Разногласия между странами-членами ССАГПЗ нарастают

Говоря о возможных итогах 37-го саммита стран-членов ССАГПЗ, который начал свою работу 6 декабря с.г. в Манаме, американские аналитики отмечают, что они могут быть далеко не оптимистичными для судьбы этой организации, которая планировалась своими создателями, как некое региональное политико-экономическое пространство с созданием всех необходимых условий по привлечению в него новых членов из числа арабских стран. Первым кандидатом на такое вступление, пока в качестве члена-наблюдателя, была Иордания. Но вот последние по времени политические разногласия, помноженные на конкретные экономические сложности стран-участниц, которые в основном имеют моносырьевую углеводородную экономику, эту перспективу сделали туманной. Да и сам альянс уткнулся в очередной барьер на пути своего развития и унификации экономических и банковских систем. Эти разногласия касаются и единого банковского законодательства, и общего налога на добавленную стоимость, и создание единой энергетической системы, и много чего еще. Но главное в данном случае геополитические разногласия среди стран-участниц, о которых сейчас, может быть впервые, открыто и публично заговорили американские аналитики. Это вообще особенность американских политологов — все время «бить по хвостам». Главное противоречие, по их оценке (согласимся с этим), лежит сейчас в природе взаимоотношений двух основных партнеров по ССАГПЗ в лице КСА и ОАЭ. Первопричиной такого расхождения в позициях предполагается считать йеменский кризис, где стороны кардинально расходятся в видении своей тактики и стратегии. От себя добавим — и видении политической архитектуры самого Йемена в долгосрочной перспективе. Абу-Даби предпочитает говорить о «глубокой федерации» между Севером и Югом, что является безусловной предтечей полного государственного обособления двух йеменских государств по традиционным границам. ОАЭ в в данном случае волнует лишь один момент — на севере к власти не должна вернутся доминанта исламистской партии «Ислах», которая позиционирует себя в качестве йеменского аналога «Братьев-мусульман» и находится в доверительных отношениях с Дохой. И в качестве единственного реального инструмента помешать этому сценарию в Абу-Даби видят только один вариант — сохранить хоуситов и клан бывшего йеменского президента А.А.Салеха в качестве реальных политических сил на севере страны. Вот, собственно, почему, ОАЭ продолжают вести тайные и неофициальные регулярные консультации с этими сторонами йеменского конфликта. При этом проиранская позиция хоуситов для ОАЭ имеет вторичное значение. Для Саудовской Аравии этот компонент имеет первоочередное значение, поскольку иметь у себя под боком оплот шиитской экспансии Эр-Рияд, естественно, не желает. Он выступает за сохранение единства страны, пусть и в составе какой-то федерации. Бывший президент А.А.Салех является для КСА фигурой, которую надо списать со счетов, а его возвращение в политику исключено. «Ислах», несмотря на свои заигрывания с Дохой, может после определенной ротации ее руководства вернутся в активную политическую жизнь страны. Последняя ситуация для Эр-Рияда в большей степени вынужденная, поскольку опираться кроме как на «Ислах» ему в Йемене более не на кого. Вот так пунктирно выглядят в общем и целом позиции сторон по йеменскому конфликту, и даже этого достаточно, чтобы убедиться в разности этих подходов.

Второй пункт разногласий — это отношения КСА с АРЕ. Мы уже сообщали о том, что партнерские в недавнем прошлом отношения между Эр-Риядом и Каиром были сломаны вскоре после того, как египетский президент А.Ф.ас-Сиси отказался поддержать саудовскую резолюции в ООН по Сирии. Как результат, остановились поставки саудовской нефти и финансовые транши для поддержки курса египетского фунта. Для ОАЭ же Египет — это стратегический союзник, который играет одну из важных ролей в обеспечении политического и военного доминирования Абу-Даби в районе Африканского Рога и Аравийского полуострова. Попытки Абу-Даби в данном случае сыграть роль посредника-миротворца не удались. Последняя по времени такая попытка была предпринята наследным принцем Мухаммедом бен Заедом, когда он пригласил египетского президента и саудовского короля на фестиваль в Абу-Даби 2 декабря с.г. Оба приехали, но сделали все возможное, чтобы лично не пересекаться. При этом характер египетско-саудовского конфликта приобретает все более черты межличностной вражды между египетским президентом, А.Ф.ас-Сиси королем Салманом, а также его сыном Мухаммедом. Последние открыто обвинили А.Ф.ас-Сиси «в попрошайничестве», а также в том, что он использовал КСА как «дойную корову». Такие вещи не прощаются — надо знать национальный характер египтян, и теперь уже можно совершенно обоснованно констатировать, что прежнему характеру египетско-саудовских отношений наступил конец. Каир выбрал суверенную политику, а не роль государства, которое находится под влиянием Эр-Рияда и должно выполнять безусловно все его внешнеполитические «хотелки». По нашим данным, в качестве условий по началу каких-то консультаций по нормализации двусторонних отношений в Эр-Рияде выдвинули три условия. Первое — осудить режим Б.Асада и потребовать его смены. Второе — снять с рассмотрения вопрос о незаконности сделки по передаче КСА двух спорных островов Тиран и Санафир в Красном море. Сейчас эта передача заблокирована парламентом и верховным судом АРЕ. Третье — уволить министра иностранных дел АРЕ Самеха Шукри, которого Эр-Рияд считает зачинщиком истории по отказу голосовать за просаудовскую резолюцию по Сирии в ООН. Одновременно Саудовская Аравия пригрозила приложить все усилия по смене генсека ЛАГ  египтянина Ахмеда Абуль Гейта. Все три условия, по нашей оценке, Каир выполнять не будет.

В любом случае надо констатировать, что в связи с этими разногласиями в ССАПГЗ четко обозначились группа, которая оппонирует Эр-Рияду в его попытках доминировать не только в этом объединении, но и в ЛАГ в целом. Очевидно, что это ОАЭ, Кувейт и Оман, а в масштабе ЛАГ и еще и АРЕ. Этого вполне достаточно для итого, чтобы если не низвергнуть Эр-Рияд с позиции безусловного лидера суннитского мира, то, по крайней мере, серьезно нивелировать его амбиции. И это, пожалуй, главный итог 37-го саммита ССАПГЗ.

52.19MB | MySQL:103 | 0,529sec