О ходе конституционной реформы в Турции (продолжение)

Итак, как сообщили турецкие средства массовой информации, накануне вечером предлагаемый пакет конституционных поправок был передан со стороны Партии справедливости и развития (ПСР) своим потенциальным партнерам по коалиции — Партии националистического движения (ПНД). В прессу просочились основные моменты, связанные с этой законодательной инициативой.

Итак, согласно поступившему предложению, перечисляем их по пунктам:

  1. Должность премьер-министра будет устранена, а кабинет министров будет подчинен непосредственно президенту. Соответственно, президент станет главой исполнительной власти.
  2. В кабинете министров только одна четверть будет состоять из депутатов Меджлиса, оставшиеся три четверти будут назначаться извне (прим.: соответственно, в настоящее время все они назначаются из числа депутатов парламента).
  3. Помощник президента будет назначен из числа членов кабинета министров.
  4. Выборы президента и в парламент страны будут проходить одновременно, в один и тот же день – раз пять лет.
  5. Один человек сможет лишь дважды выбираться на должность президента.
  6. Большинство назначений будут осуществляться президентом. Так, президент будет назначать членов кабинета министров и соответственно отстранять их от должности.
  7. По тем общим вопросам, которые не урегулируются законодательством, президент сможет выпускать соответствующие постановления.
  8. За исключением закона о бюджете, у президента будет право вето.
  9. Принцип нейтральности президента будет устранен из Конституции. Касательно необходимости при своем назначении выхода из партийных рядов, предложений в тексте закона нет. Следовательно, президент сможет быть партийным и сможет быть главой партии.
  10. В настоящее время несущий ответственность только за «предательство родины», президент будет отвечать за свою работу и решения. (прим.: правда, непонятно, что будет с «предательством»). Завести дело против президента можно будет двумя третей голосов депутатов Меджлиса, то есть 367. (прим.: в настоящее время речь идет об одной трети). Решение об отставке будет приниматься ¾ голосов или 412-ю, как и прежде.
  11. В качестве альтернативы предлагается увеличение числа депутатов Меджлиса с 550-ти до 600.
  12. Пока в проекте документа не содержится статьи, касательно переходного периода до 2019 года. Как указывается, решение этого вопроса будет достигнуто в результате переговорного процесса.
  13. Не исключено, что внедрение новой системы, как сопряженное с необходимостью изменений в большом количестве законодательных актов, будет отнесено на 2019 год, до нового выборного периода. С внесением в конституцию временной статьи, относительно упразднения должности премьер-министра и переходу его обязанностей главы исполнительной власти к президенту страны.

В то время, как переговоры по тексту конституционных поправок на межпартийном уровне ПСР – ПНД перешли к исполнителям, Бинали Йылдырым выступил с очередными призывами в адрес Народно-республиканской партии (НРП), пока не поздно, всё же вспомнить о духе единения в стамбульском Еникапы (прим.: 8 августа 2016 года состоялся самый массовый митинг в истории страны, в котором согласно официальным данным приняло участие около 5 миллионов человек, как со стороны правящей партии, так и оппозиционных движений) и вскочить на подножку уходящего поезда.

Со своей стороны, лидер НРП Кемаль Кылычдароглу не демонстрирует никакого намерения вести переговоры по конституционным поправкам с правящей партией: «… Турция охвачена огнем, а у них одна забота. Чтобы обязательно была президентская система. Не будет, друзья. Меняется не режим власти, меняется режим республики. Если ты превращаешь республику в диктатуру, то таким образом меняешь режим».

Но теперь уже НРП уговаривают не только правящая партия, но и националисты, устами лидера Девлета Бахчели, призвавшего собраться всем вместе и решить имеющиеся вопросы. Впрочем, вряд ли это возымеет хоть какое действие.

Подводя черту: переговоры между президентом Р.Т.Эрдоганом и премьер-министром Б.Йылдырымом – с одной стороны и лидером ПДН Д.Бахчели – с другой стороны материализовались в некий документ для обсуждения межпартийной двусторонней комиссией. НРП к её работе не присоединяться, а прокурдская Партия демократии народов (ПДН) и не приглашалась, выступая в роли «изгоев» турецкого Меджлиса. Да ещё и с руководством, находящимся под арестом.

Сроки работы комиссии на этом этапе принципиального значения не имеют. Что имеет значение – то, что постепенно закручивается процесс борьбы за будущее голосование в Междлисе. И если с НРП и ПДН все понятно, то, как это ни странно, далеко не все ясно с самими Партией справедливости и развития и Партией националистического движения, в рядах которых можно говорить об оппозиции конституционной реформе. Правда, в случае правящей партии – пока скрытой, а националистов – явной и уже проявляющей себя.

55.67MB | MySQL:116 | 0,567sec