Алжир гарантирует безопасность крупных зарубежных инвестиций в Тунис

Прошедшая 30 ноября – 1 декабря международная конференция по инвестициям в Тунис продемонстрировала интерес ряда арабских и западных государств по превращению этой страны в оплот «североафриканского спокойствия».

Краеугольным камнем предложенной на данном мероприятии стратегии, собравшего около двух тысяч участников, стало привлечение 30 – 50 млрд долларов США инвестиций на ближайшие пять лет, что должно позволить создать здесь к 2021 году прочную рыночную экономику.

Особенно примечательно, что одними из самых видных участников конференции стали Алжир и Катар, постепенно расширяющие свое экономическое и политическое взаимодействие в регионе. Не случайно, что эти страны представляли сам эмир Катара Тамим Аль Тани и премьер-министр АНДР Абдельмалек Селлаль.

Из других значимых лиц мировой политики выделялся председатель французского правительства Мануэль Вальс, прибывший в Тунис с одной из самых крупных делегаций, состоящей из десятков видных бизнесменов и финансистов.

Такое внимание к экономической составляющей было обусловлено тем, что по мнению организаторов мероприятия, «оживление экономики является обязательным условием для успеха начавшегося демократического процесса».

И это замечание представляется неслучайным – несмотря на тот факт, что традиционные для западных стран демократические институты присутствуют в стране, их дальнейшее упрочение в Тунисе поставлено под вопрос развитием террористической опасности. И все это происходит на фоне заметного экономического ухудшения после свержения в 2011 г. режима Зина Бен Али.

Соответственно, участники конференции поставили себе целью активно поддержать развитие «переходной экономики на ее устойчивое развитие, что даст Тунису «новый старт».

Они не скрывают и причины подобного внимания именно к Тунису, признавая, что он имеет для них «геостратегическую роль как шлюз между странами Африки, Европы и Ближнего Востока в том числе и относительно человеческих ресурсов».

В свою очередь, президент этой страны Беджи Каид Эс-Себси по-максимуму использовал это понимание для получения инвестиций. По его словам, приход зарубежных бизнесменов с крупными объемами денежных средств поддержит тунисскую демократию, поскольку, по его словам, «переход к демократии и экономика связаны», для чего «необходимо минимум благосостояния».

Примечательно, что одним из главных инвесторов выступил Катар. Так, его эмир Тамим Аль Тани объявил, что его страна собирается потратить 1.25 млрд долларов для поддержки экономики Туниса в ближайшие пять лет.

Со своей стороны, премьер-министр Франции Мануэль Вальс также обещал выделить за этот же период на развитие экономики Туниса 1.25 млрд евро.

И хотя алжирский премьер-министр не обещал подобных вливаний, со своей стороны он гарантировал максимальное содействие развитию торгово-экономических связей с соседней страной.

В свою очередь, Инвестиционный арабский фонд объявил о выделении Тунису 1.5 млрд долларов, тогда как Всемирный банк – 1 млрд долларов.

К инвестированию в Тунис призвали и представители других влиятельных организаций – например, директор Международного Валютного Фонда Кристин Лагард и новый генеральный секретарь ООН Антонио Гуттьерес.

Остальные участники конференции оказались менее щедрыми, но, тем не менее, также выделили немалые суммы.

Так, на ближайшие пять лет Кувейт анонсировал выделение Тунису 500 млн долларов, Германия – 300 млн евро, Швейцария – 100 млн евро и Турция – 100 млн долларов.

Прочие присутствовавшие выделили сравнительно небольшие суммы (как, например, Канада – всего 24 млн долларов), которые, однако, в общем объеме представляют серьезные инвестиции.

Эти средства планируется направить в развитие «производящей» и «зеленой» (экологически чистой) экономики, в том числе в рациональное использование водных ресурсов, туризма, образования, автомобильной и аэрокосмической промышленности, текстильной, фармацевтической отраслей, производство возобновляемых источников энергии, сельское хозяйство.

Что касается Европы, то тут очевидно стремление превратить Тунис в «североафриканскую Швейцарию», что должно автоматически отсечь значительные потоки мигрантов, направляющихся на северное побережье Средиземного моря и в том числе минимизировать исходящий оттуда уровень угрозы.

Для Алжира, продолжающего сталкиваться с ее проявлениями, также крайне необходимо обеспечить превращение соседней страны в бастион спокойствия. И в этом отношении он выступил неофициальным гарантом безопасности Туниса, а заодно и направляемых туда многомиллиардных инвестиций.

По неофициальным данным, алжирские силовики будут активно помогать своим коллегам из Туниса и других стран ее обеспечению.

Наблюдая проблемы мирного урегулирования в Ливии, представители АНДР отмечают рост исходящих оттуда и из Туниса угроз. В частности, один из главных нелегальных оружейных трафиков на алжирскую территорию проходит как раз оттуда, в частности, из района Кассеринского перевала.

Но особенно бросается в глаза роль в организации данного мероприятия Катара, выступившего одним из его модераторов. Более того – именно Доха взяла на себя финансирование обеспечения безопасности его проведения.

И это неудивительно: в последние годы Катар стремится с выгодой вложить появляющиеся у него средства от реализации на мировом рынке газа в зарубежные проекты, чтобы в среднесрочной перспективе обратить их в политические дивиденды.

И в этом отношении его интересы совпадают с алжирскими – например, за охрану катарского бизнеса в Тунисе (как и в других африканских странах) эмир Катара обещал алжирскому руководству довольно крупное вознаграждение, точный размер которого пока неизвестен.

Насколько будет продуктивным такое сотрудничество арабских и западных стран в Тунисе покажет время. Разумеется, многое будет зависеть от того, какой будет установлен контроль за расходованием средств. Ведь если он будет недостаточным, то с высокой долей вероятности выделенные деньги будут потрачены тунисским руководством неэффективно.

В любом случае, радикальные исламисты постараются сорвать эти планы организацией новых кровавых вылазок, которые должны отпугнуть иностранных инвесторов от страны, которой ими намечено стать плацдармом для ударов сначала по Алжиру, а затем и по странам Западной Европы.

Также обращает на себя внимание крайне слабое участие в данном мероприятии двух важных игроков международной политики – Китая и США, которые тем самым сигнализируют мировому сообществу о своем скепсисе по отношению к планам превращения Туниса в «североафриканскую модель процветания».

Причина – имеющиеся негативные прогнозы в Вашингтоне и Пекине относительно среднесрочных перспектив стран региона и в том числе самого Туниса. Причем у Китая уже имеется негативный опыт вложения средств в Ливию, которая на 2010 г. его руководству казалась более стабильной, чем нынешний Тунис.

А это достаточно тревожный индикатор. Во всяком случае, пока заявленное стремление рядом европейских и арабских стран превратить Тунис всего за одну пятилетку в процветающее государство представляется несколько фантастическим.

И дело здесь отнюдь не в размере выделяемых средств и даже не в контроле за их использованием, а в том, что внешние инициаторы развития данной страны упустили для этого время, которое, как известно, является не менее значимым ресурсом в том или ином деле, чем деньги.

За прошедшие шесть лет с начала выступлений против Зина Бен Али Тунис, с одной стороны, покинули многие интеллектуалы и технические кадры, наличие которых необходимо для реализации заявленных иностранцами планов, а с другой стороны, ее наводнили тысячи джихадистов, борьба против которых обещает быть крайне трудной.

52.22MB | MySQL:103 | 1,029sec