Военно-политическая обстановка в Ираке (январь 2004 года)

В январе 2004 года военно-политическая обстановка в Ираке заметно осложнилась. По сравнению с предыдущим месяцем возросла активность боевой деятельности местных сил сопротивления и иностранных террористических групп. Обострились противоречия между основными политическими силами страны по вопросам будущего государственного и политического устройства Ирака. Трудности в восстановлении экономики и нерешенность многих социальных проблем вызывают растущее недовольство у населения, что привело в ряде мест к массовым протестным выступлениям. США – главный игрок на иракской сцене – настойчиво продолжали прилагать разносторонние усилия по упрочению своих позиций в стране и расширению международной поддержки американской политики в отношении Ирака. В то же время внешнеполитическая активность Временного управляющего совета (ВУС) Ирака снизилась, и в значительной степени была сконцентрирована на вопросах получения зарубежного содействия в деле решения внутренних проблем страны.

Регулярно проводимые американской армией операции по выявлению партизан, террористов и лиц, оказывающих им содействие, не в состоянии улучшить положение дел в сфере безопасности. Число нападений со стороны сил сопротивления оккупации остается высоким. В январе 2004 года ВС США в Ираке потеряли убитыми 51 человека и ранеными 199 человек (в декабре 2003 г. эти цифры составили соответственно 39 и 581 человек). Общее число американских потерь со времени официального окончания войны (1.05.03 г.) по 31 января 2004 года составило 392 человека убитыми и 2424 человека ранеными. С марта 2003 года другие участники коалиции потеряли убитыми 92 и ранеными 127 человек.

Основными районами действий партизан и террористов по-прежнему остаются Багдад, «суннитский треугольник» севернее и северо-западнее столицы, районы городов Киркук и Мосул на севере Ирака. Вместе с тем все чаще боевые и диверсионные акции стали совершаться в южных городах страны, населенных преимущественно шиитами, а также в Иракском Курдистане.

По оценкам американских военных, боевики централизованно планируют свои операции, имеют базы для подготовки новых бойцов, располагают хорошей сетью снабжения и наладили изготовление самодельных взрывных устройств и ракет. Они обладают значительными финансовыми средствами и достаточными запасами оружия, в их распоряжении имеется разветвленная сеть тайников с различными запасами, которых может хватить не только «на месяцы, но может быть и на годы». Партизаны и террористы постоянно совершенствуют тактику своих действий, а их арсенал пополняется современными видами оружия. Все это позволяет им успешно противостоять мощному противнику. Наиболее эффективными методами деятельности антиоккупационных сил остаются акции террористов-смертников, нападения из засад, минирование дорог, обстрелы различных объектов. В январе партизаны успешно применяли ПЗРК, сбив несколько американских вертолетов.

В своей военной и политической деятельности силы сопротивления широко опираются на племенные и кланово-родственные связи. Во главе многих партизанских и подпольных группировок стоят бывшие офицеры саддамовских служб безопасности и разведки, как правило, в звании генерал-майор – полковник. Они тесно связаны с верхушкой ряда влиятельных суннитских племен. Продолжает проявлять себя в вооруженной борьбе против иностранных войск часть аппаратных сотрудников и активистов бывшей правящей партии Баас, а также военнослужащие, главным образом офицеры прежней иракской армии.

Активное участие в сопротивлении оккупантам принимают суннитские исламистские группировки («Ансар аль-ислам» и др.), часть из которых, как не безосновательно полагает американское командование в Ираке, поддерживает связи с «Аль-Каидой».

По данным разведорганов армии США, вооруженные группы, действующие в Ираке, контактируют с чеченскими боевиками и афганскими талибами. Об этом свидетельствуют перехваты сообщений по электронной почте, телефонных разговоров, а также отмеченные личные встречи.

Весомым сохраняется и иностранное участие в боевых операциях против оккупационных сил. Американские официальные представители сообщили, что располагают достоверными доказательствами того, что один из руководителей «Аль-Каиды» Абу Мусаб Заркави имеет отношение к терактам в Ирак, в частности, к взрыву в мечети в г. Эн-Неджеф, нападениям на представительство ООН в Багдаде и штаб итальянских сил в Эн-Насирийе. В то же время силам коалиции до настоящего времени не удалось установить национальности ни одного из террористов-смертников, успешно проведших операции в Ираке.

В январе 2004 года имели место нападения боевиков на иностранные дипломатические представительства и сотрудников зарубежных гуманитарных организаций.

Наряду с действиями против иностранных войск все более интенсивными и целенаправленными становятся нападения на иракцев, сотрудничающих с оккупационными силами и новыми местными властями, или оказывающими им хоть какое-то содействие. Для боевиков главное здесь – максимально дестабилизировать обстановку в стране, всячески препятствовать процессу восстановления экономки и налаживания мирной жизни. Основным объектом их нападений все чаще становятся сотрудники новой иракской полиции и других силовых структур. Всего с мая 2003 года от рук партизан и террористов погибло свыше 300 работников национальной полиции. Продолжается кампания по оказанию морального прессинга в отношении лиц, сотрудничающих с американской Временной коалиционной администрацией (ВКА) и ВУС. В частности, широкое распространение получило направление им писем с угрозами расправы в случае продолжения такого сотрудничества.

Не прекращалась деятельность по срыву или саботажу мероприятий ВКА и ВУС, направленных на восстановление экономики и различных объектов инфраструктуры. Так, из-за актов саботажа и диверсий, и, не смотря на различные меры, принимаемые для усиления охраны, по-прежнему бездействует нефтепровод Киркук – Джейхан (Турция). Попытки саботажа и диверсий предпринимаются и на других объектах нефтегазовой отрасли.

Американцы вынуждены признать, что в создаваемые ими иракские центральные и местные органы управления, а также в силовые структуры продолжают проникать приверженцы свергнутого баасистского режима и другие лица, выступающие против иностранной оккупации. Они снабжают информацией силы сопротивления, что позволяет партизанам более успешно проводить свои операции.

В стране сохраняется сложная криминогенная обстановка. В различных районах Ирака действуют многочисленные организованные преступные группировки. И хотя уголовные элементы не связаны напрямую с политическими противниками США и новой иракской власти, их деятельность существенно осложняет ситуацию в сфере безопасности, вызывает растущие беспокойство и недовольство населения.

Негативно воздействует на стабильность и безопасность в Ираке не прекращающиеся многочисленные столкновения, в т. ч. вооруженные на религиозной и национальной почве.

По состоянию на 31 января 2004 года численность группировки ВС США в Ираке составляла около 130 тыс. человек. Военные контингенты других государств (33) насчитывали в общей сложности 26,2 тыс. человек. Наиболее крупными из них были: британский (11 тыс. чел.), итальянский (2,7 тыс. чел.) и украинский (2,0 тыс. чел.).

В конце января американское командование начало замену войск, находящихся в Ираке. После завершения ротации, которая продлится четыре месяца, численность ВС США в стране предполагается оставить на уровне 118 тыс. человек.

Согласно планам Пентагона, будет также пересмотрена концепция комплектования сил иракского контингента. В его составе должно увеличиться число мобильных частей и подразделений, представленных преимущественно морскими пехотинцами и десантниками. Изменится и состав боевой техники – войска получат больше БМП «Брэдли» и другой легкой бронетехники, что позволит значительно увеличить огневую мощь подразделений, сопровождающих колонны, а также повысить защищенность их личного состава.

Для борьбы с иракскими партизанами американское командование намерено использовать беспилотные самолеты-разведчики, которые будут применяться для слежения за отрядами сил сопротивления в любое время суток. В Ирак направляются и специальное подразделение, специализирующееся на борьбе с самодельными взрывными устройствами. Часть его лично состава уже находится в стране.

Жесткие, зачастую неоправданно жестокие действия американских военнослужащих во время проведения различного рода операций и мероприятий, особенно зачисток в населенных пунктах приводят к многочисленным жертвам среди мирных жителей. Это, а также многочисленные нарушения иностранными военными местных обычаев и традиций вызывают растущие недовольство и озлобленность у населения, способствуют росту рядов участников сопротивления.

Пленные и арестованные иракцы (10-13 тыс. чел., по состоянию на начало января 2004 г.) в большинстве случаев содержаться в переполненных помещениях в антисанитарных условиях, с ними плохо, порой жестоко обращаются, родные во многих случаях не имеют о них никакой информации.

Даже некоторые члены назначенного США ВУС вынуждены признать, что не в состоянии положить конец большому числу нарушений прав человека со стороны американцев, которые считают, что они все еще находятся в состоянии войны с Ираком.

Значительные сложности вызывает языковой барьер между иностранными военными и местными жителями, что довольно часто приводит к различного рода негативным инцидентам.

Недовольство иракцев вызывает и привлечение иностранных войск к выполнению полицейских функций, как это, в частности, имело место в начале января южных городах Эль-Кут и Амра, где британские и украинские военные участвовали в силовом подавлении массовых беспорядков.

По сообщениям СМИ, продолжает ухудшаться моральное и психическое состояние американских военных (это также относится и к личному составу контингентов ряда других стран). По имеющейся информации с начала войны по декабрь 2003 года из Ирака по причине нарушения психики было эвакуировано 478 (по другим данным более 600) военнослужащих ВС США, а по меньшей мере 21 человек покончил жизнь самоубийством.

Администрация США намеревается сохранить военное присутствие в Ираке на неопределенно долгий срок. По заявлению главы ВКА П. Бремера, дата вывода американских войск из страны не определена. «Я не уверен, что определение срока вывода войск на данном этапе станет разумным решением», — подчеркнул он. По словам Бремера, это будет зависеть от «самостоятельности Ирака».

Премьер-министр Великобритании Т. Блэр сообщил, что английские войска останутся в Ираке до 2006 года и их численность в ближайшее время не будет сокращена. Правительство Италии продлило срок пребывания войск в Ираке до 30 июня 2004 года.

В январе в Ирак прибыла первая группа японских военнослужащих (ок 70 чел.). Общая численность японского контингента должна составить 550 человек. В начале февраля Грузия намерена дополнительно направить в Ирак 209 своих миротворцев, которые будут действовать в районе г. Тикрит. О своем решении направить в Ирак воинское подразделение (60 чел.) заявила Хорватия.

В то же время Германия и Франция по-прежнему отказываются направлять свои войска в Ирак, заявляя, что это станет возможным лишь на основании мандата ООН. Аналогичную позицию занимает Индия. Вместе с тем немецкие специалисты в марте с. г. начнут подготовку иракских полицейских (194 чел.) на территории ОАЭ. Франция также обещала оказать помощь Ираку в сфере безопасности.

По состоянию на середину января 2004 года иракские силовые структуры состояли из полиции, корпуса гражданской обороны, пограничной полиции, армии и формирований по охране объектов. Их общая численность составляла примерно 212 тыс. человек, из которых 195,5 тыс. несли службу, а 16,5 тыс. человек проходили подготовку.

Иракский министр внутренних дел в январе принял участие в работе 29-й сессии совета министров МВД арабских стран в Тунисе, где он попросил своих коллег оказать содействие Ираку в воссоздании структур обеспечения безопасности.

В январе заметно активизировалась деятельность по формированию новой иракской армии. По заявлению руководства ВУС, уже разработан комплексный план строительства национальных вооруженных сил. 6 января 2004 года на базе в Эт-Таджи (30 км сев. Багдада) состоялась торжественная церемония по случаю завершения подготовки второго армейского батальона численностью в 700 человек (первый был создан в октябре 2003 г.). Примечательно, что данное событие было приурочено ко Дню иракской армии, который 6 января ежегодно отмечался при всех предыдущих режимах: в этот день в 1921 г. было начато формирование первых подразделений иракской национальной армии. Причем действующий глава ВУС А. Пачачи заявил, что военный праздник по-прежнему будет отмечаться именно 6 января.

26 января в Киркуке было завершено формирование третьего армейского батальона и подразделения береговой охраны (772 чел.) В иорданских военно-учебных заведениях обучаются будущие иракские офицеры. Рассматривается вопрос о создании подразделений военно-транспортной авиации. Заявлено, что уже в ближайшее время в стране будет создано министерство обороны, при этом министром будет гражданское лицо. Принимаются меры по улучшению материального положения военнослужащих. Так, минимальный оклад иракского солдата с учетом дотаций на семью и других социальных выплат составляет примерно 300 долларов США.

Тем не менее говорить о создании в Ираке полноценных вооруженных сил еще очень рано. Как уже созданные, так и находящиеся на стадии формирования и обучения подразделения, по направленности своей подготовки, вооружению и организационной структуре предназначены, прежде всего, для решения задач по поддержанию внутренней безопасности и охране различных объектов, т. е. фактически являются внутренними войсками.

В январе при МВД страны был сформирован специальный полк для проведения операций против сил сопротивления, в состав которого вошли подразделения, представляющие различные политические, религиозные и этнические группы иракцев. Подразделения полка уже принимают участие в операциях по обеспечению безопасности и поддержанию порядка.

Американское ЦРУ создает в Ираке специальную разведывательную службу, в состав которой предполагается включить и некоторое число бывших сотрудников саддамовских спецслужб, которые не запятнали себя «преступлениями против человечности». Курсы по подготовке сотрудников будут организованы в Иордании и Египте, а в роли консультантов будут выступать американские специалисты. Возглавит новую структуру Ибрагим аль-Джанаби, представитель нынешней иракской администрации. Разведслужба будет входить в состав полицейского корпуса. Ее главной задачей станет борьба с партизанами и иностранными террористами.

В целом же на сегодняшний день новые иракские силовые структуры все еще остаются слабо подготовленными, на низком уровне находится их техническое оснащение. Все это не позволяет им выполнять в полном объеме задачи по обеспечению безопасности и поддержанию порядка в стране.

В январе 2004 года исполняющим обязанности главы ВУС. являлся суннит Аднан Пачачи. В период с 1965 по 1967 год он был государственным министром по иностранным делам Ирака.

Основные события внутриполитической жизни страны концентрировались в январе на двух основных вопросах: (1) о порядке формирования будущих высших органов государственной власти Ирака и (2) основополагающих принципах внутреннего территориального устройства иракского государства (курдский вопрос). Обострение противоречий в иракском обществе в подходах к решению данных проблем привело росту напряженности внутри страны.

Предметом весьма острого обсуждения стал вопрос о порядке формирования Переходной национальной ассамблеи (ПНА), которая должна в последующем назначить временное правительство Ирака. Как известно, по соглашению между ВУС и ВКА от 15 ноября 2003 года состав ассамблеи должен формироваться путем назначения депутатов на региональных представительных собраниях. Против этого с самого начала категорически возражает духовный (а во многом и политический) лидер иракских шиитов Великий аятолла Али ас-Систани. Он, в свою очередь, предлагает сформировать депутатский корпус ПНА путем проведения в стране прямых всеобщих выборов, которые должны быть проведены до 30 июня с. г., то есть до срока передачи властных полномочий от ВКА иракцам. Шиитское руководство опасается (и для этого у него есть достаточно оснований), что разработанный американцами план передачи власти иракским представителям преследует целью не допустить шиитов к власти в стране.

Учитывая, что примерно 60 процентов населения страны – шииты, а наибольшим влиянием в их среде пользуются именно сторонники ас-Систани, последние имеют все основания победить на выборах и тем самым получить легитимное право не только на формирование центральных органов власти, но и на определение самого характера будущего иракского государства. При этом не скрывается, что оно должно иметь форму исламской республики, наподобие существующей ныне в соседнем Иране.

С такого рода перспективой на согласны сунниты (до 17 процентов иракцев), которые опасаются установления над ними шиитского господства и всевозможных притеснений в отместку за преследования шиитов в годы саддамовского режима. Не желают этого и курды. Они считают, что шиитские правители могут ликвидировать их автономию (а во многом фактическую независимость от Центра), причем использовать для достижения этой цели силовые методы в духе «лучших традиций» прежних иракских режимов — от монархии до Саддама. Не устраивает приход к власти шиитских клерикалов и США. Ведь это фактически означало бы крах широко продекларированных намерений Вашингтона о создании в Ираке демократического государства. Кроме того, можно с большой долей уверенности утверждать, что шиитское правительство не станет послушным проводником американской политики в регионе.

Оппоненты ас-Систани из числа многих членов ВУС и руководства ВКА утверждают, что проведение всеобщих выборов в Ираке в настоящее время невозможно по целому ряду причин: отсутствуют списки избирателей, нет соответствующей законодательной базы, не хватает средств и времени на подготовку, сохранение сложной ситуации в сфере безопасности и др.

Сторонники же ас-Систани считают, что провести выборы до 30 июня вполне возможно, если приложить к этому необходимые усилия и создать соответствующие условия. В то же время ни иракские власти, ни ВКА не принимают никаких практических мер по подготовке к выборам. В этой связи хотелось бы упомянуть заявление командующего ВС США в Ираке генерала Р. Санчеса о том, что коалиционные силы в состоянии обеспечить безопасность выборов в стране, если будет принято решение об их проведении.

На всем протяжении января ас-Систани и его сторонники наращивали давление на ВУС и ВКА с целью добиться практической реализации своих требований по выборам. При этом ас-Систани подчеркивал, что сам ВУС «никогда не сможет законно и справедливо представлять иракский народ». Во второй половине января в Багдаде, Басре и ряде других городов состоялись многотысячные демонстрации в поддержку проведения свободных и демократических выборов. Их участники выступали также за сохранение национального и территориального единства Ирака, против создания курдами собственной федеральной единицы. Среди демонстрантов были очень сильны антиамериканские настроения. Раздавались призывы к более решительным, в т. ч. силовым действиям против оккупантов и их сторонников.

И демонстрации, и проведенные опросы показали, что большинство иракцев (арабов) поддерживают идею о проведении уже в ближайшее время прямых выборов по избранию новых органов власти.

Американцы, стремясь не допустить дальнейшего ухудшения отношений с ас-Систани и обострения ситуации в стране в целом, начали активный поиск компромиссного выхода из создавшегося положения. В частности, предлагалось внести ряд изменений по более представительному составу региональных собраний по избранию депутатов ПНА, сформировать специальные выборные комиссии и т. п. Вместе с тем США продолжали отвергать идею проведения в Ираке всеобщих выборов в ближайшее время. При этом американские официальные представители на различных уровнях заявляли, что передача власти иракцам состоится в назначенный срок 30 июня с. г.

Со своей стороны, ас-Систани, по всей видимости, также решил не идти пока на дальнейшее обострение отношений с США. В итоге оба главных участника конфликта согласились на приглашение в Ирак экспертов ООН, которые должны будут выяснить возможность проведения в стране выборов в настоящее время. Отметим, что предварительная позиция ООН заключалась в отрицании возможности подготовить проведение выборов в Ираке в короткие сроки.

В то же время представители ас-Систани заявляют, что если комиссия ООН заявит о значительных трудностях в деле проведения выборов в стране в настоящее время, то руководство шиитской общины будет требовать найти такое решение, которое «позволило бы народу Ирака выразить свою волю». Более того, было сказано, что если комиссия ООН «придет к выводу, что выборы проводить нельзя, это не значит, что мы согласимся на назначение членов Национальной ассамблеи и будем требовать от ООН найти другое решение».

Пока обе стороны ждут результатов работы экспертов ООН, которые должны прибыть в Ирак в ближайшие дни. В этой связи ас-Систани отдал распоряжение о прекращении демонстраций до оглашения решения ооновской комиссии по выборам в Ираке.

Однако состояние временного прекращения открытого противостояния между участниками конфликта не может продолжаться длительное время. Неумолимо приближающиеся сроки передачи власти от ВКА к иракцам побуждают как сторонников ас-Систани, так и его оппонентов к более активным действиям с целью достижения своих политических целей, а это, в свою очередь, будет способствовать дальнейшему осложнению и без того не простой внутриполитической ситуации в Ираке.

Серьезной проблемой, существенно осложняющей положение в стране, остается вопрос о будущем Иракского Курдистана. Как известно, курды в лице своих ведущих политических сил Демократической партии Курдистана (ДПК, М. Барзани) и Патриотического союза Курдистана (ПСК, Д. Талабанни) твердо настаивают на создании на территориях с преимущественно курдским населением отдельной федеральной единицы с самой широкой автономией. Против этого решительно выступают арабские политики, суннитские и шиитские, которые считают, что будущая иракская федерация должна строиться по территориальному, а не по этническому принципу. Их поддерживают проживающие на севере Ирака туркмены. Негативно относятся к территориальному делению Ирака по этническому признаку и соседние страны, прежде всего Турция, Сирия и Иран. Турецкий премьер-министр Эрдоган заявил, что курды в Ираке «играют с огнем, не подозревая о последствиях своих действий». На встрече с Дж. Бушем в Вашингтоне в конце января с.г. он убеждал президента США в недопустимости деления Ирака по этническому признаку. Об опасности для соседей Ирака деления страны по национальному и религиозному признаку заявил министр иностранных дел Саудовской Аравии Сауд аль-Фейсал.

Администрация США заявляет о необходимости сохранения территориального единства Ирака. В Вашингтоне официально говорят о том, что вопросы будущего устройства страны должны решаться местными властями. Вместе с тем, в ряде заявлений высокопоставленных американских чиновников просматривается мысль о том, что иракские курды могут добиться определенной автономии в составе страны.

В настоящее время курды предпринимают активные шаги не только по укреплению уже существующей с 1974 года автономии (с 1991 г. фактически независимой от Центра территории), но и к расширению подконтрольных им районов на севере Ирака. Так, губернатором провинции Киркук и начальником местной полиции являются курды. В провинциальном собрании 13 мест принадлежит курдам, а 10 – арабам. Лидер ДПК М. Барзани настаивает на выселении арабов из тех территорий на севере Ирака, где ранее проживали курды, депортированные оттуда при режиме С. Хусейна. Курдские руководители, в первую очередь тот же М. Барзани выступают с угрозой проведения референдума о независимости Курдистана, если в иракском законодательстве на переходный период не будет гарантирована автономия для курдских территорий.

На этом фоне на севере Ирака не прекращаются многочисленные столкновения, в т. ч. вооруженные между курдами, с одной стороны, и арабами и туркменами — с другой. Основной их ареной стали Киркук и прилегающие к нему районы. Кроме того, туркменские лидеры заявили о возможности создания собственной автономии, если курды продолжат настаивать на особой автономии для Курдистана. В январе в городах Эн-Неджеф и Кербела сторонниками радикального шиитского деятеля Муктада ас-Садра были организованы массовые демонстрации против требований курдов о создании собственной автономии.

В январе 2004 года ВУС Ирака согласился включить в новое законодательство, которое будет действовать в переходный период, положение о широкой автономии курдским территориям, а их окончательный статус курды определят после 2005 года, когда в Ираке намечено провести всеобщие выборы.

Таким образом, курдская проблема остается одной из наиболее сложных в современном Ираке и обладает потенциалом, способным не только дестабилизировать обстановку в стране, но и подорвать ее территориальную целостность.

Острый, хотя внешне порой не очень видимый характер сохраняет суннитско-шиитское противоборство. Под видом ликвидации бывших баасистских функционеров шииты продолжают устранять суннитские политические и управленческие кадры.

В суннитской среде политическое поле, занимавшееся ранее партией Баас, сейчас настойчиво пытаются заполнить исламские фундаменталисты, в частности местные «братья-мусульмане» («Исламская партия Ирака»), салафитские группировки и др.

В январе Временный управляющий совет предпринимал активные попытки укрепить свои позиции в стране. Его члены проводили многочисленные консультации и встречи с политическими и религиозными деятелями, шейхами племен. В целом данное явление можно рассматривать как стремление временного иракского руководства начать широкий диалог на общенациональном уровне.

В настоящее время в Ираке, по данным ВКА, действуют примерно 200 политических партий и группировок, а в большинстве городов и селений имеются свои местные советы.

Продолжается официальная кампания по дебаасизации государственных структур страны на всех уровнях. К настоящему времени по итогам деятельности специального Комитета по ликвидации партии Баас отстранены от занимаемых должностей около 28 тыс. высокопоставленных баасистов.

Сложной остается ситуация в экономике и социальной сфере Ирака. Сохраняются значительные трудности в снабжении населения и промышленности водой, электроэнергией и топливом. Значительные трудности испытывает транспорт. Многие из них связаны с проблемами безопасности при перевозках грузов и пассажиров. До настоящего времени в стране не восстановлено гражданское воздушное сообщение. В условиях дефицита многих товаров и услуг процветает «черный рынок».

Высоким остается уровень безработицы. По официальным данным он составляет 60 процентов от числа трудоспособного населения. Медленно создаются новые рабочие места. Ухудшается санитарная ситуация в стране. Отмечаются случаи заболевания тифом, черной лихорадкой, туберкулезом . Низкими темпами восстанавливаются разрушенные школы и другие учебные заведения, невысоким остается качество преподавания, очень слаба учебно-материальная база учебных заведений.

Отсутствие ощутимого прогресса в экономике и социальной сфере способствует росту протестных настроений у населения, которые в ряде случаев перерастают в массовые беспорядки, как это было в начале января в городах Эль-Кут и Амра.

Вместе с тем, следует отметить определенные успехи в деле возрождения экономики и решении ряда социальных проблем. Восстанавливаются дороги и мосты, работают морские порты Умм-Каср и Басра. Разработана программа по созданию к июлю 2004 года 50 тыс. новых рабочих мест. К настоящему времени имеется около 2300 контрактов на общую сумму 12,4 млрд долларов по восстановлению водо- и энергоснабжения, нефтяной отрасли, здравоохранения, транспортной инфраструктуры и других объектов. Растет экспорт нефти, а двоенный уровень ее добычи намечено достичь в июне с. г.

В целом же процесс восстановления нормальной повседневной жизни населения, возрождения экономики и социальных структур идет медленно, с большими трудностями. Это вынуждает подавляющее большинство иракцев заниматься преимущественно проблемами собственного выживания, не рассчитывая при этом на эффективную помощь местных властей, а тем более со стороны оккупационной администрации.

Основным для Ирака на международной арене в январе был вопрос о получении внешнего (американского и ООН) содействия в решении сложных внутренних проблем. ВУС Ирака продолжил курс на развитие разносторонних отношений с соседними государствами, однако первостепенное внимание, как и раньше, уделялось отношениям с США.

Временное иракское руководство выразило готовность заключить соглашение о пребывании на территории страны коалиционных сил (в первую очередь ВС США) после намеченной на 30 июня с. г. передачи всей полноты власти иракцам. В этом документе будут определены конкретные цели, сроки и места дислокации иностранных войск.

20 января в Вашингтоне состоялась встреча президента США Дж. Буша с делегацией иракского ВУС, на которой в основном обсуждались вопросы проведения выборов в Ираке и роли ООН в этой стране.

Администрация США меняет подход к распределению основных контрактов по восстановлению иракской экономики. Речь идет об основных подрядах, которые должны финансироваться из американской казны. «По мере того, как в течение последующих нескольких месяцев будут выделяться дальнейшие средства, мы сможем детально рассмотреть изменившиеся обстоятельства для различных стран», — заявила помощник Дж. Буша по национальной безопасности Кондолиза Райс. В частности, доступ к иракским контрактам обещан Франции, не исключено, что это коснется также Германии и России.

В январе США начали вывод из Ирака групп по поиску ОМП. Страну уже покинули 400 специалистов в данной области. В мире это расценивается многими как показатель того, что Вашингтон более не рассчитывает на обнаружение на иракской территории запасов химического и биологического оружия.

Зарубежные кредиторы продолжают изучать возможности списания части иракских долгов. В январе специальный представитель президента США Джеймс Бейкер посетил аравийские монархии с целью обсуждения этого вопроса. О своем намерении списать с Ирака большую часть его задолженностей заявили Катар (долг Ирака этой стране составляет 4 млрд долл.), ОАЭ (4 млрд долл.) и Канада. Саудовская Аравия также выразила согласие сделать это, но на определенных условиях: (1) правительством будет рассмотрен вопрос только о списании части долга Ирака саудовскому государству (9 млрд долл.), а вопрос о списании долгов частным банкам и компаниям (19 млрд долл.) следует решать только с ними; (2) долги будут списываться только если «Ирак возглавит законно избранное правительство», а (3) саудовские компании получат подряды на восстановление Ирака.

Со значительными оговорками согласился на списание части иракского долга (16 млрд долл.) Кувейт. Главная из них – это получение согласия конституционных органов страны, прежде всего парламента, где весьма сильны позиции противников подобного мероприятия. Кувейтское руководство также заявило, списание части долгов и необходимость выплаты Ираком эмирату компенсаций за ущерб, нанесенный в 1990-1991 годах – это две разные вещи. В Эль-Кувейте также приняли решение об укреплении границ с Ираком из-за опасения проникновения в страну международных террористов.

В это же время в Багдаде некоторые политические деятели (хотя и не из самых крупных) заявляют о необходимости передачи Кувейтом Ираку островов Варба и Бубиян, закрывающих подходы к иракскому побережью Персидского залива.

Правительство Сирии объявило о решении вернуть Ираку сумму в 200 млн долларов, которые во времена режима С. Хусейна были размещены в банках страны.

В январе прошли переговоры делегаций Ирака и Саудовской Аравии по вопросу о возобновлении работы нефтепровода, проходящего с территории Ираку к саудовскому порту Янбо на Красном море. Саудовцы обещали оказать помощь иракской стороне в этом вопросе.

Турецкое руководство продолжает внимательно следить за развитием обстановке в Ираке. В Анкаре подчеркнули, что Турция не останется в стороне, если события в Ираке начнут выходить из-под контроля, а государство потеряет территориальную целостность. Представитель турецких ВС заявил, что американские военные в Ираке не принимают мер по прекращению деятельности курдских турецких сепаратистов, и призвал их сделать это как можно скорее. В Анкаре опровергли сообщения о предоставлении Турцией своих аэродромов и военных баз в распоряжение вооруженных сил США для переброски американских войск в Ирак.

Продолжают развиваться ирано-иракские отношения. В Тегеране заявили о готовности поставлять в соседнюю страну топливо, прежде всего сжиженный газ, для отопления жилья. Ирак и Иран подписали меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества в области электроэнергетики, согласно которому иранская сторона окажет помощь в восстановлении иракского электроэнергетического комплекса. Президент ИРИ М. Хатами высказался за скорейшее прекращение иностранной оккупации Ирака.

Иракское руководство стремится восстановить постоянное присутствие структур ООН в стране в интересах получения разносторонней помощи и оказания содействия в решении ряда внутренних проблем. Генеральный секретарь ООН К. Аннан согласился направить в Багдад специалистов по проведению парламентских и президентских выборов. В то же время он заявил, что возобновление постоянного присутствия организации на иракской территории станет возможным лишь после того, как в стране будут созданы условия для безопасного пребывания сотрудников ООН.

Россия видит перспективы решения иракского вопроса в скорейшем восстановлении суверенитета Ирака и его экономическом возрождении при ключевой роли ООН, активном содействии всего международного сообщества.

Таким образом в январе 2004 года произошло осложнение военно-политической обстановки в Ираке. Это было вызвано усилением боевой активности сил антиоккупационного сопротивления и обострением таких сложных внутриполитических проблем как порядок формирования новых центральных органов власти и будущего государственно-территориального устройства страны (курдская проблема). Заметных позитивных сдвигов в их решении пока не произошло, что может привести к дальнейшему росту напряженности в Ираке. Кроме того, негативное воздействие на ситуацию в стране по-прежнему оказывают суннитско-шиитское противоборство, сохраняющиеся значительные трудности в экономике и социальной сфере. В целом существенного улучшения положения дел в Ираке в ближайшее время ожидать не приходиться.

52.36MB | MySQL:103 | 0,600sec