Улучшение отношений между Израилем и Китаем

Около месяца назад, после того, как Китай вместе с Россией и мусульманскими государствами проголосовал за резолюцию ЮНЕСКО, отрицающую связь между еврейским народом и Храмовой горой в Иерусалиме, одни израильские комментаторы выражали недоумение по поводу того, зачем Пекину было поддерживать столь явно антиизраильский демарш, а другие утверждали, что все дело – в громоздскости китайской государственной машины, некоторые части которой еще не успели перестроиться в соответствии новыми веяниями в китайско-израильских отношениях. – Погодите, погодите. Вы скоро увидите, что отношение Китая к Израилю значительно улучшилось, — заявляли эти комментаторы своим оппонентам.

Прошлая неделя наглядно показала, что они имели в виду. В Израиль прибыла огромная (по масштабам маленького еврейского государства) делегация из Пекина, в составе которой было более 200 высокопоставленных китайских правительственных чиновников и бизнесменов. Во главе китайской делегации стоял заместитель председателя Национального совета по развитию и реформам Вонг Ксиатао. Согласно заявлениям израильских экспертов, именно он фактически руководит осуществлением пятилетнего плана развития КНР.  В ходе этого визита были подписаны 15 межгосударственных договоров в сфере экономики. Параллельно было подписано такое же число договоров между частными израильскими и китайскими бизнесменами.

На еженедельном заседании израильского кабинета министров, состоявшемся в минувшее воскресенье, с пространным докладом о развитии отношений между Израилем и Китаем в сфере экономки выступил генеральный директор канцелярии премьер-министра Эли Грунер, координирующий этой направление. Он сообщил в частности, что туристические связи между Израилем и Китаем развиваются намного быстрее, чем ожидалось. «Цель правительства – достичь того, чтобы к 2019 году в Израиль приезжало до 100 тысяч (китайских – В.Ч.) туристов в год. Однако, судя по всему, эта цель будет достигнута уже в 2017 году», — сказал он и привел факты и цифры: Весной 2016 года китайская авиакомпания «Хайнань» запустила дополнительный рейс между двумя странами, что сразу же привело к дополнительному росту числа китайских туристов, въезжающих в Израиль. При этом постоянный, хотя и небольшой по китайским масштабам рост их числа наблюдается на протяжении всех последних лет. Например, в 2013 году в Израиль прибыло всего 25 тысяч туристов из Китая, в 2014 году это число возросло до 32 тысяч, а в 2015 году оно достигло 47 тысяч. 2016 год еще не завершился, но до августа текущего года число китайских туристов, въехавших в Израиль, уже достигло 47 тысяч, и ясно, что до конца текущего года оно увеличится.

Было также сообщено, что правительство КНР инициирует специальный курс повышения квалификации для израильских студентов, получивших  степень бакалавра по изучению Ближнего Востока, и израильских специалистов в этой области, изучающих китайский язык. Курс будет проходить в Китае и будет продолжаться от трех до шести месяцев. Цель этой программы – познакомить студентов с китайским рынком. Курс будет включать в себя, помимо лекций, ознакомление израильтян с китайской промышленностью. Сообщается, что китайский Национальный совет по развитию и реформам будет ежегодной выделять на эту программу порядка миллиона долларов.

Эли Грунер сообщил министрам, что данная программа начнет работать уже в первую половину 2017 года. В ее осуществлении будет принимать непосредственное участие и Министерство иностранных дел Израиля. Цель реализации данной программы с точки зрения израильского политического руководства, которое также заинтересовано в ее осуществлении, состоит в том, чтобы на израильском рынке было лучшее понимание китайского хозяйства.

Необходимость упомянутых курсов и ознакомления израильтян со спецификой китайской системой хозяйствования становится еще очевиднее с учетом того, что среди препятствий, стоящих на пути развития китайско-израильских экономических связей, Эли Грунер назвал в первую очередь существующие между двумя государственности различия в вопросе о государственном вмешательстве в экономику. При этом он подчеркнул, что лично он, как и нынешнее израильское руководство в целом, верит, что правительство, по возможности, не должно вмешиваться в экономические связи, а должно дать рынку самому делать свое дело. — Необходимо отметить, что в Израиле за годы правления Биньямина Нетаньяху принцип минимализации государственного вмешательства в экономические процессы прочно утвердился. Все меньше остается пережитков прежнего, полусоциалистического хозяйствования, характерного для первых десятилетий независимости еврейского государства, когда у власти бессменно находилась социалистическая партия МАПАЙ (нынешняя «Авода»). Проблема, по словам Эли Грунера состоит в том, что «в Китае это работает иначе. Правительство там очень сильно вмешивается в экономику, и они ожидают от нас, что мы тоже будет вести себя так. Без параллельного правительственного толчка связи не будут развиваться так, как хотелось бы».

После упомянутого заседания правительства генеральный директор канцелярии премьер-министра заявил в беседе с корреспондентом израильской газеты «Исраэль гайом», что «политика премьер-министра (Биньямина Нетаньяху – В.Ч.) направлена на открытие азиатского рынка, который, естественно, включает и Китай, с тем, чтобы дать новые экономические возможности для израильского рынка. У Израиля есть много, что предложить Китаю, и у Китая есть много, что предложить Израилю, с точки зрения масштабов. Поэтом очень важно упорядочить эту систему связей и гарантировать, что китайцы и мы будем находимся на одной волне, а наши интересы будут синхронизированы так, чтобы выиграли обе стороны».
К сказанному необходимо добавить и следующее обстоятельство: в Китае, по сути, полностью отсутствует еврейская община, которая могла бы стать мостом для развития двусторонних связей с Израилем. Некогда значительная община евреев-выходцев из России, центром которой был город Харбин (по переписи населения в 1920 году только в Харбине было 25 тысяч евреев), исчезла в конце 40-х – начале 50-х годов в результате массовой репатриации в Израиль (сыном репатриантов из Китая является, например, бывший премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт) и эмиграции в другие страны. В последние годы в Израиль прибыло из Китая несколько репатриантов, принадлежащих к сильно ассимилированной китайцами старожильческой еврейской общине города Кайфень, однако их насчитывается пока в Израиле не более полутора десятков.

Слабо может способствовать сближению между двумя странами и имеющаяся в Израиле малочисленная китайская диаспора. Она не связана напрямую с КНР, поскольку происходит не от иммигрантов из Китая, а от беженцев из Южного Вьетнама, принятых Израилем в 1977-1979 гг. Большая часть этих беженцев была этническими китайцами, поколениями проживавшими во Вьетнаме. За прошедшие десятилетия беженцы из Южного Вьетнама, получившие израильское гражданство, сильно ассимилировались с израильскими евреями, утратив в значительной степени свой исходный язык (который к тому же не во всех случаях был китайским), а иногда и просто перейдя в иудаизм и вступив в смешанные браки с евреями.

52.29MB | MySQL:103 | 0,684sec