Об американском прогнозе развития ситуации на Ближнем Востоке до 2020 года

Национальный разведывательный совет (National Intelligence Council, NIC) – орган разведсообщества США, занимающийся вопросами средне- и долгосрочного прогнозирования, с ноября 2003 года реализует специальный проект, освещающий глобальные тенденции мирового развития на период до 2020 года — «NIC 2020 project». В рамках данного проекта группой американских экспертов подготовлен прогноз развития ситуации на Ближнем Востоке – «Ближний Восток до 2020 года». При этом его составители подчеркивают, что данный документ носит дискуссионный характер и не отражает официальных взглядов вашингтонской администрации.

В предлагаемой статье представлены основные положения «Ближнего Востока до 2020 года» и высказаны некоторые замечания по этому документу.

Как следует из представленного прогноза, на ситуацию в регионе будет оказывать комплекс взаимосвязанных факторов: демографических, экономических, научно-технических, социальных, политических и военных. Естественно, что авторы документа большое внимание уделили показу перспектив американской политики на Ближнем Востоке, роли и места США в этом районе мира.

В целом же, по мнению составителей «Ближнего Востока до 2020 года», те изменения, которые произойдут в регионе в ближайшие 16 лет, станут следствием нынешних процессов и событий, а что-либо принципиально новое вряд ли случится.

Демографический фактор. Сохранение в большинстве ближневосточных стран высоких темпов роста населения обострит проблему создания новых рабочих мест, особенно среди молодежи, что сделает ее более восприимчивой к политической радикализации. Предполагается, что отдельные государства региона смогут наконец-то установить контроль над рождаемостью, но в целом данная проблема останется не решенной.

Природные ресурсы. Главным здесь, как и прежде, будет наличие на Ближнем Востоке больших запасов углеводородного сырья и нехватка водных ресурсов. Нефть и природный газ останутся основой экономики региона. К 2020 году между ближневосточными государствами не только сохранится, но даже усилится разница в условиях экономического развития и путях проведения экономической политики. При этом определяющим фактором станет сохранение или истощение запасов углеводородного сырья в той или иной стране. Рост численности населения обострит водную проблему, что, в свою очередь, усилит вероятность возникновения конфликтов за обладание источниками воды. Наиболее вероятными из них, по оценке авторов документа, могут стать палестино-израильский и турецко-сирийско-иракский.

Достижения в сфере науки и техники будут в большей степени воздействовать на ближневосточный регион. Причем дальнейшее развитие информационных технологий облегчит распространение как различного рода информации, так и идей, в т. ч. экстремистских. Это повлияет на развитие политических процессов в различных странах, усилит эмоциональные нагрузки на их население. Вместе с тем, американские эксперты считают, что научно-технические достижения в таких областях как биотехнологии и создание новых материалов в меньшей степени повлияют на страны региона, чем на другие районы мира.

В рамках глобализационных экономических процессов роль и место ближневосточного региона определяется авторами прогноза в качестве рынка сбыта топливно-энергетических ресурсов. При этом неравномерность экономического развития в других районах мира будет оказывать прямое воздействие на политику многих ближневосточных государств, а их второстепенная роль поставщика сырья по-прежнему будет вызывать раздражение местных правящих элит. Рост межкультурных контактов, сопровождающий глобализацию, может вызвать у местного населения «потенциально дестабилизирующую смесь подражания и чувства обиды».

Сильная зависимость экономики многих ближневосточных государств от изменений цен на мировом рынке нефти продолжит отражаться на положении дел как в регионе в целом, так и в отдельных странах. Рост цен на углеводородное сырье будет способствовать снижению давления народа на власть с целью проведения политических и экономических изменений в нефте- и газодобывающих странах. Падение же цен (в частности, по причине появления альтернативных энергоисточников) будет иметь обратный эффект. Вместе с тем, негативные последствия от снижения цен на энергоносители может стимулировать правящие элиты ряда стран региона на проведение внутренних реформ, прежде всего экономических. Ключевой вопрос здесь, по мнению американских экспертов, заключается в следующем: не лучше ли ускорить проведение реформ, не дожидаясь финансового краха и полной неспособности удовлетворения требований населения.

Важным фактором станет возрастание роли религии, прежде всего ислама, в происходящих в ближневосточных странах процессах. Особо отмечается дальнейшее усиление роли политического ислама, демонстрирующего свою способность эффективно влиять на общество и государство.

Проблема отношений власти и общества. В большинстве стран Ближнего Востока сохранятся режимы с жестким централизованным управлением. Государство сохранит свое доминирующее воздействие на жизнь общества. На местном уровне сохранится влияние племенного и кланового факторов. Реальное гражданское общество может появиться к 2020 году лишь в отдельных странах региона.

Вместе с тем, правящим на Ближнем Востоке режимам станет все труднее управлять процессами, происходящими в обществе, не отдавая ему часть своих властных функций и экономических привилегий, не ведя борьбы с коррупцией. Со все большими трудностями правительства будут сталкиваться при решении таких проблем как рост численности населения, создание новых рабочих мест, усиление влияния СМИ. Причем последние станут все более активно предлагать политические и экономические идеи и предложения, альтернативные официальному курсу.

Американские эксперты не исключают, что к 2020 году может произойти смена режимов в ряде стран региона (как мирным политическим, так и революционным путем). В частности, значительные политические изменения прогнозируются в Иране, который, скорее всего, станет более либеральной, демократической страной. Нынешний режим в Саудовской Аравии также вряд ли сохранится в неизменном виде. Однако составители документа затрудняются сказать что-либо определенное о характере и направленности возможных изменений в этой стране.

Предполагается, что международное давление вместе с ростом недовольства населения внутри страны сделает некоторые правящие режимы более склонными к проведению назревших реформ.

Ожидается, что к 2020 году политическое насилие на Ближнем Востоке, включая терроризм, в большей степени, чем сейчас будет нацелено на действия внутри стран региона. Однако это вовсе не означает, что террористические действия против других государств ослабнут. Более того, у ряда режимов сохранится тенденция направлять террористическую активность за пределы своей страны – против Израиля, США, других стран Запада и т. д.

В то же время усиление международного давления на правительства некоторых ближневосточных государств вынудит их принимать более эффективные меры против терроризма, в том числе в плане ограничения поощрения действий террористов за пределами собственной территории.

По оценкам американских экспертов, внутренний терроризм как таковой не в состоянии привести к смене режима в стране. В то же время широкая «мирная» оппозиция может существенно его ослабить, что приведет к серьезным политическим переменам, включая изменение самого характера власти. При этом в некоторых арабских странах реальной альтернативой существующим правительствам могут стать модернистские или радикальные исламские режимы. Действия же правящих кругов в борьбе с оппозицией будут варьироваться от прямых репрессий (что в большинстве случаев даст лишь кратковременный эффект, а в перспективе приведет к поражению) до различных вариантов кооптирования представителей оппонентов режима в структуры власти.

Главные конфликты, по оценке авторов «Ближнего Востока до 2020 года», будут связаны с борьбой за обладание ресурсами (водными, энергетическими). Все это сохранит настрой на враждебность в межгосударственных отношениях и обусловит продолжение в регионе гонки вооружений путем приобретения ближневосточными странами все более современных видов оружия и военных технологий, включая оружие массового уничтожения (ОМУ). Причем распространение последнего будет для Ближнего Востока характерно в большей степени, чем для других районов мира. Увеличение арсеналов государств региона усилит угрозу возникновения конфликтов между ними, а также большую вовлеченность в них США.

Прогнозируется усиление роли Соединенных Штатов в делах Ближнего Востока и повышение значимости ближневосточного вектора в американской внешней политике. США станут доминирующей военной силой в регионе, что соответствует планам нынешней вашингтонской администрации. Америка продолжит играть главную роль в арабо-израильском урегулировании, в Ираке, а также останется гарантом безопасности ряда местных государств. С другой стороны, все это, как предполагают авторы прогноза, приведет к усилению антиамериканизма на Ближнем Востоке. Таким образом, складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, Соединенные Штаты являются сильнейшим гарантом безопасности ряда стран региона, а с другой – это наиболее непопулярный внешнеполитический партнер.

Наращивание вооружений. Современные вооружения, включая, возможно, и ядерное оружие, получат в регионе к 2020 году еще большее распространение, чем в настоящее время, а международные усилия по контролю за распространением ОМУ не будут при этом достаточно эффективными. Авторы прогноза особо подчеркивают, что смена политического режима в той или иной ближневосточной стране не станет причиной для остановки разработки ОМУ или прекращения наращивания обычных вооружений. Более того, в ряде случаев масштабы этих процессов могут увеличиться. Так, в Иране возможная смена режима не снимет с повестки дня вопрос о необходимости наличия в национальном арсенале ядерного оружия, как составной части статуса Ирана в качестве доминирующей региональной державы.

Не остановят гонку вооружений и мирные соглашения между арабами и Израилем, которые, по всей вероятности, будут носить характер «холодного мира» наподобие Кемп-Дэвида. Израиль, скорее всего, сохранит свой ядерный арсенал, что будет оказывать сильное влияние на принятие решений по вопросам национальной безопасности в других ближневосточных странах. Наиболее крупным покупателем оружия в регионе останется Саудовская Аравия , а не Ливия и Сирия . Причем не исключено, что две эти страны попытаются «реабилитироваться» и стать нормальными членами мирового сообщества.

Расширяться связи стран Ближнего Востока с другими регионами мира. Для многих государств развитие отношений с ближневосточными странами стимулируется, прежде всего, необходимостью приобретения нефти или получения финансовой помощи. Имеются также общие проблемы в сфере политики и безопасности. Для арабских государств развитие внешних связей основывается на необходимости иметь иностранные источники обеспечения своей безопасности, приобретения современных вооружений и технологий.

В целом же ближневосточные государства по-прежнему будут иметь различную внешнеполитическую ориентацию. Причем в регионе может усилиться поляризация между странами, тесно связанными с США, и теми, которые не идут на это.

Арабо-израильский конфликт играет очень большую роль в региональных делах. Поэтому любое изменение в его нынешнем состоянии может существенным образом изменить всю обстановку на Ближнем Востоке. По оценке авторов прогноза, эти изменения могут быть двух типов:

1. Развязывание новой войны между Израилем и одной или несколькими арабскими странами. Здесь, прежде всего, подразумевается Сирия. Причем ни Сирия, ни Израиль не хотят этой войны. Однако сохраняется сильный потенциал для непредсказуемого усиления взаимной враждебности и эскалации конфликта между двумя государствами. Не исключено, что в новой войне будет применено ОМУ, в частности, со стороны Сирии – химическое оружие. Война усилит антиамериканские настроения в арабском мире и торпедирует процесс палестино-израильского урегулирования, хотя может стать и поводом для усиления внешнего посредничества в урегулировании арабо-израильского конфликта. И еще – военное поражение арабов усилит разочарование населения в способности правящих режимов позитивно решать стоящие перед арабскими странами проблемы.

2. В настоящее время достижение арабо-израильского мира считается нереальным делом. Возможно, что смерть Я. Арафата (это, скорее всего, произойдет до 2020 г.) усилит позиции сторонников мирного соглашения, которое, по всей вероятности, станет очередным «холодным миром». Для палестинцев это будет крупнейшим изменением в их положении со времени создания Израиля.

Заключение мира с Израилем может стать моментом истины для некоторых арабских режимов. Ведь таким образом они потеряют самое эффективное отвлекающее средство (необходимость противостоять Израилю, прим. автора), которое арабские правители используют для оправдания нерешенности многих внутренних проблем и отказа от проведения назревших реформ.

Не исключена возможность появления на Ближнем Востоке новых радикальных режимов, причем не обязательно исламских. Вполне вероятно, что это коснется тех стран, которые в настоящее время относятся к умеренным.

Рост недовольства населения ухудшением своего положения может стать причиной революционных изменений. Причем смена режима хотя бы в одной из стран, скорее всего, станет «шоком» для других государств региона, особенно, если это случится в Египте или Саудовской Аравии. При этом, по мнению составителей прогноза, новый радикальный режим должен пройти через известный начальный период (как это было в Иране), когда с целью упрочения своего внутреннего положения новая власть стремится инициировать революцию в других странах, что ведет к дестабилизации обстановки и влияет на расстановку региональных сил. Так, в случае прихода к власти в Саудовской Аравии радикальных исламистов усилятся арабо-иранские противоречия, обострятся отношения страны с США, да и американские позиции на Ближнем Востоке в целом претерпят изменения. Это событие повлияет также на арабо-израильский конфликт, обстановку в Египте и Иордании.

Политические изменения в Ираке окажут большое влияние на положение дел на Ближнем Востоке, а уход США из этой страны (если это произойдет) уменьшит роль Америки в регионе, ослабит ее отношения с арабскими странами.

Авторы «Ближнего Востока до 2020 года» рассматривают четыре возможных варианта развития ситуации в Ираке.

Установление в стране радикального исламского режима. Это окажет негативное воздействие на обстановку в регионе и будет способствовать приходу к власти исламистов в других крупных ближневосточных государствах.

Приход к власти в Ираке сильной личности (типа тунисского президента Бен Али или того же Саддама, но без жестокостей). Подобный режим сможет стабилизировать ситуацию в стране на некоторое время. Однако на более длительную перспективу у него появятся сложности с соседями (во многом вызванные тем, чтобы приглушить недовольство населения нерешенными проблемами), а также обострится вопрос о распределении властных полномочий среди иракских религиозных и этнических групп.

Развязывание в стране гражданской войны несомненно вовлечет в нее соседние страны, в первую очередь Турцию и Иран. Вполне вероятно, что вооруженный конфликт из внутреннего перерастет в межгосударственный.

Развал Ирака как единого государства. По оценке авторов документа, в случае, если это произойдет без насильственных действий со стороны местных религиозных и этнических групп, то данный вариант может стать альтернативой перманентной нестабильности. Однако это очень маловероятно т. к. в процесс распада Ирака непременно вмешаются соседние государства, а между местными силами развернется борьба за овладение природными богатствами.

Любой из перечисленных сценариев, по мнению авторов прогноза, будет выглядеть как поражение США и, соответственно, сопровождаться негативными последствиями для американского престижа и влияния в регионе.

В заключение несколько замечаний по «Ближнему Востоку до 2020 года», точнее то, что автор хотел бы добавить к изложенному в этом документе.

Демографическая проблема. Рост населения усилит миграционные процессы. Увеличатся потоки людей, направляющихся в поисках работы и лучшей жизни за рубеж, главным образом в страны Западной Европы и Северной Америки, а также из более бедных стран региона в более богатые аравийские монархии. Не исключено, что данный процесс может затронуть Россию и другие республики СНГ.

Быстрый рост населения в условиях хронического отставания темпов экономического и социального развития и дальнейшего ухудшения положения широких народных масс может стать причиной прихода к власти в некоторых странах радикальных исламистов, которые, оказавшись не в состоянии удовлетворить насущные потребности населения, попытаются решить внутренние проблемы за счет внешней экспансии. Именно этого опасаются в Израиле в случае прихода к власти исламских радикалов в Египте.

Природные ресурсы. Следует упомянуть о весьма серьезных противоречиях по вопросу о распределении водных источников в районе, где стыкуются территории Израиля, Иордании, Ливана и Сирии, которые могут стать причиной серьезного конфликта, в т. ч. вооруженного. К тому же перспективы урегулирования имеющихся споров пока не просматриваются.

Отметим и проблему распределения водных ресурсов Нила. Она, с одной стороны, выходит за рамки чисто ближневосточной, но с другой – является жизненно важной, первостепенной для крупнейшего арабского государства – Египта, и в случае ее обострения, что вполне вероятно, окажет прямое воздействие на общую обстановку в регионе.

Сфера науки и техники. Здесь по-прежнему не только сохранится, но и увеличится разрыв между странами Ближнего Востока (и Юга в целом) и передовыми государствами мира. Регион останется потребителем, пусть масштабным, но именно потребителем новейших научно-технических достижений. Собственный же прогресс в сфере развития науки и разработки новых технологий будет незначителен.

Роль религии. Отсутствие ощутимого продвижения в решении многих социальных и экономических проблем, сохранение в большинстве стран региона авторитарных режимов останется одной из главных причин сильного влияния религии (ислама) на процессы, проходящие в странах Ближнего Востока. Причем речь идет, прежде всего, об усилении радикальной ветви политического ислама. Одной из причин усиления влияния ислама станет и продолжение настойчивых попыток внешних сил воздействовать на политические, идеологические процессы, образ жизни населения в ближневосточных странах с целью их более быстрого адаптирования к западным стандартам.

Отношения власти и общества. Думается, что тенденция к демократизации общественно-политической жизни в странах региона будет постепенно пробивать себе дорогу, хотя и с большими трудностями, неравномерно, с отступлениями и неудачами, но одновременно с успехами и достижениями. Главное здесь – не ускорять насильственно данный процесс, что может привести к обратным для «доброжелателей» результатам, а тактично помогать ему с учетом местных реалий и особенностей.

Политическое насилие в регионе. Сохранится главная питательная база для экстремизма и насилия – различие в достигнутых уровнях развития между Западом и Востоком. Более того, оно увеличится. Именно это, говоря словами авторов «Ближнего Востока до 2020 года», будет постоянно генерировать (причем как у местных правящих элит, так и у широких масс населения) потенциально «дестабилизирующую смесь подражания и чувства обиды», а также раздражения и зависти. Отсюда и радикальные идеи, и экстремистские, в т. ч. террористические действия.

Конфликты на Ближнем Востоке. В этом разделе хотелось бы добавить, что возможные конфликты на Ближнем Востоке затронут не только интересы США, но других стран – европейских, азиатских, африканских. Россия также не останется в стороне от будущих событий в регионе.

Роль США на Ближнем Востоке. Авторы прогноза умалчивают о том, что одной из главных причин активного американского вмешательства в дела региона и необходимости постоянного военного присутствия США на Ближнем Востоке является установление прочного контроля над местными углеводородными ресурсами, которые являются крупнейшими в мире, и путями их транспортировки. Все остальное – производное из этого.

Наращивание вооружений. Отметим, что наполнение арсеналов ближневосточных государств по-прежнему будет происходить за счет приобретения новейших вооружений за рубежом – в первую очередь на Западе, отчасти в России и некоторых других странах. Сохраняющийся невысокий уровень развития собственной научно-технической и производственной базы у стран региона (Израиль здесь оставим за скобками) не позволит им еще в течение длительного периода времени самостоятельно обеспечивать национальные ВС наиболее сложными видами вооружения, военной техники, системами управления войсками и оружием и т. д. Хотя отдельные успехи вполне возможны. В этом отношении наиболее продвинулись Иран и Египет. Военное строительство в ближневосточных странах также будет идти по пути использования зарубежных образцов, главным образом натовских. Все это предопределит на длительный период не только военно-техническую, но и политическую зависимость ближневосточных государств от Запада, в первую очередь от США.

Арабо-израильский конфликт. В целом можно согласиться с выводами, предложенными авторами «Ближнего Востока до 2020 года». Добавим лишь, что не исключено усиление давления внешних сил на участников конфликта, чтобы вынудить их пойти на взаимные уступки с целью достижения политического урегулирования. Главной же помехой для достижения стабильного и прочного мира между арабами и Израилем останутся взаимные недоверие, подозрительность и враждебность. Это относится как к правящим элитам, так и к широким слоям населения обеих лагерей. К сожалению, приходится констатировать, что за 15-16 лет эти негативы не преодолеть. Однако при обоюдном желании их можно ослабить.

Появление в регионе новых радикальных режимов. Есть все основания полагать, что они будут именно исламистскими. Левые силы на Ближнем Востоке (причем не только коммунистические) после развала СССР и соцлагеря находятся в явном упадке. Их нишу по большей части успешно заполнили исламские радикалы. И нет достаточных оснований полагать, что к 2020 году левые смогут существенно расширить свое влияние в странах региона.

Ирак. Здесь несомненно одно – восстановление Ирака как единого, и стабильного государства является делом очень и очень трудным. Противоречия между различными политическими силами страны по вопросам будущего государственного и территориально-политического устройства Ирака велики, а желание их преодолеть, найти взаимоприемлемые компромиссы пока не очень четко просматривается. Поэтому никак нельзя исключать развития событий в стране по сценариям, представленным авторами «Ближнего Востока до 2020 года.

52.38MB | MySQL:103 | 0,482sec