Йемен: почему отклонен ооновский план мирного урегулирования

Широко разрекламированный план мирного урегулирования специального представителя ООН по Йемену Исмаила ульд Шейх Ахмеда был отклонен представителями международно признанного правительства Йемена и лично президентом страны А.М.Хади. Еще до этого ооновский чиновник заявил, что «все зависит от йеменских сторон и их готовности поставить во главу угла стремление к миру и стабильности. Дорожная карта и соглашения, которые обсуждались в Кувейте, позволят достичь всеобъемлющего мирного соглашения в ближайшие недели, если стороны будут сотрудничать в духе доброй воли, а также продемонстрируют необходимую политическую волю». По его словам, стороны конфликта должны понять, что «мир без уступок невозможен», так же, как невозможно достичь «безопасности без заключения договоренностей». Как пояснил Исмаил ульд Шейх Ахмед, его план соответствует резолюциям Совбеза ООН по Йемену и предусматривает создание комитетов, которые будут отслеживать отвод вооружений из городов, а также «временные политические соглашения», согласно которым в стране будет назначен новый вице-президент, сформировано правительство национального единства и начнется подготовка к выборам. Внешне все выглядит очень пристойно, а если брать по сути, то план спецпосланника ООН был, похоже, придуман специально для того, чтобы не быть принятым А.М.Хади и, конечно, стоящим за его спиной Эр-Риядом. Достаточно сказать, что на первом этапе сторонам необходимо было объявить перемирие, назначить согласованные с хоуситами и бывшим президентом страны А.А.Салехом кандидатуры на посты вице-президента (нынешнего вице-президента Али Мохсена аль-Ахмара предполагалось, безусловно, убрать с его поста) и премьера, а уже затем хоуситы должны были начать отвод тяжелого вооружения из столичного округа. Согласно «дорожной карте» А.М.Хади передавал со временем значительную часть своих полномочий новому вице-президенту. Естественно, что такой план, требующий «взаимных уступок», Саудовской Аравией не мог был быть принят по определению, поскольку означал полную «потерю лица». И не какого-то абстрактного чиновника, а лично наследника наследного принца и министра обороны КСА Мухаммеда бен Сальмана. Предсказать его реакцию на такой план было очень несложно, а значит его инициаторы сознательно шли на провокацию. В этой связи возникает вопрос, а с кем советовался спецпосланник ООН по Йемену в период своей работы над «дорожной картой»? Это, прежде всего, Москва, которая в принципе основные пункты плана согласовала. Но в данном случае надо понимать тайные мотивировки внешней политики РФ на йеменском направлении. Формально Москва признает правительство А.М.Хади, неформально поддерживает более чем теплые контакты с А.А.Салехом и хоуситами. В первую очередь, по причине того, что за ними сейчас стоит реальная военная сила. А еще по более весомой причине: наличие постоянного фронта против Саудовской Аравии в Йемене создает важное направление отвлечения их материальных и людских ресурсов от Сирии. Важно в данном случае понимать, что главным спонсором и покровителем основного на сегодняшний день исламистского элемента сопротивления в Сирии в лице «Джебхат ан-нусры» (переименована в «Джебхат Фатх аш-Шам», запрещена в России) является как раз Эр-Рияд. Разгром этой структуры в Сирии является главной задачей для России в нынешних реалиях, а значит вектор напряжения для Саудовской Аравии в Йемене будет сохраняться. И Москва в этой связи будет всячески негласно игнорировать попытки Эр-Рияда и его марионетки в лице нынешнего йеменского президента А.М.Хади нивелировать конфликт и выйти на какие-то внятные договоренности без серьезных уступок хоуситам. Пока Москва будет сталкиваться в Сирии с подрывной работой Саудовской Аравии, она не увидят мира для себя на более близких к Эр-Рияду направлениях в Йемене. При этом никто не будет рвать официальных контактов с правительством А.М.Хади, но существуют и другие способы давления. Например, не согласовывать очень долго кандидатуру нового посла. Это уже привело к безвластию в йеменском диппредставительстве в Москве, к чему прибавились проблемы с отказом МИД «законного йеменского правительства» переводить деньги на его функционирование. Если еще проще — на оплату аренды здания и зарплату сотрудникам. На собрании дипломатов и технических сотрудников уже было рекомендовано искать работу на стороне, поскольку переводов финансовых траншей от правительства А.М.Хади в ближайшее время ожидать не приходится.

Но в случае с планом спецпосланника ООН по Йемену видна, безусловно, другая, более заинтересованная в йеменских событиях рука. Это, прежде всего, ОАЭ, что само по себе должно волновать Эр-Рияд гораздо больше, чем причастность к нему Москвы. Все пункты плана, начиная от требования безусловной отставки Али Мохсена аль-Ахмара, который фактически является военным руководителем йеменского филиала «Братьев-мусульман» партии «Ислах» (а недопущение «братьев» к власти есть одна из ключевых задач Абу-Даби в Йемене) и заканчивая назначением нового йеменского премьера (нынешний ставленник Эр-Рияда был назначен вместо эмиратовской креатуры) — это основные векторы политики ОАЭ на йеменском направлении. Абу-Даби не нужна военная победа над хоуситами, ему нужно отделение Южного Йемена по старым границам НДРЙ с возникновением подконтрольным себе в значительной степени государственным образованием. А вот то, что на севере образуется проиранский очаг прямо на границе с КСА ОАЭ волнует мало. Главное, чтобы у власти там не находились ислаховцы, и ради этого в Абу-Даби готовы признать кого угодно.

52.27MB | MySQL:103 | 0,480sec