О влиянии экономического кризиса на снижение уровня жизни в Алжире

За минувший год уровень жизни рядовых алжирцев продолжил заметно ухудшаться. В частности, это наглядно показывают последние официально проведенные в стране Управлением национальной статистики (ONS) опросы и Независимым национальным союзом работников государственных учреждений (Snapap).

По данным президента последнего Рашида Малауи, если проведенное его работниками ежегодное исследование покупательской способности населения 2015 года показало, что для обеспечения минимальных потребностей семьи из пяти человек она должна иметь ежемесячный доход не менее 60 тысяч динар, то к началу 2017 г. этот уровень может преодолеть отметку в 70 тысяч динар (с учетом нынешнего курса алжирского динара по отношению к американскому доллару 110.68 к 1 это около 600 долларов США).

И речь, по его данным, не идет о каком-то «роскошном» образе жизни. По словам Р.Малауи, это означает, что всего лишь за один кризисный год еще большее число алжирцев оказались за пределами возможности жить нормальной жизнью.

В частности, данная ситуация подразумевает, что отдельно взятая среднестатистическая семья в стране зачастую оказывается уже неспособна даже полноценно питаться и одеваться, не говоря уже о тратах на отдых, развлечения, откладывание денег «на черный день», а также сладости или игрушки для детей. Кроме того, из рациона простых алжирцев практически полностью исчезает мясо и рыба. Те же, кто укладывается в ежемесячный доход в 70 тысяч динар, могут позволить себе в месяц покупку лишь одного килограмма мяса на человека.

По разным данным, на конец 2016 г. лишь 50 – 60 процентов алжирских семей имеют подобные доходы.

При этом, по данным Всемирного банка, создается заметный риск резкого роста в следующем 2017 году самых проблемных категорий алжирского населения (на 2011 г. пропорции находящихся у черты бедности по данным его экспертов составили в Алжире 10 процентов, «умеренно бедных» — 5.5 процентов, и «крайне бедных» – 0.5 процента).

Кроме того, опасность ситуации для властей обусловлена и тем, что в стране появились целые условно «бедные» районы. Так, в целом бедность в два с половиной раза более распространена в местностях к югу от Атласа, где до сих пор по оценке экспертов Всемирного банка многие местные жители «ведут натуральное хозяйство.

Однако это не означает, что бедное население отсутствует и на более стабильном побережье. Так, по данным того же Всемирного банка, 75 процентов малоимущих алжирцев концентрируется в районах крупных городов, где они работают преимущественно в неформальном секторе.

Не менее интересная и показательная ситуация наблюдается и при последнем по времени обследовании алжирского рынка труда по отраслям. Так, в результате проведенного ONS исследования 581 государственного и 252 частных предприятий выяснилось, что среднемесячные заработки алжирцев на начало 2016 года оценивались в 39 200 динар.

При этом в среднем их доходы за минувший год увеличились на 3.8 процента, тогда как увеличение расходов по ряду направлений увеличилось более чем на 10 процентов.

Кроме того, данное исследование также выявило заметный разрыв в доходах между работниками государственного и частного секторов. Если в первом случае средняя ежемесячная зарплата составила 54 700 динар, то во втором – лишь 32 100 динар.

На фоне этого наблюдаются заметные различия по доходам внутри этих секторов. Например, самые лучшие зарплаты в Алжире отмечаются в отраслях нефтегаза и финансов (соответственно 100 500 динар в месяц и 59 200 динар в месяц.

Ниже находится сектор строительства, в котором в среднем заработная плата составляла лишь 29 900 динар.

Но особенно показателен разрыв в зарплате по различным государственным отраслям по рядовым сотрудникам. Так, если в нефтегазовой отрасли она составляла 68 700 динар ежемесячно, то в сфере здравоохранения она не превышал 23 400 динар, тогда как социальные работники получали лишь около 5000 динар.

Таким образом, даже в «привилегированном» государственном секторе наблюдается заметный разрыв в оплате труда. Власти это объясняют отсутствием непосредственной доходности «незарабатывающих» секторов.

Подобная ситуация во многом повторяется и на частном рынке. Так, если в секторе финансов сотрудники в среднем ежемесячно получают 73 200 динар, то в сферах горноразработок, а также недвижимости и услуг эти показатели составляют всего 25 700 и 27 500 динар соответственно.

Вместе с тем, этот опрос не отражает ситуацию целиком и полностью, поскольку не затрагивает государственную службу (в частности, управление) и сельскохозяйственный сектор. В первом традиционно были самые высокие зарплаты, тогда как во втором, крайне нестабильном по доходам, одни из самых низких.

В целом, учитывая тот факт, что значительная часть алжирских женщин по-прежнему не работает или занята частично (в любом случае, их труд оценивается заметно дешевле мужского), даже по этим «средним» данным представляется, что многим семьям довольно трудно достичь установленного SNAPAP прожиточного «потолка».

При этом месяц от месяца ситуация в данной сфере продолжает ухудшаться по мере дальнейшего удорожания товаров и услуг, а также увеличения налогов и ожидаемой отмены государственных субсидий с начала следующего года. Не случайно, что даже алжирский премьер-министр Абдельмалек Селлаль не скрывает, что «2017 год будет трудным для всех».

Все это создает условия для дальнейшего усиления социальных протестов, которые в последние месяцы стали активизироваться. Особенно заметно это по южным, восточным и вообще «национальным» районам, традиционно являющихся самыми малоразвитыми и бедными в стране.

В частности, это отмечается именно в горных районах проживания основной массы берберов (главным образом, кабилов и шавийя) и, как ожидается, именно они будут становиться в будущем источником все более заметной проблемой для властей в плане поддержания там порядка и спокойствия.

52.08MB | MySQL:103 | 0,496sec