О проблеме поставки ПЗРК сирийской оппозиции

Палата представителей Конгресса США одобрила порядок поставок так называемой сирийской оппозиции переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК), но для этого Пентагон должен будет представить детальную информацию о группировках — получателях данной помощи. Об этом говорится в статье, опубликованной  в электронной версии газеты «Вашингтон пост».   Соответствующее положение включено в текст законопроекта о финансировании Минобороны в 2017 году, принятого в пятницу нижней палатой Конгресса США. До этого американские законодатели никак не регламентировали процесс поставок ПЗРК в Сирию, прямой запрет также не вводился.    Ожидается, что Сенат поддержит данный законопроект на текущей неделе. Белый дом пока не высказывал свое отношение к этому документу.   Согласно тексту инициативы, если в министерстве посчитают такой шаг необходимым, глава Пентагона сначала будет обязан представить профильным комитетам специальный доклад. В нем должны содержаться наименования группировок, детальные сведения о них, включая данные разведки, их географическое местонахождение, описание истории их участия в сирийском конфликте. Кроме того, Минобороны должно обозначить точное количество ПЗРК и пояснить, как именно они будут доставлены в арабскую страну. Это очень примечательное решение, которое является во многом компромиссным  между стремлением угодить лоббистам из Саудовской Аравии и Катара с одной стороны, а с другой — постараться переломить за счет поставок ПЗРК сирийским оппозиционерам общую негативную динамику, которая складывается сейчас на фронтах в Сирии. Но это только на первый взгляд. В реальности,  как мы и предполагали ранее, успех наступления  в Алеппо оказывает мощнейшее психологическое воздействие на ситуацию во всей суннитской общине Сирии. В данном случае призываем никого не обманываться, с режимом Б.Асада воюет пассивно или активно практически все суннитское население страны. И их перемещение вместе с семьями после капитуляции под Дамаском или в Алеппо  в район Идлиба этот факт  предметно  иллюстрирует. При такой динамике развития событий ПЗРК уже могут и не помочь. Но инициатива американских законодателей на самом деле несет в себе несколько нюансов. Во-первых, таким образом удовлетворяются запросы т.н. «неконов», которые выступают за ужесточение политики против России на всех фронтах. И прежде всего в Сирии, где успехи российской стратегии несомненны. Возможная передача ПЗРК группам сирийской оппозиции навевает ненужные мысли об афганском «дежа вю». Чем все это закончилось известно: внятного воздействия на ситуацию на фронтах это не оказало, а американские  «Стингеры» потом пришлось выкупать у моджахедов за приличные деньги из бюджета США.  Плюс ко всему, тогда еще не было ни «Аль-Каиды», ни «Исламского государства»  (обе организации запрещены в России), ни  терактов «11 сентября». Сейчас все эти моменты присутствуют, и очень сомнительно, что новая администрация в Белом доме в реальности пойдет на то, чтобы разрешить Пентагону поставлять ПЗРК сирийской оппозиции. Если говорить без прессы и по существу дела, то в докладах ЦРУ и Пентагона по этому вопросу новому американскому президенту будет указано  (а иначе просто не получится), что в Сирии не существует устойчивого светского, абсолютно антиисламистского течения или группы оппозиции. Все они в той или иной степени уже радикализировались и находятся под несомненным влиянием и давлением «Джебгат ан-нусры» (переименована в «Джебхат Фатх аш-Шам», запрещена в России). Она, отмелим, внесена в американский «черный список»  террористических организаций. В связи с этим,(а можно быть абсолютно уверенным в таком сценарии), президент задаст силовикам сакраментальный вопрос — «гарантируют ли они  то, что эти ПЗРК не попадут в руки исламистов и джихадистов». И не один силовик (а он чиновник прежде всего с соответствующей психологией) никогда утвердительно на этот вопрос не ответит. Тем более в реалиях нынешней Сирии, где исламисты спокойно варили в подпольных лабораториях кустарный, но все-таки иприт. Как мы уже сообщали, в качестве доводов воспоминания о сбитых в Афганистане советских самолетах и вертолетах  уже не пройдут. Не пройдет и аргументация о том, что Саудовская Аравия сможет гарантировать применение ПЗРК подконтрольными ей группами только против правительственных . Сразу же почему-то вспоминается Усама бен Ладен, и, кроме того, надо учитывать нарастающую тенденцию сильнейшего недоверия в руководстве Республиканской партии по отношению к Эр-Рияду, который тайно спонсировал «Аль-Каиду» и не оказывал американцам должной поддержки в период их войны в Ираке. Другими словами, в настоящее время между Эр-Риядом и Вашингтоном пролегла очень серьезная полоса взаимного недоверия и подозрительности, которой в значительной степени заражены представители именно силового блока США. Передача ПЗРК лояльным американцам (как они это думают) «Силам демократической Сирии», т.е. коалиции, в которой доминируют курды из Партии демократического союза (ПДС), однозначно вызовет жесткий конфликт с Турцией, отношения с которой и так в достаточной степени далеки от идеальных. Таким образом, этот  вариант также не проходит. В этой связи очень сложно представить себе нового министра обороны США, который аргументировано сначала обоснует эту инициативу в Белом доме, а затем — и в Конгрессе. А именно такой порядок действий предполагает новая пока еще законодательная инициатива американского парламента.

Тогда в чем ее смысл? Насчет первой причины мы уже сказали. А вот вторая — это блокирование  таким образом  попыток Эр-Рияда и Катара добиться разрешения от США на поставки ПЗРК по своим каналам. Об этом говорилось на совещании   руководства спецслужб США, Иордании, КСА, Катара и Турции в конце октября с.г. в Эр-Рияде. Саудовская Аравия жестко ставила вопрос именно о массовых поставках ПЗРК оппозиции, на что американцы ответили уклончиво, оговорив, что это может быть очень небольшое количество (десяток), и то, не американского производства. В результате джихадисты получили несколько китайских ПЗРК, закупленных через посредников,  далеко не новой модификации. Говорить о реально массированном снабжении ПЗРК сирийской оппозиции можно будет только при соответствующей отмашке Вашингтона, и несмотря на все свои воинственные заявления, Доха и Эр-Рияд самостоятельно  на такие шаги не пойдут по очень многим причинам. А теперь для того, чтобы такая отмашка произошла, нужно преодолеть все барьеры, которые подразумевает новый законопроект, и еще после этого убедить президента США в своей правоте. А это, как мы убедились, сделать фактически нереально

55.74MB | MySQL:116 | 0,524sec