Выступление бывшего премьер-министра Норвегии в университете «Башкент» (Анкара)

Накануне, 9 ноября, в частном столичном университете «Башкент» состоялось выступление бывшего премьер-министра Норвегии и основателя Центра мира и прав человека в Осло Хьеля Магне Бундевика. Тема его выступления была озаглавлена «Важность международного сотрудничества в борьбе с терроризмом» и собрала, вкупе с личностью докладчика, полную аудиторию. Как было сказано во вступительном слове представлении модератором, Центр Осло и Университет «Башкент» заключили соглашение о сотрудничестве, в рамках которого и состоялась эта, первая в своем роде, лекция.

Что стоит отметить? Как стало понятно из часового выступления Х.М. Бундевика, он представляет крыло традиционных европейских политиков, отстаивающих традиционные либеральные ценности Европы, терпимость к меньшинствам, включая религиозные, а также «инклюзивный» диалог в качестве основного инструмента решения существующих в Европе, да и в мире, проблем.

Пройдемся по основным тезисам его речи:

  • В Европе осознают, что Турция находится под ударом террористов. Однако, терроризм – это международное явление, которому подвержена и сама Европа. Докладчик привел целый ряд примеров резонансных терактов в Европе последнего времени: в Норвегии, Германии, Бельгии, Великобритании. Причем жертвами атак в Европе нередко становились граждане Турции.
  • Сирия, как отметил Бундевик, стала наглядным примером того, что может случиться, когда в стране возникает вакуум силы, вследствие войны или же коллапса режима.
  • Докладчик категорически осудил любые проявления терроризма, вне зависимости от того, какими мотивами он продиктован. При этом, он выразил сожаление тем, что в последние десятилетия такое явление, как «исламофобия» находится на подъеме, создающее питательную почву для радикализма со стороны людей, которые хотят испытывать чувство важности и принадлежности.
  • Растущую обеспокоенность в Европе вызывают воюющие в Сирии европейцы, а, точнее, — перспективы их возвращения в свои страны. Их количество было оценено Бундевиком на уровне 3 тысяч человек. При этом, что характерно, не все они происходят из религиозных и/или бедных семей, исповедующих ислам как религию. Для многих из них – это обретение смысла жизни.
  • В качестве движущих факторов для террористов называется призыв, который формулируется как «Ислам под атакой». Он сопровождается наглядными проявлениями несправедливости ведущейся «белыми» войны, и несправедливостью мироустройства, как такового, включая экономическое и социальное неравенство.
  • В этих условиях приоритет должен быть отдан коммуникации между странами и внутри самих стран, на основе уважения к различным группам и равенства между условными «большинством» и «меньшинством». Как заметил Бундевик, «то что большинство управляет страной – это ещё не вся правда!».
  • Европейцы, по словам выступающего, должны вести битву не только за умы, но и за сердца людей. «Террористы ненавидят нас больше, чем они любят жизнь. Мы должны изменить это таким образом, чтобы они выбрали жизнь». И далее: «надо сфокусироваться на том, что нас объединяет», включая религию. Как бы между собой религиозные течения не отличались, у них все же намного больше общих точек, чем различий.
  • Многие люди на протяжении жизни несут на себе груз страха перед теми, кто от них отличается. Это становится энергией для конфликтов. Однако, правда заключается в том, что религия никогда не была причиной войн, служа лишь обоснованием. Реальные конфликты велись на ресурсы и за территории.

В центр своего выступления бывший премьер-министр поставил план из «конкретных шагов» в рамках многомерного и общего ответа мирового сообщества на стоящие перед ним угрозы и вызовы. Особенно в условиях, когда число современных беженцев – самое большое со времен Второй мировой войны. Что же вошло в этот план?

  1. Практика демократических ценностей должна быть продолжена, включая уважение к правам каждой личности, включая представителей меньшинств.
  2. Политики должны представлять всех своих граждан и не поддаваться соблазну направлять одних из них против других, в рамках «политических игр».
  3. Религиозные лидеры должны нести ответственность за происходящее, проповедуя не только религию, но и универсальные ценности, включая толерантность. Разумеется, не должно делаться различий по религиозному признаку.
  4. Лучше должна работать связка: полученное образование – возможности в жизни. Должна обеспечиваться социальная мобильность и связи.
  5. Должна обеспечиваться свобода самовыражения, даже если выражаемое мнение не совпадает с общепринятой или официальной позицией.
  6. Акцент должен быть сделан на упреждении угроз, для чего необходимо активное международное сотрудничество, с целью отрезания радикалов от каналов финансирования.
  7. Международные организации и правительства должны делать все, что в их власти для предотвращения конфликтов.
  8. Должны находиться региональные «развязки». При этом стоит учитывать, что «враг твоего врага – не твой друг». Поскольку такой подход может вернуться бумерангом.
  9. Для долгосрочной стабильности и безопасности общества должны реализовываться программы дерадикализации и диалога. Все меры должны предприниматься в полном соответствии с буквой закона.
  10. Важнейшей составляющей успеха является наличие желания и кредитоспобосности у лиц, ответственных за принятие решений.

Заключил свое выступление Бундевик выражением надежды на то, что весь мир сможет договориться действовать на основании этих принципах в своей борьбе с терроризмом и, что станет возможна мировая коалиция.

В ходе сессии вопрос – ответ бывшему норвежскому премьеру было задано несколько любопытных вопросов. По поводу методов решения курдской проблемы, к молчаливому неодобрению аудитории, Бундевик заявил, что путей её военного решения не существует – нужен поиск политических средств. Что же до международных институтов: он довольно критически отнесся к эффективности ООН и, особенно, СБ ООН, где «одна страна» может заблокировать весь процесс. Но, правда, при этом оговорился, что лучшего инструмента в мире пока нет и «хорошо, что он все же существует».

Последний вопрос относительно того, сколько премьер-министры «должны оставаться в своем кресле», а точнее ответ на него был встречен шквалом аплодисментов. Как сказал Бундевик: «Если ты в своем кабинете больше 10 лет, то ты начинаешь верить в то, что ты — единственный человек, кто может управлять страной». Правда поспешил добавить смеющейся аудитории, что это верно не только для Турции, но и для Европы.

62.84MB | MySQL:102 | 0,637sec