О проведении парламентских выборов в Сомали

После долгих месяцев согласований и консультаций на уровне племенных верхушек в Сомали стартовали, наконец-то, парламентские выборы. Они, конечно, резко отличаются от того, к чему привыкли те же европейцы. Выборы постепенные и многоэтапные, разные территории, места в нижней и верхней палатах заполняются медленно, сами выборы могут занять не один месяц и т.п. При этом совершенно не разделяем умиление некоторых западных аналитиков о том, что «демократический процесс» в многострадальном Сомали, которое уже стало именем нарицательным в смысле развалившегося государства, что называется не без труда, но «пошел». Напомним, что население Сомали как жило, так и живет по родовому и племенному принципу, и вся эта многоступенчатая система выборов, в общем-то, свидетельствует о двух вещах.

  1. Центральное правительство с трудом в состоянии контролировать всю территорию страны. И «генеральное наступление» сомалийской армии (оказывается, есть и такая) на позиции исламистов, о котором с помпой объявили на днях, ничего, по сути, в этом случае не меняет.
  2. Могадишо приходится проводить выборы поэтапно в каждом регионе, прежде всего, потому, что необходимо договориться с конкретным шейхом или вождем, и уже после этого переходить к другому вождю и другому племени. В противном случае возможны серьезные эксцессы. И есть все риски того, что нынешняя сомалийская армия с этими вызовами не справится. На сегодняшний день выборы должны были быть уже завершены, но, судя по реальной динамике, они вряд ли закончатся до конца ноября с.г. Пока заполнено только три четверти из 54 мест в верхней палате и 275 мест в нижней. После того, как все депутаты будут выбраны, они в свою очередь должны будут избрать президента страны. В этом и состоит основная интрига, этим и обусловлены долгие консультации власти «на местах». Если угодно сравнение, то в Сомали сейчас происходит практически выборы «коллегии выборщиков», почти как в США. При этом в отличие от США процесс уже явно вышел за все допустимые рамки, в том числе и за постоянные пролонгации выборов, которые установили сами власти в Могадишо. Есть и еще одно кардинальное отличие от западной версии — это серьезная угроза безопасности на местах, связанная с запугиванием и угрозами местному населению со стороны сторонников «Аль-Шабаб», в результате чего пришлось отказаться от голосования в сельских районах, а проводить этот процесс исключительно среди старейшин и вождей племен. Версия очень уморительная, поскольку эти самые старейшины и существуют специально для того, чтобы выбирать и говорить от имени всего своего рода или племени. Так что сетования на неполную репрезентативность в процессе голосования оставим на совести западных правозащитников. Как и утверждения о том, что выборам мешают исламисты из «Аль-Шабаб», поскольку в реальности нигде фактов такого давления отмечено пока не было. Произошли локальные стычки только в рамках выборов в Джохаре и поссорились местные клановые авторитеты в Галкайо. И все. При этом генеральный аудитор Сомали уже заявил, что есть все шансы для того, чтобы признать эти выборы недействительными, поскольку практически везде можно наблюдать массовые фальсификации и подлоги на избирательных участках. В этом нет ничего удивительного — сомалийским племенам предложили поиграть в новую игру под названием «демократические выборы», вот они в нее и играют, как умеют. Ну не все у них сначала получается. При этом совершенно очевидно, что многострадальные выборы все-таки состоятся, и несмотря на все издержки, будут признаны мировым сообществом, для которых результат (сам факт первых за историю Сомали выборов) важнее самого процесса, который, конечно, ни в какие демократические каноны не вписываются.

За умилением западной бюрократии по поводу выборов и общей эйфорией (хоть один «демократический эксперимент» в странах «третьего мира» удалось дотянуть до какой-то логической точки) все забывают о самом серьезном риске, который возникает в силу планируемого окончания миссии Африканского союза (АС) АМИСОМ с соответствующим выводом его военного контингента из Сомали. Сам по себе этот момент в состоянии полностью похоронить не только новый парламент, но и само центральное правительство. Сам контингент АС находится в стране уже десять лет, и его отряды дислоцируются в основном в крупных городах. Они являются на сегодняшний день главным гарантом безопасности и неприкосновенности центрального правительства в Могадишо. Есть еще силы спецопераций США, которые обслуживают беспилотники и вроде бы должны тренировать местных военных. По общему мнению, десятилетний курс подготовки местных военных к позитивным итогам так и не привел. Сомалийская армия, за исключением нескольких подразделений спецназа, не в состоянии принять в 2018 году из рук контингента АС функции по сохранению стабильности в стране. И скорое открытие в Сомали турецкой базы для аналогичных целей, ситуацию кардинальным образом не изменит. Это неофициальная единая точка зрения военных из стран ЕС и США, которые, собственно, имеют дело с этой армией каждый день. Контингент АМИСОМ на январь 2015 года имел в своем составе 22 000 военных из шести стран. Сейчас их осталось только 4 000, причем основные участники АМИСОМ в лице Эфиопии и Кении вывели свои войска из сельских районов. Это сразу же дало возможность отрядам «Аль-Шабаб» взять их под контроль и даже организовать нападения на подразделения сомалийской армии и кенийцев на побережье южнее Могадишо, чего ранее не было. Все это говорит лишь об одном — в случае, если АС останется на своей позиции вывода войск из Сомали через два года, а ооновские части (что прорабатывается, правда, очень вяло) не закроют эту брешь, то однозначно ситуация очень быстро вернется к положению вещей десятилетней давности. И это, а не проведенные с грехом пополам «демократические выборы», будет главным итогом усилий Запада по стабилизации ситуации в этой стране.

52.3MB | MySQL:103 | 0,581sec