По данным экспертов, после трех лет относительного спокойствия в водах Баб эль-Мандебского пролива и в территориальных водах Йемена вновь обострилась ситуация с безопасностью морского судоходства. В октябре с.г. было зафиксировано десять нападений на суда в этом районе. Два из них были осуществлены йеменскими повстанцами-хоуситами с использованием модернизированных китайских противокорабельных ракет (ПКР). Один раз мишенью стал эмиратовский сухогруз, который был задействован в материально-техническом снабжении воинского контингента ОАЭ в Адене. Вторая атака была совершена в отношении эсминца ВМФ США «Мейсон». Интересно. что по данным экспертов, эсминец подвергался атаке дважды, но американцы по какой-то причине решили внести в статистические данные только один подобный инцидент. Две атаки 22 октября с.г., которым подвергались два торговых судна в проливе, совершили сомалийские пираты. Самым тревожным инцидентом экспертами признается атака с помощью заминированной мини-яхты танкера «Спирит Галиция», предназначенного для транспортировки СПГ. Схема нападения аналогична нападениям с использованием заминированных маломерных судов на эсминец ВМФ США «Коул» в Аденском порту в 2000 году, и танкер «Лимбург» в 2002 году. Оба эти нападения приписываются «Аль-Каиде Аравийского полуострова» (АКАП), хотя первое нападение было осуществлено боевиками «Армии освобождения Адена и Абъяна» (АОАА). Последняя структура также является джихадистской, но это не АКАП, а группа, которая курируется и направляется некоронованным эмиром провинции йеменской провинции Абъян Тариком аль-Фадли. Но сути происходящего это обстоятельство не меняет — атаку на «Спирит Галиция» с большей долей вероятности совершили джихадисты. Особенно, если учесть, что в том же районе 26 октября с.г. подвергся атаке и еще один танкер «Мелати Сату», который был обстрелян из РПГ с маломерного судна. Это уже тактика чисто иранского КСИРа, которая в свое время использовалась для блокирования прохода танкеров в Персидском заливе. Таким образом, из десяти эпизодов ответственность чисто пиратов из Сомали проглядывается в трех случаях, из которых два эпизода являются условными. То есть отсутствуют ясные свидетельства того, что эти нападения совершены именно сомалийскими пиратами. Четыре эпизода приписываются хоуситам. Из них один эпизод является условным. Атаки на танкеры 25 и 26 октября с.г., по официальным данным американской разведки, провели «неустановленные вооруженные группы с территории Йемена». Еще одна атака на танкер рядом с Мукаллой (провинция Хадрамаут, Йемен) провела группа, которую эксперты вообще не смогли даже приблизительно идентифицировать. При этом доля чисто сомалийского пиратства в данных нападениях неуклонно снижается. Его пик приходится на период с 2009 по 2011 гг. (более 200 нападений в год). Сейчас число инцидентов с участием сомалийских пиратов оценивается экспертами Международного морского бюро в 5-6 эпизодов в год, что вообще фактически означает прекращение подобного рода атак. При этом никуда не исчезли пиратские базы на берегу бывшего Сомали. Они продолжают функционировать, и через них в ряде случаев осуществляется передача выкупа за освобождение заложников. Как это было, например, недавно с выплатой выкупа за экипаж корейского судна и индонезийских моряков. Но наличие вооруженной охраны на бортах большинства судов сделало угрозу со стороны сомалийского пиратства минимальной. Гораздо большие угрозы в этой связи проистекают из Йемена, где сложно выделить в отличие от Сомали какую-то единую группу или центр пиратства. Йеменцы в очень редких случаях используют чисто меркантильный мотив для нападений, они располагают гораздо более эффективными и мощными типами вооружений. Те же модернизированные иранцами китайские ПКР в состоянии в случае необходимости фактически заблокировать судоходство в Баб Эль-Мандебском проливе. При этом эксперты забывают указать при анализе возможностей тех же хоуситов угрожать морским коммуникациям тот факт, что они были в состоянии в прошлом месяце высадить десант в Эритрее и разгромить там два тренировочных лагеря для подготовки южнойеменских наемников в интересах Эр-Рияда. То есть хоуситы имеют свои передовые базы на островах в Красном море и быстроходные суда, которые вооружены скорострельными пушками среднего калибра. Это делает наличие охранников на борту морских судов фактически бесполезным делом. Кроме того, танкеры, которые выдерживали удары из РПГ и стрелкового оружия, абсолютно бессильны против автоматических пушек и ракет. Одновременно военные НАТО четко дают понять, что при наличии таких технических возможностей у нападавших они не смогут адекватно и оперативно реагировать на подобные атаки. Сам мандат сил ВМС ЕС по борьбе с сомалийским пиратством, как ожидается, не будет продлеваться в следующем году. Кроме того, успех борьбы с пиратством в большой степени зависит от разгрома сухопутных баз. Так, например, произошло в Малаккском проливе, где власти Филиппин и Малайзии только за счет разгрома баз пиратов на суше сумели самым значительным образом минимизировать их активность. Высадить сухопутный десант в Йемен конечно можно, но только в теории, поскольку желающих это делать все меньше и меньше. Особенно на фоне «впечатляющих» успехов войск аравийской коалиции, возглавляемой Саудовской Аравией. Но самое главное, что в очередном всплеске йеменского пиратства мало чисто меркантильного компонента, и много идеологии. А это уже совершенно иной уровень угрозы.
Обострение ситуации с морским судоходством в водах Баб эль-Мандебского пролива
15 ноября, 2016 | Автор: Рябов П.П.
| Напечатать эту статью