Проблема дефицита бюджета в Алжире на местном уровне

Алжирские власти признают рост количества субъектов с бюджетным дефицитом, что создает в целом серьезную проблему правящему в стране режиму.

Согласно их оценке, лишь 103 территории (семь процентов из 1541 имеющейся) являются условно «богатыми», 480 (31 процент) – «средними», тогда как на «бедные» приходится 62 процента.

При этом лишь «богатые» территории имеют приемлемый уровень собственных доходов, тогда как все остальные в той или иной мере вынуждены прибегать к помощи государства, чтобы исполнить собственный бюджет.

Это касается даже средних субъектов, которые периодически прибегают пусть и к сравнительно незначительной по объему, но все же государственной поддержке.

При этом половина всех субъектов (в основном, отдаленных сельскохозяйственных районов на юге и востоке страны) находится в особенно тяжелой ситуации, нуждаясь в постоянной государственной поддержке и не в состоянии исполнить даже самые элементарные нужды населения.

Что же касается «богатых» территорий, то они преимущественно находятся на «развитом» алжирском севере. Там расположены крупные города и инфраструктурные объекты. Например, одной из самых успешных считается Дар-эль-Бейда, в которой находится столичный международный аэропорт.

В свою очередь Соухане (вилая Блида), Мериджа (Бешар) и Улед Бушра (Медея) считаются одними из самых серьезных аутсайдеров, на формирование бюджета которых государству ежегодно приходится выделять все более заметные суммы денежных средств.

Это положение демонстрирует наличие значительных отклонений в развитии различных областей на местном уровне.

Одной из причин создания подобного положения дел, при котором существуют преуспевающие и условно «нищие» территории, стала продолжающаяся административная реформа страны, в результате которой с 1965 г. была трижды перекроена привычная административная карта Алжира.

В результате этого заметно увеличилась численность чиновничества на местах. В практическом же плане оказались разорваны многие сложившиеся на местном уровне связи.

Так, если в 1965 г. в Алжире было 15 вилай, состоящих из 676 территорий, то 1974 году количество первых было доведено до 31, в 1984 г. количество провинций страны увеличилось до 48. В настоящее время они состоят из 1541 территории. Причем в некоторых из них насчитывается всего 900 жителей.

И параллельно их увеличению растут их долги перед банками и государством. Это происходит одновременно с ростом налоговых недоимок внутри самих территорий, касающихся, главным образом, сборов по сделкам с недвижимостью и др.

Однако алжирский министр финансов Хаджи-Баба Аами признал, что «объем финансирования большинство местных субъектов отрицательный», зависящий от бюджетных ассигнований государства.

По его словам, низкий доход местных территорий связан прежде всего с тем, что в целом доля их неналоговых доходов незначительна – всего два процента, тогда как остальная часть состоит на 87 процентов местных налогов и 11 процентов бюджетных ассигнований.

При этом, по данным ряда алжирских государственных источников, в полном объеме налоги и сборы возвращаются лишь из менее трети территорий. По данным же Министерства финансов АНДР, эти цифры составляют лишь 17 процентов.

Как бы там ни было, в условиях снижения налоговых сборов власти на местах вынуждены все чаще и больше обращаться к государственной поддержке.

Одна из причин подобного положения дел, по мнению алжирских финансистов, состоит в отсутствии дифференцированного подхода к размеру взимания налогов по конкретным территориям, которые имеют различные доходы.

Соответственно, «недоимки» представители «бедных» территорий предлагают перекладывать на более богатых (разумеется, последние выступают против) и добиваются возможности самостоятельно корректировать налоговую шкалу и ее параметры, указывая на то, что по причине наличия в законодательстве страны лакун до половины объема денежных средств, которые можно было бы взыскать с населения, не фиксируются.

Власти в «центре» пока относятся к этому с опаской, резонно полагая, что предлагаемые нововведения создадут базу для серьезных нарушений и, соответственно, возмущений населения на местах.

А независимые экономисты в этой связи призывают прежде всего сократить чиновничество на местах, увеличившееся за время правления президента АНДР Абдельазиза Бутефлики в разы и повысить качество управления за счет более внимательного подбора кадров на ответственные должности.

В качестве примера подобной неэффективности они приводят участившиеся случаи, когда чиновники оказываются не в состоянии даже самостоятельно обеспечить вывоз мусора с подведомственных им территорий.

Вместе с тем, алжирские власти отказываются признавать административную реформу неудачной, указывая на то, что с 2000 г. во многом благодаря ей налоговые поступления с мест в целом увеличились с 1 млрд долларов США в 2000 г. до 4 млрд долларов США в 2015 году.

Однако независимые экономисты связывают это с алжирским нефтегазовым «бумом» за указанный период. При этом, по их же данным, государство этих денег не видит, поскольку вынуждено поддерживать «нищие» территории, перекладывая, таким образом, полученные средства из одного кармана в другой.

В любом случае, налицо складывание ситуации, когда на местах не могут полноценно собирать налоги, а власти в условиях кризиса не желают далее увеличивать на них расходы.

Вопрос – как представители правящего режима будут решать эту все более усугубляющуюся проблему, которая вкупе со многими другими создает ситуацию для усиления протестов в большинстве провинций страны.

52.3MB | MySQL:103 | 0,473sec