Зачем президент Судана О.аль-Башир ездил в Саудовскую Аравию

Президент Судана Омар аль-Башир посетил 24 октября с.г. с официальным визитом Эр-Рияд, где встретился с королем КСА Сальманом. Обсуждались вопросы двустороннего сотрудничества, в том числе и в формате участия одной тысячи суданских солдат в составе аравийской коалиции в операции в Йемене. От себя отметим, что суданские военные никак себя в этих действиях не проявили, а фактически «растворились». По некоторым данным, они фактически все заняты на охране ключевых объектов в Адене и его пригородах, и в непосредственных боевых действиях участия не принимали. Визит суданского президента должен был подчеркнуть приверженность Хартума сделанному им ранее выбору: отход от иранской орбиты влияния и переход под саудовский «зонтик». Но на наш взгляд, более важным был визит двух основных суданских силовиков в Эр-Рияд, состоявшиеся за неделю до визита О.аль-Башира. 17 октября саудовскую столицу с секретным визитом посетили министр обороны Судана Авад Мухаммед Ахмед и глава Национальной службы разведки и безопасности (НСРБ) генерал Мухаммед Атта аль-Мулла Аббас. Они встретились с министром внутренних дел принцем Мухаммедом бен Наефом, министром обороны Мухаммедом бен Сальманом и главой Управления общей разведки (УОР) КСА Халедом бен Али аль-Хумейданом. По некоторым данным, на встрече обсуждался вопрос о выделении кредитной линии не менее чем в 3 миллиарда долларов США якобы для того, чтобы окончательно разгромить силы повстанцев из Движения за справедливость и равенство (ДСР) в Дарфуре Суданского народно-освободительного движения (СНОД-север) в штатах Южный Кордофан и Голубой Нил. Причем решение именно о чисто военном пути решения этой проблемы принято Хартумом еще в сентябре с.г. Согласно секретным сообщениям дипломатов стран Аравийского полуострова, которые аккредитованы в Хартуме, в октябре с.г. перед своим визитом в Анкару, министр иностранных дел Судана И.Гандур провел секретную встречу с послами аравийских монархий, на которой он четко акцентировал их внимание на том, что «Хартум не видит иной альтернативы решения проблемы повстанческого движения в Дарфуре и «проблемных штатах», кроме как военного». При этом суданское руководство исходит из убеждения, что «Вашингтон не сможет добиться прогресса в формате своего давления на руководство этих партизанских групп и убедить их сесть за стол переговоров с Хартумом на приемлемых условиях». При этом, старясь склонить суданское руководство к достижению компромисса с повстанцами, представитель Белого дома по Судану Дональд Босс намекал во время личных встреч с представителями суданских властей на возможность частичного снятия санкций в случае прогресса на этих консультациях. Но президент Б.Обама в этом месяце продлил санкции еще на год, охарактеризовав «политику президента Башира, как угрозу национальной безопасности США». От себя отметим, что этот «манок» в виде снятия санкций Вашингтон уже использовал один раз, как минимум, когда убеждал Хартум бескровно разойтись с Южным Суданом. И, естественно, обманул.

При этом суданское руководство предпринимает определенные шаги для создания позитивного имиджа режима. Оно назначило премьер-министра, инициировало процесс национального диалога, объявило о перемирии в боевых действиях в Дарфуре, провело многопартийные выборы в парламент. Требования оппозиции провести глубокие реформы власти в стране и перейти фактически к системе парламентской республики для самого О.аль-Башира и его окружения абсолютно неприемлемо. Попытки Хартума позиционировать себя в качестве одного из столпов борьбы с исламистским терроризмом и краеугольным камнем противодействия незаконной миграции в Европу никого не убедили. Мы уже ранее сообщали, что США и их западным союзникам нужна голова самого О.аль-Башира и его ближайшего окружения, и на меньшее они просто не согласятся. И суданский президент, похоже, это осознал. Как и то, что санкции не будут отменены и при новой американской администрации. Отсюда и подготовка к решению проблемы сепаратизма военным путем, поскольку терять президенту Судана уже фактически нечего. Но есть одно существенное «но». Это вопрос финансирования. Конечно, 3 миллиарда на войну никто в КСА не даст. Не те времена нынче. При этом мы очень сомневаемся в том, что речь на консультациях шла именно о финансировании войны. 3 миллиарда долларов появились на повестке дня как цена дальнейшей лояльности Хартума саудовской политике и предполагается, что это многоходовый и многолетний транш на поддержание в первую очередь суданской экономики, а не армии. Хотя и последней, наверняка, что-то перепало бы. Но суданцы запоздали со своим предложением. Общий отказ Эр-Рияда от политики превращения королевства в регионального жандарма уже произошел, пусть и не публично, но в головах саудовской элиты. Отсюда малая заинтересованность в суданских военных как составной части некой панарабской армии под эгидой ЛАГ. Да и ситуация с дефицитом бюджета КСА не позволяет вот так спокойно разбрасываться деньгами. И Хартум получил отказ. Резкая девальвация суданского фунта в ноябре с.г. (то есть точно по итогам встреч в КСА) свидетельствует о том, что саудовская финансовая помощь Хартуму будет очень серьезно урезана. А это в свою очередь означает, что финансов для решения проблемы сепаратизма чисто военным путем у Хартума в среднесрочной перспективе не предвидится.

62.82MB | MySQL:102 | 0,522sec