Современное состояние ряда отраслей промышленности ИРИ

После нефтегазового и нефтехимических комплексов Ирана привлекательными с точки зрения инвестиций можно было бы назвать: горнодобывающую промышленность, металлургию, автомобилестроение и авиационный рынок.

Горнодобывающая промышленность

Горнодобывающая промышленность в настоящее время является одной из наиболее быстро и успешно развивающихся отраслей иранской промышленности. На Иран приходится 2% от общего объема мировых запасов полезных ископаемых. В стране насчитывается 60 тыс. шахт с добычей 70 видов полезных ископаемых (особенно свинец, цинк, хром, медь, золото, полудрагоценные камни). Согласно исследованиям центра исламской биржи имеется 16400 перспективных месторождений с 48 млрд т сырья общей стоимостью 1 трлн долл. США[i].

В 2013 году правительство Ирана приняло решение о стратегическом развитии данной отрасли. В марте 2013/14 гг. экспорт руд железных и цветных металлов занимал 15% ненефтяного экспорта Ирана, увеличившись  за 5 лет с уровня в 9%[ii]. За 7 месяцев текущего 1395 г. экспорт минеральной продукции вырос на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года[iii].

Основными месторождениями железной руды являются: «Голегоухар», «Джелалабад», «Чадормалю», «Санган». Национальная Медная Компания Ирана реализует программу по освоению месторождений меди и производству катодной меди и медного концентрата (рост около 5% ежегодно). Имеются перспективные залежи золота. Ежегодная добыча в текущем иранском году запланирована в объеме 5 т. В ближайшие месяцы должен пройти тендер на развитие месторождения золота Заршуран рядом с г. Тагаб (провинция З. Азербайджан), где фаворитом является немецко-английская компания[iv].

Стоит отметить недавнюю оценку министра промышленности, рудников и торговли Р.Нематзаде: «Иран в области добычи, особенно в карьерном способе, и в обработке минерального сырья располагает передовыми технологиями, но имеет отсталость в шахтном способе добычи. Новые проекты будут соответствовать самым высоким требованиям, в связи с чем, государство ввело запрет на импорт устаревших технологий в этой отрасли»[v].

По итогам 2015 г. в горнорудном секторе достигнут рост в размере 11%. Заключено 72 договора с иностранными компаниями, из которых 29 – в стадии реализации. За период с апреля по июль 2016 г. сюда привлечено 3,1 млрд долл. США инвестиций. Поэтому известный аналитик на бирже Тегерана считает, что инвестиции в этот сектор наименее рискованны и имеют большую отдачу[vi].

 

Металлургия

В 2013 г. правительство Х.Роухани начало программу модернизации металлургической промышленности. В первую очередь было начато строительство фабрик по производству губчатого железа и окатышей при месторождениях. Так в октябре с.г. завершены два проекта:  на сталелитейном комплексе «Сапид Дашт» (Чехармеха́ль и Бахтиа́рия) и 2 установки холдинга «Кавех Парс» по производству губчатого железа на юге о.Киш мощностью 1,2 млн т/год[vii]. Суммарные мощности по выпуску этих исходных продуктов к 2025 г. должны увеличиться с 20 до 40 млн т.

Выплавка стали в Иране ведется на трех основных металлургических комбинатах: Исфаханский металлургический комбинат (Зоубе Ахане Исфахан), Исфаханский «Мобаракет», Хузестанский комбинат, завод «Хормозган», принадлежащие «Национальной Металлургической Компании Ирана» завод в Хорасане и исфаханский завод «Саба», а также завод «Иранской компании по производству сплавов» в Йезде. Примечательно, что частные металлургические компании Ирана произвели в первой половине текущего 1395г. более 1,9 млн тонн стали, показав 37% рывок по сравнению с прошлогодним периодом[viii].

В текущем году будет произведено 17 млн т стали, а к 2025 г. запланировано выпустить 55 млн т и начать ее экспорт (в 2013г. было 15,6 млн т [ix]). Однако, по мнению большинства производителей, выполнить эту амбициозную задачу можно только при условии структурных реформ в отрасли путем слияния малых и средних предприятий и образования консорциумов, а также инвестиций в горнодобывающую инфраструктуру. Так, на комиссии в ТПП ИРИ внимание участников было обращено на проблему  ценообразования стального листа на внутреннем рынке. Комбинат «Мобараке» обеспечивает только 30% потребностей страны в нем. Правительство, повысив в прошлом году пошлины, способствовало монополизации им этого рынка (импортная цена была 300 долл. США/т, внутренняя — 450 долл. США/т)[x].

Основными иностранными партнерами иранских металлургов являются немецкие и финские компании  SMS Demag AG,  Lurgi Gmbh,  Outotec, итальянские Danieli и Tenova, китайские MCC (China Metallurgical Group Corporation) и Zhengzhou Taida Mining and Metallurgical Equipment.

Успешно развивается алюминиевая промышленность, состоящая пока из трех заводов «Хормозал», «Иралко»  и «Альмехди», мощность которых  в 2015 г. суммарно составляла 450 тыс. т. Организация развития и модернизации промышленности Ирана (IMIDRO), в н.вр. ведет переговоры с иностранными инвесторами по строительству в Иране завода алюминиевых анодов[xi]. С весны 2015 ею реализуется проект нового завода в провинции Фарс мощностью 450 тыс. т[xii].

 

Автомобильная промышленность

Как утверждается в сборнике ИВ РАН: «Иран является самым большим рынком автомобилестроения на Ближнем Востоке: на него приходится до 10% от ВВП Ирана, и это вторая по величине отрасль после нефтяной: в отрасли занято 4% работающего населения (700 000 чел.)»[xiii].

После отмены санкций начинается бурное развитие иранского автопрома. За 7 месяцев текущего года (по 21 октября) производство автомобилей в стране увеличилось на 26,2%, было произведено около 0,639 млн авто (в 2013 – 0,624, в 2011 – около 1,42 млн авто.) Традиционно на иранском рынке до 2012 г. сильные позиции принадлежали французам. Поэтому неудивительно, что Peugeot и Iran Khodro уже летом создали СП, первые автомобили которого выйдут в начале 2017г. В свою очередь Renault  подписал с государственной организацией по промышленному развитию и реконструкции (IDRO) протокол о создании в 2018г. комплекса по выпуску запчастей и сборке моделей «Симбол» и «Дастер», в т.ч. для экспорта[xiv]. Иранская Saipa и Citroen в начале октября заключили контракт на передачу технологий и производство запчастей на заводе в Кашане. Volkswagen Group  подготовила договор с компанией Mamut, а Кеrman Motor заключила договор с Hyundai на производство его моделей. IDRO ведет переговоры с концерном Fiat об организации СП, однако отсутствие отношений с мировыми банками мешает найти источники финансирования проекта.

В условиях санкций крупнейшие заводы, вынуждены были увеличивать объемы сборочного производства с китайскими компаниями. Так, Modirain Khodro, 49% акций в которой принадлежит китайскому авто бренду Jeelly, и Кеrman Khodro, осуществляют сборку автомобилей марки JAC. К концу года на своем автозаводе в Тебризе Iran Khodro запускает с китайским SAIC Motor Co. конвейер по выпуску китайского седана MG – 360 мощностью 100 тыс. авт./год[xv]. Лицензионные соглашения с иранскими  Iran Khodro и Saipa имеют также Kia и Nissan.

Большие возможности имеет также рынок грузовых автомобилей, где реализуется программа замены устаревшего транспорта в количестве 150 тыс. автомобилей, возрастом старше 35 лет.  Поэтому СП с локализацией производства таких брендов как «Мерседес», «Скания», КАМАЗ или МАЗ очень актуальны. Недавно стало известно, что иранская Deltarah при технической поддержке известной немецкой фирмы ZF начал производить АКП и подвески для горнодобывающей и автодорожной спецтехники[xvi].

Пока выпускаемые Ираном автомобили в большинстве не соответствуют мировым стандартам, их себестоимость в 2 раза дороже, чем за рубежом. Но как представляется, это временное явление, т.к. специалисты отмечают конкурентоспособность производимых на новых мощностях автозапчастей и автокомплектов (CKD, CBU)[xvii].

В заключении стоит отметить, что после победы Д.Трампа на президентских выборах в США некоторые автоконцерны Европы стали выражать опасения по поводу проектов в Иране в связи с позицией нового президента США в отношении СВПД. В частности, появились сообщения о рассмотрении Renault вопроса о переносе упоминавшегося ранее проекта автосборочного завода из Ирана в Пакистан[xviii].

 

Рынок гражданской авиации

Рынок гражданской авиации и авиаперевозок также располагает серьезным инвестиционным потенциалом. Недавно министр дорог и городского строительства ИРИ заявил: «В ближайшие 10 лет, до 2025 г. авиапарк страны должен быть пополнен 400 пассажирскими самолетами, что потребует более 20 млрд долл. США»[xix]. Дело в том, что иранский авиапарк насчитывает в настоящее время 250 самолетов, но 240 из них требуют замены по причине выработки ресурса. При этом перевозки только за последние 7 месяцев увеличились в стране на 15%[xx]. Показательно, что после снятия  16 января с Ирана санкций в связи с его ядерной программой уже 28 января президент Х.Роухани в ходе визита в Париж обсудил с руководством Airbus вопрос сотрудничества. В итоге переговоров, затянувшихся на полгода, Министерство дорог и гражданского строительства договорилось купить у Airbus 111 самолетов за почти 10 млрд долл. США и у Boeing 108 самолетов. Контракты пока не подписаны, в первую очередь из-за необходимости получения на каждом этапе сделки разрешения из Минфина США. После избрания нового президента США и принятия Палатой представителей Конгресса США законопроекта по запрету финансирования этих сделок американскими банками переговоры с западными авиакомпаниями были прерваны. Airbus, Boeing и Bombardier не участвовали в 8-м международном авиасалоне на о.Киш. Более того иранские авиакомпании возобновили в рамках этого авиасалона переговоры с АО «Сухого» о закупке самолетов «Суперджет» (SSJ-100)[1].

[i] 24.09.16 из интервью с инвестиционным аналитиком С.А. Аббас, э.агентство бартаринха

[ii] Обухова А.Н. Сборник ИВ РАН 2016 «ИРАН во втором десятилетии XXI века: вызовы и перспективы» с.224

[iii] 11.11.16 из министерства промышленности, рудников и торговли, э.агентство бартаринха

[iv] 10.11.16 из интервью директора ИМИДРО, ИРНА

[v] 10.11.16 из интервью министра, газета «Эктэсаде Донья»

[vi] 24.09.16 из интервью с инвестиционным аналитиком С.А. Аббасом, э.агентство бартаринха

[vii] 2.10.16 сообщение ИМИДРО, ИРНА

[viii] https://financialtribune.com/archive/2016/11/01/articles/domestic-economy/52662/private-sector-leads-growth-in-steel-industry

[ix] 2.10.16 из ТПП Тегерана, газета «Эктэсаде Донья»

[x] 28.09.16 из ТПП, газета «Эктэсаде Донья»

[xi] http://www.irna.ir/fa/News/81825746/

[xii]http://www.iran.ru/news/economics/97171/V_iranskoy_provincii_Fars_dan_start_stroitelstvu_krupneyshego_v_strane_alyuminievogo_zavoda

[xiii] Обухова А.Н. Сборник ИВ РАН 2016 «ИРАН во втором десятилетии XXI века: вызовы и перспективы» с.225

[xiv] 2.10.16 со ссылкой на ТАСНИМ, э.журнал бартаринха

[xv] 28.09.16 из интервью директора группы Ходро Азербайджан, ИРНА

[xvi] 15.09.16 газета «Эктесаде донья»

[xvii] 15.10.16 из минпромторга, газета «Эктесаде донья»

[xviii] 11.11.16 агентство ФАРС, со ссылкой на Рейтерс

[xix] 12.10.16 из министерства лорог и городского строительства агентство МЕХР

[xx] 17.11.16 из обзора газеты «Эктесаде донья»

52.22MB | MySQL:103 | 0,447sec