Американские эксперты о террористической угрозе в Чаде

Недавний эпизод 30 ноября с.г. с обстрелом посольства США в Нджамене чадским гражданином, который оказался к тому же еще и чиновником министерства спорта и молодежи Чада, вновь заставил американских экспертов обратить свое внимание на развитие ситуации в этой стране. Факт того, что нападавший сумел выстрелить всего лишь несколько раз и ни в кого не попал, а также тот факт, что он был, как показало следствие, террористом-одиночкой без всякой связи с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России), накал страстей не сбили. При этом никто не проверял психическую адекватность нападавшего, а это следовало сделать. Народ в Нджамене вообще очень простой в выражениях возмущения по любому повод. Например, лет пять назад там зарезали датскую туристку просто за то, что она сфотографировала группу мужчин на улице. Американцы, тем не менее, уже выстроили свою схему развития события и причин нестабильности в этой потенциально богатой нефтью стране. По их версии, Чад в настоящее время является объектом устремлений исламистов из ИГ сразу с двух направлений: из Ливии и из Нигерии. Если в последнем случае мы имеем дело с присягнувшей на верность ИГ организацией «Боко харам» (теперь «Вилает Судан Гарби», т.е. «Западного Судана». Кстати, это и есть нынешний Чад), то в случае с Ливией никакого активного вмешательства неких исламистов, да еще и связанных с тамошним ИГ, замечено в последнее время не было. В этой связи договоримся пока тему ливийского направления экспансии исламистов всерьез не рассматривать. Наступление с этого пустынного и крайне невыгодного по географическим и климатическим причинам направления в свое время не удалось даже регулярной ливийской армии, не то что разрозненным и слишком занятым своими внутренними распрями ливийским сторонникам ИГ. Американцы указывают в этой связи на серию взрывов, которые произошли летом прошлого года, когда террористы-смертники атаковали полицейские участки с интервалом в полмесяца. Тогда погибло 20 и было ранено более 100 человек. Напомним, что это было в прошлом году летом, а сейчас заканчивается 2016 год и больше никто об атаках смертников не слышал. Американских экспертов этот факт почему-то не смущает. Вместе с тем, именно события прошлого года, которые по своей природе мало имели отношения к чисто джихадистским делам, заставили президента Чада И.Деби срочно снять подразделения своей регулярной армии (составленной по преимуществу из «примирившихся» сторонников дарфурской повстанческой группировки Движение за справедливость и равенство (ДСР)) с севера Мали, Камеруна и Нигера и перебросить их в столицу и в район озера Чад. Сделано это было даже ценой серьезных конфликтов с французским советническим корпусом, который в результате такого маневра получил в итоге фактически полностью оголенный фронт против «Боко харам». При этом воинские контингенты стран региона ЭКОВАС как были, так и остались в крайне небоеспособном состоянии.

На то у чадского лидера существовало две основные причины, которые перевешивали по своему значению риски осложнения отношений с Парижем: президентские выборы и концентрация беженцев из Нигерии в районе озера Чад. Именно первым обстоятельством были обусловлены теракты в Нджамене, а вовсе не генеральным наступлением боевиков «Боко харам». Президент на этом фоне срочно перетряхнул командование вооруженных сил и поставил командующим своего племянника Османа Бахара Махамата. Позже, уже после выборов, члены семьи И.Деби были назначены фактически на все ключевые министерские посты. Это свидетельствовало о том, что внутри окружения президента Чада зрела фронда, которая к тому же усиливалась растущим влиянием оппозиции. Борьба с внутренней оппозицией вообще одна из главных забот И.Деби. Сначала он боролся с оппозицией, которая совершала набеги на столицу с территории соседнего Судана. После того, как суданский и чадский президенты помирились, возникла уже серьезная оппозиция среди его бывших соратников. И связано все это исключительно со сложными конкурентными течениями в племенной верхушке загава — этноса, к которой принадлежит и сам И.Деби и его оппоненты. Что же касается второго момента, что на сегодняшний день армия Чада держит в осаде два лагеря беженцев в районе озера Чад, где по данным военной разведки страны, сконцентрировано более ста боевиков «Боко харам» и членов их семей. Беженцы из Нигерии действительно проникают в район озера Чад, и как представляется, как раз из родственных боевикам «Боко харам» кланов. Вызвано это, прежде всего, серией жестких репрессивных и карательных мер, которые организовал новый президент Нигерии М.Бухари. Армия Нигерии просто сжигает деревни племен, которые поддерживают боевиков «Боко харам» и тем самым лишает их тыловых баз. Ну а жители, соответственно, бегут через озеро Чад на другой берег. Заметим, что в западной прессе пока нет никаких обличающих М.Бухари комментариев по этому поводу. Войска Чада также особо не церемонятся, они просто не допускают в лагеря беженцев продовольствие и воду.

В этой связи американцы прогнозируют дальнейшее ухудшение ситуации с террористической опасностью в Нджамене и ее окрестностях. При этом они почему-то особое внимание уделяют безопасности американских военных, которых официально в стране нет. Там до недавнего времени стояла рота Иностранного легиона вооруженных сил Франции, а теперь находится только довольно внушительная группа советников. Отметим, что подразделения Иностранного легиона Париж вывел под предлогом экономии государственных средств из Чада и Джубити, аккурат как раз перед падением режима М.Каддафи и возникновения общего очага нестабильности, включая исламистские элементы, в зоне Сахеля. Потом эти силы пришлось спешно наращивать уже в процессе всеобщей турбулентности, что вышло на поверку гораздо дороже для французского бюджета. Это к вопросу о прозорливости и всемогуществе французского разведывательного сообщества во франкофонной Африке. Что же касается судьбы И.Деби с учетом гипотетической опасности исламистской экспансии в Чаде, то отметим, что мы такую точку зрения не разделяем. Прежде всего в силу того, что чадскому президенту удалось в очередной раз сломить сопротивление внутренней оппозиции и сконцентрировать в своих руках командование национальной армией. Вероятность наступления боевиков «Боко харам» на Нджамену при нынешних внутричадских реалиях мы бы оценили, как крайне незначительную.

62.81MB | MySQL:102 | 0,701sec