Выступление депутата Кнессета Аймана Уды на съезде ФАТХа

В минувший вторник на VII cъезде движения ФАТХ, проходившем  в Рамалле, выступил председатель Объединенного арабского списка (парламентского блока арабских партий Израиля, созданного в 2015 году для того, чтобы преодолеть повышенный за год до этого электоральный барьер), генеральный секретарь прокоммунистического списка ХАДАШ депутат Кнессета Айман Уда. В своей речи он в частности сказал: «Арабский мир находится в тяжелой ситуации, а тут (в Израиле – В.Ч.) есть крайне правое правительство, во главе которого стоит Биньямин Нетаньяху, самый большой противник достижения мира».

Далее он затронул тему напряженности в отношениях между ФАТХом и ХАМАСом. «Этот раскол не помогает нам. Он мешает выполнению нашей главной задачи – войне против израильской оккупации», — заявил депутат израильского Кнессета, —  «Я призываю вас от имени Объединенного (арабского – В.Ч.) списка к палестинскому национальному единству».

После этого своем наступлении Айман Уда избегал произносить слова «Израиль» и «израильский». Вместо этого он использовал эвфемизмы в стиле «общество, которое продолжает оккупацию». «Наша (депутатов от Объединенного арабского списка в Кнессете – В.Ч.) задача – попытаться повлиять на общество, которое продолжает оккупацию, — заявил он, — Мы хотим влиять». Вместе с тем генеральный секретарь ХАДАШ, начавший свою политическую карьеру в рядах израильского комсомола – БАНКИ,  счел нужным добавить в духе пролетарского интернационализма: «Мы хотим построить мост к еврейским демократическим силам, и мы не хотим сжигать этого моста». Правда, он тут же сделал реверанс в сторону арабского национализма, пояснив, зачем ему и его однопартийцам надо сотрудничать с израильтянами, пусть только с теми, кого он характеризует в качестве «демократических сил». – «Это один из основных путей, которыми мы можем влиять на благо нашего народа», — пояснил Айман Уда.

После этого председатель Объединенного арабского списка открыто подчеркнул тесную связь возглавляемой им фракции израильского Кнессета с руководством Палестинской национальной администрации (ПНА). — «Мы создали Объединенный список для того, чтобы мы могли использовать наш вес во имя помощи палестинскому народу. У нас есть связи с еврейскими демократическими силами, которые готовы помочь нам убрать Нетаньяху и закончить оккупацию нашего народа. Мы не одиноки – с нами ответственное руководство, глубоко национальное руководство, которое представляет Абу-Мазен». – сказал он.

Айман Уда поблагодарил лидера ПНА за отправку палестинских пожарных на помощь израильтянам за неделю до этого, во время того, что получило название «интифада огня». При этом  он пояснил, что с его точки зрения речь идет не только и даже не столько о добрососедской помощи, сколько о политической демонстрации, которую представляла собой участие официальных служащих палестинской государственности (ПНА) в тушении пожаров внутри «Зеленой черты», о своего рода реализации «права на возвращения» на территории, вошедшие в состав еврейского государства еще в 1948 году. —  «Мы благодарим все палестинские руки, которые тушили пожар на Кармеле. Это не только национальная демонстрация, эта и политическая демонстрация с глубоким подтекстом»,- заявил он. Далее А.Уда процитировал строки из стихотворения палестинского арабского национального поэта Махмуда Дервиша (1941-2008 гг.) «С Хайфы мы начинаем», в котором выражается стремление арабских беженцев 1948 года вернуться в Хайфу и в Галилею. Несколько раз речь А.Уды прерывалась бурными аплодисментами. Свое выступление он закончил словами: «Мы надеемся, что на следующем, VIII съезде ФАТХа мы с вами будем в Восточном Иерусалиме, в столице палестинского государства». На это делегаты съезда откликнулись выкрикиванием лозунга: «На Иерусалим идут миллионы шахидов».

Как и следовало ожидать, израильские правые радикалы разразились вполне справедливыми обвинениями в адрес Аймана Уды, суть которых сводилась к тому, что, несмотря на то, что он является гражданином Государства Израиль и депутатом израильского парламента, он открыто идентифицирует себя с врагами еврейского государства и таким образом проявляет к нему нелояльность (правый мейнстрим израильской политики попросту проигнорировал и сам съезд ФАТХа, и участие в нем депутата Кнессета Аймана Уды). Однако представляется уместным обратить внимание на тот факт, что его выступление наглядно демонстрирует и тот факт, что ПНА определенным образом интегрировалась в политическую систему Израиля, а Объединенный арабский список фактически служит ее представителем в Кнессете. Не случайно многие израильские арабы заявляют, что этот Объединенный арабский список не представляет их интересов, а отстаивает интересы неких «палестинцев», прежде всего – ПНА. При этом А.Уда далек о того, чтобы примыкать к палестинским радикалам. Намного ближе он к израильским левым. Он хорошо вписан в израильское общество. Айман Уда родился в 1975 году в Хайфе, и как большинство хайфских арабов среднего и младшего поколения, говорит на иврите не хуже израильтян. Это обстоятельство стало одной из причин, по которым именно он стал главой Объединенного арабского списка, в который наряду с коммунистами вошли также исламисты и светские арабские националисты.

Однако политические интересы требуют от Аймана Уды создавать некую видимость радикализма. И он эту видимость создает. Точно также, как он подчеркивает в своих биографиях (например, в Википедии), что он мусульманин-суннит в то время, как большинство израильских политиков-мусульман пишут, что они просто мусульмане. Это естественно, поскольку сунниты составляют порядка 99% всех мусульман в Израиле и в ПНА. Однако есть, например, и мусульмане-ахмадие, вероучение которых категорически отрицает распространение ислама путем насилия. Многие исламские богословы вообще не считают ахмадие мусульманами. А вот с евреями ахмадие уживаются совершенно бесконфликтно. Их центром в Израиле служит хайфский квартал Кабабир. И именно в этом квартале вырос председатель Объединенного арабского списка Айман Уда.

52.19MB | MySQL:103 | 0,540sec