную капитуляцию», по некоторым сведениям, продолжает оказывать огромное влияние на работу спецслужб страны и создает угрозу своим прежним недоброжелателям.

В этих условиях стоящие за спиной А.Бутефлики люди намерены не допустить дальнейшего усиления военных и ограничить их амбиции на власть.

Соответственно, вопрос о выходе Ахмеда Гаида Салаха с заменой его другим, менее амбициозным и более лояльным президентскому окружению генералом становится все более актуальным. Впрочем, это не является делом ближайших дней, учитывая сложность данной проблемы.

Как бы там ни было, ожидаемые изменения довольно закономерны в плане подготовки Алжира к выборам 2019 г. Формально, на первый взгляд, Бутефлика чисто по физическим показателям (значительную часть своего рабочего времени он проводит на лечении в иностранных, прежде всего французских клиниках), вряд ли будет в них участвовать.

Однако если судить по информационным вбросам, такую вероятность исключать нельзя – в последние недели было отмечено несколько заявлений о возможности его пятого срока «ради стабильности», если, конечно, медикам удастся и далее поддерживать его жизнь.

С другой стороны, нельзя исключать, что подобные заявления преследуют цель информационного прикрытия, призванного отвести внимание от реальных кандидатур на замену А.Бутефлики.

В любом случае, в этих условиях страна, нуждающаяся в решении непростых вопросов во взаимоотношениях как с Западом, так и с представителями арабо-мусульманского мира, должна будет получить обновленное и более молодое руководство, способное с чистого листа и в более дружественной обстановке начать отношения с ними.

52.22MB | MySQL:103 | 0,685sec