Беженцы из стран Ближнего Востока и Северной Африки в странах Европы и мероприятия, необходимые для снижения террористической угрозы

Гражданин Афганистана задержан в Германии по подозрению в членстве в террористическом движении «Талибан». Об этом говорится в сообщении, которое было распространено Генпрокуратурой ФРГ. 17-летний молодой человек подозревается в том, что вступил в «Талибан» в 2013 году и принимал участие в боевых действиях на стороне исламистов против регулярной афганской армии. Когда он прибыл на территорию Германии и представлял ли он непосредственную угрозу, не сообщается. Согласно последним данным Федерального ведомства по уголовным делам, в текущем году в центре внимания спецслужб ФРГ находятся около 450 исламистов, от которых исходит потенциальная террористическая угроза. За последние 15 лет правоохранительным органам удалось предотвратить 11 терактов, готовившихся на территории страны, указывал ранее руководитель этого ведомства Хольгер Мюнх. За последние месяцы германские спецслужбы провели несколько антитеррористических спецопераций. Последняя по времени прошла 8 ноября: были задержаны пять человек в возрасте от 26 до 50 лет. Среди предполагаемых террористов числятся граждане Ирака, Турции, Германии и Камеруна, а также молодой человек с немецким и сербским гражданством. По предварительным данным, они сформировали ячейку по вербовке новых кадров для «Исламского государства».

В связи с этим сообщением, видимо, следует сделать некоторые выводы о реальной и потенциальной угрозе внутренней безопасности ФРГ со стороны различного рода джихадистов. При этом отметим два момента, которые, безусловно, характеризуют ситуацию в этой области.

Во-первых, это то, что в Германии отсутствует по факту структурированное и глубоко законспирированное исламистское подполье, которое можно оправданно отнести к деятельности той или иной группы радикалов. Даже в самые тревожные времена противостояния с «Аль-Каидой» или «Исламским государством» (обе организации запрещены в России) в период их расцвета в Германии не было отмечено присутствия их серьезных законспирированных структур. Исламисты выбирают для этого Францию, Бельгию или Испанию. При этом территория ФРГ не становится объектом для проведения серьезных террористических резонансных атак джихадистов. Те инциденты, которые мы видели в последние месяцы, надо характеризовать, прежде всего, как проявления т.н. «психиатрического террора» отдельных неуравновешенных личностей. Но, ни в коей мере, ни как проявления целенаправленной активности серьезных групп. И это хорошо иллюстрирует вышеприведенное заявление Генпрокуратуры ФРГ, которая «смешивает» в одну кучу и сторонника «Талибана», и вербовщиков ИГ. 11 предотвращенных терактов за 15 лет говорят об очень хорошей, по сравнению с другими странами ЕС, ситуации в ФРГ. Из сказанного возникает второе важное обстоятельство, характеризующее ситуацию с возможной активностью исламистского террора. Это, безусловно, то, что в силу самой льготной программы социальных и материальных дотаций для беженцев среди стран ЕС ФРГ становится, если угодно, «тыловой базой» для тех же исламистов или потенциальных последователей террора. В ФРГ удобно жить и планировать боевые акции, но никак их не осуществлять на немецкой территории, дабы не вызвать враждебный прессинг властей и населения. Единственное, что можно сказать в этой ситуации, так это только то, что со временем дети прибывших из стран Ближнего Востока беженцев обязательно вольются либо в ряды джихадистов, либо иных радикальных групп. И связано это будет именно с проблемами их обязательных комплексов национальной самоидентификации. Ровно так это сейчас происходит в Франции, Бельгии и Великобритании. Нынешние волны перемещенных лиц из Сирии, Ирака или Ливии очень невыгодно в этом контексте отличаются от тех категорий беженцев, которые в основном прибывали в ФРГ ранее — турок и африканцев, которые осложняли главным образом криминальную ситуацию, нынешние же беженцы (а вернее — их дети) со временем обязательно захотят обратиться к истокам, то есть к исламу. И, как правило, в самом радикальном его исполнении, поскольку им надо действие, а не статика. При этом система, при которой беженец не заинтересован в своей адаптации и предпочитает жить на пособие в привычной для себя системе координат, рано или поздно приведет к вспышке радикального терроризма. Отсюда единственный стратегический выход для стран-членов ЕС из этой ситуации — пересмотр системы социальных выплат перемещенным лицам и ужесточение условий их адаптации. Или другим словами — создание оптимальных условий по их ассимиляции.

Возвращаясь к теме конкретных действий органов безопасности ФРГ в нынешней ситуации, отметим, что противостоять проявлениям спонтанного «психиатрического терроризма» на уровне их подготовки практически невозможно. Это ставит на повестку дня, прежде всего, вопрос ограничения путей получения такими индивидуумами серьезного огнестрельного оружия. Другими словами, одним из основных направлений работы является внедрение агентуры на каналы поставок огнестрельного оружия и боеприпасов в Германию в первую очередь из Украины, Балканских стран и Бельгии. Это три основных на сегодняшний день центра «черного» оружейного рынка. При этом контроль на границах в силу прозрачности границ шенгенского пространства является мерой неэффективной. В этой связи представляется крайне актуальной активизация агентурной работы в чеченских диаспорах, которые в основном представлены бывшими боевиками и членами их семей. Эта среда является одной самых главных баз рекрутирования потенциальных джихадистов или террористов, а также контрабанды оружия. Надо отдавать себе отчет в том, что менталитет этой категории лиц в большинстве случаев подразумевает естественное наемничество по исполнению самых серьезных преступлений. В этой связи надо отбросить политические барьеры и очень четко прислушиваться к информации российских спецслужб в отношении этой категории лиц. Надо уяснить себе, что если российские спецслужбы утверждают, что тот или иной индивид опасен, то это соответствует действительности без всякой политической подоплеки. И эпизод с исполнителями теракта в США во время бостонского марафона это прекрасно иллюстрирует.

Второе направление работы — это усиление оперативной работы в мусульманской общине. При этом особое внимание необходимо уделять центрам естественного притяжения мусульман в виде мечетей, молельных кружков и комнат. Самое важное в данной ситуации — вычислять лиц из числам самопровозглашенных имамов и проповедников. Анализ их проповедей на предмет наличия в них экстремистских идей требует вербовки специальной агентуры, которая имеет опыт теологического обучения в странах исламского мира и может очень четко анализировать контекст такого рода проповедей. Такого рода проповедники должны в обязательном случае либо депортироваться, либо самым серьезным образом профилактироваться. В том числе и с использованием самых жестких методов психологического давления. Вообще диаспоре беженцев надлежит четко воспринять очень простой тезис — «ты можешь заниматься бизнесом, но не можешь заниматься политикой». Может быть это неполиткорректно, но спецслужбы созданы не для того, чтобы исповедовать толерантность. Надо самое пристальное внимание уделить приобретению тотальных агентурных позиций в лагерях для беженцев и в т.н. «мусульманских кварталах». Подчеркнем, что речь в данном случае идет именно о тотальном подходе. Вообще надо использовать ситуацию с центрами для перемещенных лиц для того, чтобы активно вербовать там агентуру, в том числе и с прицелом на будущее. Это позволит в нужной степени насытить агентурный аппарат в местах будущего расселения беженцев, причем не только в самой ФРГ, но и в других странах Европы, куда они распределяются по системе европейских квот приема перемещенных лиц.

Еще одно направление — это активизация работы в тюрьмах и местах заключения. Как показывает практика, европейские тюрьмы являются одним из главных центров вербовки новых джихадистов из уголовного элемента. Особое внимание в этой связи надо уделить организации рабочего взаимодействия с органами безопасности Франции и Бельгии. Именно в тюрьмах этих государств такая практика распространена очень широко.

52.19MB | MySQL:103 | 0,570sec