Падение цены на нефть вынуждает аравийские монархии снижать бюджетные расходы

Нынешний нефтяной кризис вынуждает некогда самодостаточные страны-члены ССАПГЗ кардинально пересматривать свою экономическую политику на внутренних направлениях. При этом основными направлениями в данном случае традиционно становится тема сокращения бюджетных расходов, и прежде всего в рамках ликвидации трат на многочисленные субсидии. Собственно это является самым уязвимым местом для аравийских монархий, поскольку все их благоденствие основывалось исключительно на нефтяных доходах и покупки лояльности населения  за счет субсидирования основных сфер, которые  обеспечивают его благосостояние. Это прежде всего субсидирование затрат на водоснабжение, генерации электричества и цен на топливо. Про продовольствие, которое в этих странах на 98 процентов  также импортитуется, говорить излишне. Таким образом, перед нефтяными шейхами стоит очень непростая задача постараться сохранить баланс дотаций на таком уровне, который бы не привел к массовым социальным возмущениям привыкшего жить на широкую ногу местного населения. Последнее к тому же практически не любит и не желает работать. В данном контексте стоит отметить и крайне низкую степень профессиональной квалификации населения, которым долгое время доплачивали из бюджета лишь за то, что они получали среднее образование.

Кувейт в данном случае стоит несколько особняком, нежели чем остальные государства ССАПГЗ. Прежде всего в силу наличия более мощной, нежели чем в других странах ССАПГЗ, прослойки образованного населения, а также существования серьезной парламентской оппозиции и профсоюзов. Эти обстоятельства способны самым серьезным образом повлиять на ход процедуры  сокращения бюджетных расходов, особенно с учетом разгоревшейся в кувейтский верхушке борьбы за власть на фоне ухудшения состояния здоровья эмира Сабаха.

31 октября с.г. специальная комиссия Министерства финансов Кувейта обнародовала план по постепенному снижения уровня государственных субсидий, которые сейчас составляют порядка 26 процентов всех бюджетных затрат. Согласно этому плану, к 2020 году субсидии планируется ликвидировать полностью. Самое интересное, что уже на следующий день министерство дезавуировало свое собственное заявление, объяснив обнародование плана «технической ошибкой». Однако эксперты сходятся во мнении, что никакой ошибки в данном случае не было, а был обыкновенный сигнал о крайне тревожной ситуации, которая складывается сейчас в кувейтский экономике. Несмотря на сравнительно маленькую территорию и численность населения, бюджет эмирата начинает испытывать серьезные потрясения. В 2015-2016 гг. правительство Кувейта смогло собрать только 40.3 миллиарда долларов. На следующий год эта сумма ожидается на уровне 33.7 млрд. Это означает двукратное увеличение бюджетного дефицита, который уже на сегодняшний день составляет 29 млрд долларов.  Это не оставляет для правительства никаких иных вариантов действия, кроме как резкого сокращения бюджетных расходов. При этом надо учитывать, что заменить нефтяные доходы за счет остальных отраслей экономики фактически нереально. При этом уровень зарплат и социальных выплат скорее всего останется на сегодняшнем уровне — около 5.7 млрд кувейтский динар. Ожидается резкое сокращение государственных трат на сферу закупки товаров и услуг — с нынешних 2.4 млрд долларов до примерно 2.1 млрд в 2017 году (еще в 2015 году эта цифра составляла почти 4 млрд долларов). Остальные статьи расходов остаются практически на нынешнем уровне. Таким образом, напрашивается вывод о том, что основной упор в своей политике сокращения расходов правительство сделает именно на сокращение трат на субсидии. Это в общем логично, поскольку большинство местного населения работает в государственном секторе и зарплата там безусловно субсидируется. Резкое сокращение зарплат в таком случае может вызвать серьезные забастовки, и правительство уже столкнулось с этим нынешним летом. К этому же надо прибавить и существование в стране законодательного органа в лице Национального собрания, которое прислушивается к мнению рядовых граждан и всячески блокирует любые попытки правительства сократить зарплаты в публичном секторе. То же самое касается и субсидий на две ключевые статьи — электричество и воду. Кувейт на сегодня остался последним из государств ССАПГЗ, который практически не тронул эти расходы. И во многом это происходит опять же по причине жесткой оппозиции Национального собрания.

Такой дуализм власти вынудил  эмира Сабаха аль-Ахмада аль-Джабера аль-Сабаха распустить Национальное собрание 16 октября с.г. и назначить новые выборы. Эта тактика не нова и регулярно использовалась  эмиром, когда правительство сталкивалось с растущей оппозицией со стороны законодателей. Но на этот раз правящая верхушка столкнулось со структурированный сопротивлением с стороны консолидированной оппозиции в виде юристов, которые возглавили протестное движение, профсоюзов и государственных служащих, что эмир уже с трудом может игнорировать.

Нынешняя система субсидирования Кувейта подразумевает дотации на электричество и воду, что сжирает практически половину расходов бюджета по этой статье. В апреле с.г. правительство начало реализовывать план по повышению цен на воду и электричество на 83 процента для подданных Кувейта. Цены на топливо предполагается повысились от 40 до 80 процентов, в зависимости от его категории. Дабы снизить возможные социальные возмущения правительство пока согласилось оплачивать 75 литров бензина в месяц каждому поданному эмирата. При этом надо учитывать, что 70 процентов населения Кувейта составляют граждане иных стран. Они под эти субсидии не попадают, а значит вполне возможен вариант оттока иностранных рабочих за рубеж. При этом полностью избавиться от субсидий  к 2020 году, по оценке экспертов, нереально. Реально лишь каким-то образом сократить эту статью бюджетных расходов. В качестве «пряника» правительство может отложить введение новых налогов, но при этом ввести новый единый для стран ССАПГЗ НДС в начале 2018 года. При этом борьба между правительством и оппозицией будет только нарастать, особенно накануне выборов в Национальное собрание 26 ноября с.г. Эта перестройка экономики будет болезненной и долгой, и чревато серьезными структурными потрясениями. В данном случае в случае дальнейшей волатильности цен на углеводороды можно будет обоснованно ставить вопрос о второй серии «арабской весны», но уже на этот раз применительно к странам-членам ССАПГЗ.

52.08MB | MySQL:103 | 0,482sec