О перспективах взаимодействия в треугольнике Израиль-Индия-Япония

В последние месяцы представители властных кругов и израильского бизнеса неоднократно заявляли о своей заинтересованности во взаимодействии с государствами, которые ранее не входили в число приоритетных. В этой связи особую роль во внешней политике Израиля стали играть Япония, Китай и Индия, чья лояльность способна гарантировать поддержку на международной арене, а растущая экономическая мощь может позволить ближневосточному партнеру закрепиться на новых рынках. Анализируя СМИ, может сложиться впечатление, что страна из числа своих союзников в Азии отдает предпочтение Китаю, обладающему политическим весом в международных организациях и серьезными экономическими преимуществами. Однако Япония, оказавшаяся осенью этого года в аналогичном с Израилем положении в рамках ЮНЕСКО, также многое может предложить ближневосточному партнеру.

В 2014 г. после майского визита премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху в Токио стороны заявили о желании построить новое всеобъемлющее партнерство, а также согласовали план укрепления экономических связей. Как отметил в январе 2015 г. глава японского правительства С.Абэ: «сейчас мы наблюдаем устойчивый прогресс в развитии наших отношений в полном объеме. Среди всех областей, в которых мы тесно сотрудничаем, экономика является одной из сфер, которая обладает наибольшим потенциалом для развития двусторонних отношений»[i]. Растет внимание Токио и к взаимодействию в области инноваций. Согласно данным японских источников, опубликованным в начале декабря 2016 г., уходящий год был отмечен существенным повышением интереса государства к израильским старт-апам, ориентированным на самоуправляющиеся транспортные средства и кибербезопасность. Стоит отметить, что обеспечение последней стало одной из важнейших задач, выдвинутых кабинетом премьер-министра Японии С.Абэ после прихода к власти.  Наконец, у японского правительства в отношениях с Израилем существует еще один военно-стратегический интерес, касается он системы противоракетной обороны, построенной при участии США. Япония, сама существующая во враждебном для себя окружении, была бы крайне заинтересована и в приобретении данных технологий.

По мере укрепления торгово-экономических и научно-технических связей, стороны переходят к политическому диалогу. При этом Япония рассматривается Израилем как страна, во взаимодействии с которой может оказаться выгодным продвижение собственных позиций по палестино-израильскому противостоянию. Так, в ноябре 2016 г. вице-спикер Кнессета Х.Бар («Сионистский лагерь») представил свой план урегулирования на базе принципа «два государства для двух народов» в парламенте Японии. Токио стал очередной точкой в турне израильского парламентария, направленного на активизацию разрешения конфликта с палестинцами на основе упомянутой политической установки. Сама она была обнародована летом 2015 г. и содержала в себе ориентиры на признание Палестины в учреждениях ООН, разрешение территориальных споров в  т.н. «границах 1967 г.», переговоры относительно статуса Иерусалима и беженцев. Особую известность инициатива приобрела из-за присутствия в ней тезиса о возможности проживания евреев в будущем палестинском государстве в статусе резидентов или граждан. Потерявший на время актуальность проект вновь привлек внимание по нескольким причинам, среди которых произраильская риторика избранного президента США Д.Трампа, обсуждение в Кнессете закона о статусе поселений, а также общий интерес страны к повышению информированности зарубежных партнеров о ситуации в зоне конфликта.

Параллельно с этим наблюдается оживление на израильско-индийском направлении, связанное с недавним визитом президента Израиля Р.Ривлина в Нью-Дели. Тогда в рамках одного из мероприятий израильский гость заявил: «…это не только партнерство, о котором мы говорим. Это партнёрство, которое изменяет для израильтян и индийцев воду, которую мы пьем, пищу, которую мы едим, технологии, которые мы используем и многие важные сферы нашей жизни»[ii]. До этого момента сторонам действительно удалось добиться прогресса на разных направлениях. К примеру, в мае 2016 г. в самом большом индийском штате Раджастхане был открыт второй индийско-израильский центр развития сельскохозяйственных технологий, ориентированный на производство цитрусовых. В марте 2016 г. Банк Израиля и Резервный Банк Индии подписали меморандум о взаимопонимании. 6 декабря 2016 г. находящийся с визитом в Нью-Дели израильский министр науки и технологий О.Акунис подписал со своим контрпартнером Х.Вардханом договор о взаимодействии в области науки с особым акцентом на деятельности молодых ученых. Как тогда же сообщили индийские источники, Израильское космическое агентство (ISA) заявило о желании сотрудничать с Индийской организацией космических исследований (Isro). Особое внимание израильские специалисты уделяют ракетным двигателям и новейшим индийским технологиям наблюдения за землей. Таким образом, в отношениях государств постепенно формируется взаимный интерес к разработкам друг друга, что выводит их за рамки контактов в формате поставщик-покупатель.

Наконец, нельзя не отметить растущий потенциал взаимодействия двух израильских партнеров друг с другом. В сентябре 2014 г. представители государств обнародовали декларацию об усилении стратегического диалога. В декабре 2015 во время визита С.Абэ в Нью-Дели стороны подписали меморандум о сотрудничестве в сфере мирного атома.  В ноябре 2016 г. в рамках ответного визита премьер-министр Индии Н.Моди в Токио была достигнута договоренность о трансфере японских атомных технологий в Индию, что открывает дорогу взаимодействию в строительстве АЭС. Как отметил по итогам своей ноябрьской поездки Н.Моди: «частота нашего взаимодействия демонстрирует динамичность и глубину наших связей. Она также отражает нашу неизменную приверженность реализации всего потенциала нашего особого стратегического и глобального партнерства»[iii].

Таким образом, высказывавшиеся в последнее время идеи относительно существенного улучшения китайско-израильских отношений встречают сопротивление со стороны набирающего силу взаимодействия в треугольнике Израиль-Япония-Индия. Сближение государств может быть подкреплено несколькими обстоятельствами. С одной стороны, все они испытывают трудности в отношениях с учреждениями ООН. Если Израиль и Япония столкнулись с явным противостоянием с ЮНЕСКО, то Индия стремиться к реформе ООН, способной повысить ее статус в организации. Во-вторых, государства ориентированы на развитие высоких технологий, при этом готовы предложить Израилю более весомые гарантии защиты разработок. Наконец, собственно партнерство Индии и Японии имеет своей целью противостояние Китаю при усилении сотрудничества с США, что по многим факторам требует взаимодействия со страной, отличающейся «особыми отношениями» с американскими властями. Остановить Израиль от более тесного политического сближения с этим союзом может лишь то, что в более широком смысле он направлен против России, играющей важную роль в ближневосточной системе координат.

[i] PM Netanyahu meets with Japanese PM Sinzo Abe. 18.01.2015 // Israel Ministry of Foreign Affairs. URL: mfa.gov.il/MFA/PressRoom/2015/Pages/PM-Netanyahu-meets-with-Japanese- PM-Abe-18-Jan-2015.aspx

[ii] President Rivlin meets Indian PM Narendra Modi. 15.11.2016 // Israel Ministry of Foreign Affairs. URL: mfa.gov.il/MFA/PressRoom/2016/Pages/President-Rivlin-meets-Indian-PM-Narendra-Modi-15-November-2016.aspx

[iii] Media Statement by Prime Minister during his visit to Japan (November 11, 2016) // Ministry of External Affairs. Government of India. URL: www.mea.gov.in/Speeches-Statements/htm?dtl/27595/media+statement+by+prime+minister+during+his+visit+to+japan+november+11+2016

52.2MB | MySQL:103 | 0,455sec