Российско-турецкое военное сотрудничество с учетом переговоров начальников генштабов

1 ноября глава Генерального штаба Вооруженных Сил Турции генерал армии Хулуси Акар прибыл в Москву для встречи со своим российским коллегой, с начальником Генерального Штаба Вооруженных Сил РФ генералом армии Валерием Герасимовым. Турецкая сторона заявила, что планируют обсуждать военное сотрудничество и региональные проблемы. В официальном заявлении Минобороны РФ, в частности, говорится: «В ходе встречи продолжено обсуждение вопросов взаимодействия по урегулированию сирийского конфликта, включая вопрос нормализации обстановки вокруг города Алеппо. Состоялся откровенный обмен мнениями по обстановке на севере Сирии, а также в районе сирийско-иракской границы в контексте операции по борьбе с ИГИЛ (запрещена в РФ) в районе города Мосул».

В ходе встречи была отмечена необходимость приоритетного размежевания формирований «Джебхат ан-Нусра, переименована в «Джебхат Фатх аш-Шам», запрещена в России)» и «умеренной» оппозиции.

«Достигнуто понимание о продолжении контактов по линии генеральных штабов двух стран, в том числе на экспертном уровне», — добавили в российском военном ведомстве.

Российские и, в особенности, турецкие СМИ, учитывая столь важные военно-политические события в Сирии,  освещали встречу глав генштабов достаточно скупо, ограничиваясь, лишь, официальными заявлениями.

Нужно отметить, что приезду Хулуси Акара в Москву, предшествовал визит высокопоставленной российской военной делегации в Анкару во главе с Валерием Герасимовым 15 сентября, который должен был состояться еще в августе, однако, не по разъясненным причинам был отложен российской стороной. Наивно было бы полагать, что перенос визита был случайным. Российские  и турецкие СМИ давали разную оценку не состоявшегося визита. Так, в российской прессе сообщение о планировавшейся встрече начальников генеральных штабов было опубликовано вскоре после того, как в августе турецкие вооруженные силы анонсировали начало операции «Щит Евфрата» на севере Сирии. Такое стечение обстоятельств позволило полагать, что визит В.В.Герасимова был отложен именно по причине непосредственного вступления турецких вооруженных сил в боевые действия на сирийской территории.

Российские СМИ приводили как причину переноса визита  подготовку крупномасштабных российских военных учений «Кавказ-2016», которые проходили в начале сентября. Хотя большинство экспертов сходятся во мнении о том, что эти учения были, в целом, как демонстрация военных возможностей Москвы руководству Украины, однако, нельзя, полностью исключать и влияния сирийских событий на сценарий учений.

По мнению большинства турецких журналистов, и экспертов турецких известных аналитических центров, как SETA (Фонд политических, экономических и социальных исследований), ORSAM (Центр стратегических исследований Ближнего Востока), Россия была в курсе планов Турции ввести войска на север Сирии, и возможно Турция начала военную операцию «Щит Евфрата» с неофициальным одобрением России. Турецкая сторона отметила, что переговоры с российской военной делегацией, прибывшей в Анкару 15 сентября, были  «очень позитивным и продуктивными». Важно отметить, что это был первый визит начальника российского Генштаба в Турцию за 11 лет. Некоторые турецкие аналитики даже посчитали, что позитивная оценка встречи турецкими военными фактически является признанием законности и справедливости турецкой операции «Щит Евфрата». Однако на фоне этого в информационном агентстве «Интерфакс» было опубликовано сообщение, о том, что источник в российских военно-дипломатических кругах рассказал, что в ходе визита  начальника Генштаба РФ в Анкару было указано на незаконность действий турецкой армии в Сирии, и на риски в случае затягивания операции «Щит Евфрата».

Сам по себе уровень визитов глав генштабов обеих стран имеет более глубокое значение, чем даже визит на уровне министров оборон. Оценки варьируются от весьма сдержанных, до достаточно оптимистичных. Интересно, что во время визита в Москву в турецкой делегации был глава Национальной разведывательной организации Турции (MIT) Хакан Фидан. Факт, о котором в российских СМИ не сообщалось, а в турецких- характеризовался как «сюрприз» визита[1].

Даже по официальным заявлениям можно предположить, что существует некая  договоренность между двумя странами по сирийскому конфликту. Но вот тут и расходятся экспертные мнения. Так, 31 октября в проправительственном турецком издании Yeni Şafak была опубликовна статья под громким заголовком «Турция-Россия подписали историческое соглашение по Сирии». В статье, в частности, отмечалось, что высокопоставленный  источник в правительстве сообщил, что согласно подписанному договору между двумя странами, новая «дорожная карта» будет основана на довоенной демографической структуры региона: «Турция и Россия не допустят никаких государственных формирований под названием “федерация”, “кантон” или “автономная область” на севере Сирии, который имеет целю создать коридор на линии  Эль-Хасеке, Телль-эль-Абьяд, Айн аль-Араб, Джараблус, Аль-Раи, Азез и Африн для террористической деятельности ПДС/PПK»[2].

Через несколько дней после визита Хулуси Акара 8 ноября директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России) Александр Фомин заявил, что до конца текущего года между Турцией и Россией состоится межправительственное заседание по военно-техническому сотрудничеству, а пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков  в прошлом месяце заявил, что «в случае  желания турецкой стороны Россия может рассмотреть возможность поставки ПВО в Турцию в разных вариациях». Однако надо отметить, что ожидалось, что Турция  закупит системы противовоздушной обороны в Китае.

Как отметил бывший начальник разведки Генштаба Турции Исмаил Хакки Пекин, старые системы НАТО не в состояние полностью обеспечивать воздушную защиту Турции, и в этом контексте закупка у России такой системы имеет важное значение для безопасности Турции: «Оружие, проданное НАТО Турции, очень старое (речь идет об американском зенитно-ракетном комплексе Patriot-авт.). На данный момент у Турции имеются противовоздушные системы обеспечивающие лишь 8-9 километров в диапазоне. У нас остается огромное не защищенное пространство. В таком случае, что думает НАТО, не важно. Совсем не обязательно, чтоб все наше вооружение было совместимо с критериями НАТО». Для полного понимания ситуации, надо отметить, о какой системе идет речь. Так, Турция собирается купить у России российскую зенитно-ракетную систему большой и средней дальности С-400 («Триумф»), которая предназначена для уничтожения всех современных и перспективных средств воздушно-космического нападения. О количестве С-400 на данный момент не сообщается.

Что касается политической составляющей вопроса — каким образом Турция как член НАТО может закупить российское вооружение — в этом нет никакого противоречия, поскольку системы ПВО — оборонительный вид вооружений. В этой же связи можно вспомнить историю с другой страной НАТО — Грецией, которая в свое время приобрела российские комплексы С-300 (предшественник С-400), которые были инкорпорированы в общую систему ПВО НАТО.

Надо отметить, что 4 октября Минобороны России подтвердило размещение батареи  С-300 в Сирии, а ранее официально сообщалось, что для обороны российской военной базы «Хмеймим»  задействована С-400. Такое решение Москвы привлекло внимание, как в западных, так и турецких СМИ.  В частности, турецкие военные эксперты писали, что у Турции «под носом» появилась система с параметрами дальности 250 км, и высоты 30000 м. «Если 1997 году Турция выступила с резким осуждением по поводу размещения Грецией S-300MPU-1 в греческой половине Кипра, то  что ей помешало выступить против и сейчас, когда гораздо более совершенная модель расположена на много ближе к нашей границе в Сирии в Латакии. Купленные Турцией у Израиля Popey ( крылатые ракеты класса «воздух-земля» -авт.), AGM-84 SLAM-ER (американская авиационная высокоточная тактическая крылатая ракета-авт.), AGM-154 JSOW (тактическая ракета-управляемая планирующая бомба-авт.) все являются целью С-400»[3]. Некоторые турецкие эксперты даже посчитали, что этот шаг Москвы представляет собой проявление русского национализма и возврата к имперской идентичности и вспомнили о «великой стратегия» России по выходу в «теплые моря».

Когда официальная Анкара в августе  заявила о начале военной операции «Щит Евфрата» на севере Сирии, иметь такое вооружение в арсенале для нее является сверхзадачей. Однако учитывая множество факторов, турецкие военные эксперты считают эту закупку маловероятной. «Даже в случае совместного развития, из-за стремления Турции интегрировать свою противовоздушную систему в НАТО, Россия не даст разрешения о передаче технологической баз С-300 и С-400 в руки страны члена НАТО.  Кроме того, НАТО, естественно, будет подходить с глубоким подозрением к интегрированию российских вооружений в свои системы. Поэтому наши мечты о новой технологии кажутся далекими»[4].

Если вспомнить не такое далекое прошлое, то можно отметить, как 4 июля министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу в интервью турецкому телеканалу TRT говорил о возможности использовании авиабазы «Инджирлик»  ВКС России с целью нанесения авиаударов по террористическим группировкам в Сирии, и его же опровержение со словами: «Я не давал никаких комментариев по поводу российских самолетов на авиабазе Инджирлик». Это дает нам основание полагать, что  закупка Турцией российских средств ПВО не имеет реальных перспектив.

 

1.http://www.aydinlik.com.tr/turkiye/2016/akar-in-moskova-ziyaretinde-hakan-fidan-surprizi[i]

  1. http://www.yenisafak.com/en/world/turkey-russia-sign-landmark-agreement-on-syria-2556332
  2. http://www.kokpit.aero/hakan-kilic-s400

4.https://tyrannosurusrex.wordpress.com/2016/08/13/%EF%BB%BFrusya-ile-ortak-s400-gelistirir-miyiz/

62.85MB | MySQL:102 | 0,733sec