Ситуация в зоне Сахеля: октябрь 2016 г.

В Мали октябрь начался с достаточно необычного для этой страны события — тысячи жителей Бамако вышли на манифестацию с тем, чтобы выразить протест против нового избирательного закона и выступить за равный доступ к государственным СМИ. Акция была организована по призыву 13 оппозиционных партий. Ее возглавил «главный» оппозиционер Сумайла Сиссе.

Как заявил еще один лидер оппозиции Умар Дико, «мы также требуем возвращения в страну бывшего президента Амаду Тумани Туре и проведения консультаций, призванных вывести страну из кризиса». Бывшего президента, с 2012 года находящегося в Сенегале, поддерживает Партия за экономическое и социальное развитие (PDS).

Манифестация завершилась без происшествий, поскольку порядок поддерживали специально назначенные группы активистов. Последнее обстоятельство может указывать на то, что некоторые оппозиционные партии обзавелись собственными силовыми структурами.

Амаду Тумани Туре (АТТ) был свергнут группой военных 22 марта 2012 года, за несколько недель до завершения срока действия его президентского мандата. Путчисты обвиняли бывшего президента в неспособности решить проблему Северного Мали, к тому времени уже захваченного формированиями трех джихадистских группировок – «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» (АКИМ), «Ансар ад-дин» и Движения за единство и джихад в Западной Африке (ДЕДЗА).

Действующий малийский режим обвиняет АТТ в «государственной измене».

Боевики джихадистской «тройки» были вытеснены из региона в январе 2013 года в результате французского военного вмешательства. Сейчас в стране кроме французского контингента развернут международный миротворческий контингент Minusma, однако действия джихадистских группировок от этого не прекратились.

Тем временем своим чередом развивался конфликт на севере Мали между бывшими повстанцами — туарегами из «Координации движений Азавада» (КДА) и боевиками проправительственной «Платформы», главным образом входящей в альянс «Группы самообороны туарегов Имгада и союзников» (ГСТИС). КДА, в частности, 1 октября представила во все структуры, образованные на основании мирного соглашения от июня 2015 года, детальный список из совершенных прошедшим летом и в сентябре 63 нарушений мирного соглашения со стороны боевиков «Платформы» с именами погибших, точными местами, где имели место инциденты, а также их описаниями. Кроме того, утверждалось, что в роли боевиков ГСТИС нередко выступали солдаты малийской армии. Понятно, что представители ГСТИС «категорически» опровергли эти обвинения.

8 октября в Кидале погиб видный полевой командир КДА Шейх аг Ауса. По данным источников в миротворческой миссии, его машина подорвалась на мине после того, как он покинул бюро Minusma, где принимал участие в совещании с командованием миротворцев. Командование КДА, формирования которой контролируют Кидаль, потребовало проведения независимого расследования происшедшего.

Выходец из племени ифогас, Шейх аг Ауса занимал второй по значимости пост в «Верховном совете за единство Азавада» (входит в КДА) и пользовался репутацией «ястреба». Одно время состоял в джихадистской группировке «Ансар ад-дин» и считался «правой рукой» ее главаря Айяда аг Гали. В 2013 году, сразу после французского военного вмешательства в Мали, он вышел из «Ансар ад-дин» и присоединился к «Исламскому движению Азавада», которое в мае 2014 года стало именоваться «Верховным советом за единство Азавада».

Уже позднее выяснилось, что кто-то заминировал машину Шейха аг Аусы — она взорвалась в 500 метрах от лагеря миротворцев. Причем мина была магнитной, из-за чего подозрение сразу же пало на французов, поскольку только они могли иметь такое достаточно сложное устройство. Последние к тому же к этому времени начали дистанцироваться от туарегов, которые в свое время помогли им в 2013 году и позднее в борьбе против джихадистской «тройки».

В середине октября Бамако во исполнение мирного соглашения от 2015 года назначил участников временных администраций в пяти провинциях на севере страны. Эти назначения привествовала КДА. В состав временных администраций вошли представители государства, КДА и ГСТИС.

В начале третьей декадя месяца в Гао был организован первый совместный патруль, в котором приняли участие малийские военные, боевики ГСТИС и французские солдаты. Считается, что такое мероприятие должно было подготовить  патрулирование с участием малийских военных, а также боевиков ГСТИС и КДА, как это было предусмотрено мирным соглашением. Пока это не было реализовано. Ранее, в начале месяца, в районе Менаки был организован патруль с участием малийских и французских военных, а также боевиков КДА. Примечательно, что при обоих патрулях в роли сторонних наблюдателей остались миротворцы.

В октябре сохранялась напряженность и на антитеррористическом фронте. 4 октября был обстрелян из минометов лагерь миротворцев близ Агельхока в районе границы с Алжиром. В результате обстрела погибли двое солдат, пять получили тяжелые ранения. Национальность пострадавших миротворцев в коммюнике Minusma не называлась.

5 октября в районе Томбукту в результате подрыва на радиоуправляемой мине армейской автомашины погибли двое малийских военнослужащих, еще двое получили тяжелые ранения. Военные эскортировали представителей местной власти. В связи с участившимися подобными случаями наблюдатели пришли к выводу, что таким образом джихадисты пытаются помешать деятельности недавно сформированных местных властей

5 октября в Ниамее было объявлено, что Германия создаст в Нигере тыловую базу, с которой будет осуществляться снабжение  формирований Minusma в Мали. Нигер уже принял ранее военные базы Франции и США, военнослужащие с которых принимают участие в борьбе против джихадистов в соседних Ливии и Мали. В частности,  их беспилотники действуют с баз в Ниамее и Агадезе.

6 октября в Нигере в результате атаки на лагерь малийских беженцев в районе Тазалита (300 км к северо-востоку от Ниамея), приписанной джихадистам, погибли 22 нигерских солдата, еще 5 получили ранения. Из числа нигерских военных, охранявших лагерь, только трем удалось спастись бегством. По данным национальной службы безопасности, в атаке участвовали от 30 до 40 хорошо вооруженных боевиков, которые говорили между собой на языке туарегов. Они расстреляли солдат в момент приема пищи. Два часа спустя нападавшие скрылись, забрав с собой оружие и боеприпасы нигерских солдат, а также три автомашины.

7 октября правительство Голландии сообщило, что ее воинский контингент в составе Minusma сохранится и в 2017 году, однако в сокращенном составе. На начало будущего года запланирован вывод из Мали вертолетного подразделения голландской армии, в составе которого 7 машин, в том числе 4 боевых вертолета типа «Апач». Таким образом, в составе Minusma останутся около 290 голландских солдат. Голландия участвовала в составе Minusma с апреля 2014 года с контингентом порядка 400 военнослужащих.

11 октября в Томбукту при попытке совершить теракт против шведских миротворцев погиб боевик — смертник. «Голубые каски» застрелили его после того, как он не выполнил их требований остановиться.

В составе Minusma действуют 230 военных и полицейских из Швеции. Они развернуты главным образом в районе Томбукту.

Очередной инцидент в октябре имел место и в Буркина-Фасо, где 12 октября в результате нападения неизвестных на пограничный пост в Интангом близ границы Мали погибли трое буркинийских военнослужащих и двое гражданских лиц. Один солдат пропал без вести. В завязавшемся бою были убиты двое из числа нападавших. Тем не менее им удалось захватить армейский пикап с пулеметом. Немедленно в район инцидента были направлены подкрепления, действия которых поддерживал вертолет.

Буркинийские военные сменили на этом посту полицейских после атаки на него 1 июня с.г. Тогда погибли трое полицейских.

Инцидент 12 октября стал первым, когда в результате нападения джихадистов погибли буркинийские военные. До этого в таких нападениях погибали таможенники и полицейские. Всего в приграничной буркинийской провинции Удалан с 2015 года было совершено 8 нападений.

13 октября стало известно, что в результате подрыва на самодельном взрывном устройстве двух французских бронированных машин на севере Мали в районе Абейбара ранения получили 6 французских солдат из контингента «Бархан». Тогда же было объявлено, что Париж намерен усилить этот контингент, действующий в пяти странах Сахеля, включая Мали. В его состав будет направлено дополнительное число боевых вертолетов, 4 истребителя (к 3 уже имеющимся на авиабазе в Нджамене), а также дальнобойные артиллерийские орудия с дальностью стрельбы до 40 км.

Также 13 октября в результате подрывов на трех минах двух малийских армейских автомашин в центральной части Мали погибли 4 солдат. Инцидент имел место на автодороге между населенными пунктами Диабали и Нампала.

15 октября в Нигере в районе Тахуа близ границы с Мали неизвестные похитили американца, работавшего на одну из гуманитарных организаций. В ходе похищения погибли двое нигерцев, сопровождавших гражданина США. Похитители скрылись в Мали. Этот инцидент стал первым в регионе, когда были затронуты американские интересы. Ранее в октябре в этом же районе в результате нападения неизвестных на лагерь малийских беженцев погибли 22 охранявших его нигерских солдата.

По данным МВД Нигера, американец Джефри Вудк, скорее всего, был похищен боевиками ДЕДЗА.

17 октября в Нигере была атакована тюрьма в населенном пункте Кутукале (50 км к северо-западу от Ниамея), где содержатся обвиняемые в «терроризме», среди них — многие малийцы. По данным МВД страны, это нападение было отбито. Тюрьма в Кутукале считается самой охраняемой в Нигере.

10 мая в Бамако малийские власти закрыли офисы южноафриканской золотодобывающей компании «Рэндголд» в связи с тяжбой, возникшей между Мали и этой группой по поводу уплаты налогов. Понятно, что по закону жанра, Мали хотело бы получить больше, а «Рэндголд» — платить меньше. По оценке компании, значительная часть требуемых выплат «не оправдана и безосновательна, и идет вразрез с конвенциями, которые гарантируют налоговую стабильность». По ее данным, речь идет о круглой сумме, превышающей 200 млн долларов. Компания утверждает, что решение Бамако не коснулось работы золотодобывающих шахт.

Компания «Рэндголд» работает главным образом во франкоговорящих странах Африки. В Мали она присутствует уже свыше 20 лет. Мали участвует 20 процентами в капиталах трех шахт компании, работающих в стране, что приносит ей от 7 до 11 процентов ВВП. Еще две шахты компании работают в Кот-д`Ивуар и ДРК. В 2015 г. чистая прибыль компании составила 189 млн долларов, оборот — 1,4 млрд долларов.

К 26 октября конфликт был урегулирован – «Рэндголд» частично удовлетворила требования Бамако, заплатив около 30 млн долларов.

В целом, тревожит наметившийся раскол между французскими военными из контингента «Бархан» и туарегами из КДА. Он никак не будет способствовать реализации мирного соглашения 2015 года, и более того, ставит под сомнение саму возможность его реализации.

52.36MB | MySQL:103 | 0,456sec