Ирак: о ходе наступления на Мосул

Антитеррористические подразделения ВС Ирака при поддержке бронетанковых частей взяли под свой контроль стратегически важный район на востоке Мосула. Об этом сообщил телеканал «Рудав». «9-я бронетанковая дивизия начала наступление на позиции ИГ (запрещенная в РФ террористическая группировка «Исламское государство») в районе Эль-Интисар в 07:00 (совпадает с московским) в субботу, — приводит телеканал слова официального представителя командования операцией Касема Назеля. — Спустя 10 часов напряженных боев мы взяли под контроль весь район. Операция проходит согласно плану, мы продолжаем продвигаться дальше к центру». По поступающей информации, иракский спецназ «прочесал все дома в Эль-Интисаре на наличие укрытий боевиков, мин-ловушек», в результате операции в плен взято несколько отрядов ИГ, ликвидировано более 200 экстремистов. Как отмечает телеканал, боевики ИГ ведут минометный обстрел по мирным жителям, которые пытаются покинуть город. О числе жертв и пострадавших пока не сообщается. По данным Международной организации по миграции (МОМ) на 4 ноября более 22 тыс. иракцев были вынуждены покинуть свои дома в результате операции по освобождению от ИГ провинции Найнава и его административного центра — Мосула. 4 ноября силы специального назначения Ирака вернули контроль над шестью районами на востоке Мосула: Эль-Малайин, Эс-Самах, Эль-Хадра, Эль-Кудс, Киркукли, Эль-Карама. Вместе с этим отмечалось, что продвижение к центру города, несмотря на ожесточенное сопротивление ИГ, идет быстрее, чем планировалось. В этой связи необходимо отметить следующее.

  1. Ход операции в Мосуле комментируют исключительно средства массовой информации Ирака. Верить в их достоверность не стоит в принципе. Достаточно вспомнить вбросы о краже казны ИГ некими высокопоставленными эмиссарами этой организации или применение хлора сторонниками. Нынешние откровения о пленении «нескольких отрядов ИГ и уничтожении ровно двухсот боевиков» сразу же наталкивает на смутные подозрения.
  2. Командование коалиции, руководимой США хранит по этому поводу упорное молчание, что для американцев вообще не типично. Напомним, что в общем-то главной мотивировкой Вашингтона в начале наступления на Мосул были прежде всего интересы предвыборной кампании в США, и любой мало-мальски успех на данном направлении, безусловно, был бы распиарен американскими СМИ многократно, а уж пострадавших от применения хлора показали бы крупным планом непременно. Как, впрочем, и флаги Ирака на зданиях в разных районах Мосула. Но этого нет, и это наводит на мысли о том, что наступление откровенно буксует. Срочная и незапланированная переброска под Мосул дополнительного контингента в пятьсот военнослужащих спецназа США говорит о том, что собственно сил самого иракского спецназа для уверенного продвижения к центру Мосула катастрофически не хватает. Откровенно говоря, пытается воевать в Мосуле только иракский спецназ, все остальные многочисленные дивизии иракских вооруженных сил и курдская пешмерга боевую деятельность уверенно имитируют.

Если мы посмотрим на данные космической разведки, то легко заметим, что пока уверенно пересекла городскую черту иракская армия только на востоке города, но никак не на севере. Определить это можно по наличию опорных пунктов сопротивления сторонников ИГ, которые легко различаются на снимках в силу сооружения там баррикад, преграждающие улицы по линии городской черты. Всего таких укрепрайонов зафиксировано около пятидесяти. Причем самые крупные из них сконцентрированы на юге города. По мере приближения сил иракской армии и освобождения того или иного района эти баррикады немедленно разбираются наступающими для прохода тяжелой техники. Так что понять, где, собственно, проходит реальная линия фронта, по этим снимкам довольно просто. И они пока показывают, что иракские силы с трудом закрепились на окраинах города с востока, немного с юга и очень невразумительно с севера. Практически полное молчание официальных лиц коалиции эксперты связывают, прежде всего, с тем фактом, что хвастаться пока особо нечем. Мы уже  сообщали о том, что дальнейшее продвижение иракских сил к центру города сопряжено с обязательным применением авиации и артиллерии , а это несет в себе фактически очевидные риски потерь среди мирного населения. В городе по-прежнему находится от 700 тыс. до 1 млн человек. Кампания по эвакуации мирного населения фактически сорвана, вышло на сегодня порядка 20 тыс. человек. По другим данным, 36 тыс, что ситуацию в корне не меняет.

Спутниковые фотографии также демонстрируют, что боевики расчистили широкую полосу к северу от аэропорта Мосула вдоль западного берега р.Тигр. Почти все здания и бывшая военная база к западу от него разрушены и сравнены с землей. В этом районе остался только комплекс сахароперабатывающего завода, который уже порядком разрушен в результате авиаударов коалиции. Таким образом, сторонники ИГ расчистили себе площадь для прицельной стрельбы. Это полностью сдерживает сейчас наступление иракских войск с севера и заставляет их искать обходные пути для продвижения, а там их ждут минные ловушки. Кстати, потери спецназа Ирака сейчас в основном проистекают в результате использования именно мин. При этом очевидно, что, как мы и отмечали ранее, боевики не в состоянии держать сплошную оборону по всему периметру города, и это вынуждает их сконцентрировать основные очаги сопротивления ближе к центру Мосула, а окраины они пытаются удержать (а вернее — максимально задержать продвижение) путем создания передвижных узлов сопротивления. Одновременно они практически на каждой улице концентрируют вдоль улиц бетонные блоки, которые по мере опасности легко передвигаются с обочин и преграждают улицу для прохода техники. Так как иракские войска имеют крайне приблизительное представление о тактике уличных боев, то дальнейший успех наступления надо будет связывать исключительно с массированными бомбардировками. И они, скорее всего, начнутся авиацией коалиции только после окончания президентских выборов в США.

52.17MB | MySQL:103 | 0,498sec