Авраам Б.Иегошуа (родился в Иерусалиме в 1936 г.) – один из самых популярных израильских писателей. Он лауреат всех престижных израильских литературных премий (Хаима-Нахмана Бялика, Йосефа-Хаима Бреннера и др.), а также национальной премии Израиля («Прас Исраэль»). Его книги переведены с иврита на множество языков, в том числе – на русский. На протяжении десятков лет он придерживался радикально левых взглядов и последовательно выступал против израильского поселенческого движения в Иудее, Самарии (на Западном берегу, пользуясь арабской терминологией) и в секторе Газа, став своего рода «интеллектуальным символом» израильских левых. Он является членом общественного совета радикально-левой организации «Бецелем», а на выборах в Кнессет в 2013 году писатель демонстративно занял заведомо не проходное 109е место (в Кнессете 120 мест) радикально-левой партии МЕРЕЦ.
Однако развитие политической и демографической ситуации в стране привело 80-летнего писателя к мысли о необходимости отказа от традиционной идеологии израильских левых, призывавших к отступлению с территорий, занятых Израилем в ходе Шестидневной войны 1967 году, и созданию на них независимого палестинского арабского государства. На прошлой неделе в среду Авраам Б. Иегошуа встретился с президентом Израиля Реувеном Ривлиным, который на протяжении всей своей политической карьеры был членом ныне правящей правой партии Ликуд. Они беседовали около двух часов о политической ситуации. После этого разговора Авраам Б.Иегошуа дал интервью известному израильскому журналисту и политическому комментатору Шалому Ерушалми ,который много лет тот работал в газете «Маарив», а с 2014 года – в еженедельнике «Макор ришон». В той своей части, которая касается путей урегулирования арабо-израильского конфликта, упомянутое интервью представляет особый интерес, поскольку наглядно демонстрирует идеологический кризис, в котором находятся сейчас израильские левые. Ниже релевантные высказывания Авраама Б. Иегошуа приводятся с короткими комментариями:
«С 1967 года я верил в раздел Эрец-Исраэль на два государства и в раздел Иерусалима на две столицы. Потребовалось много времени, пока палестинцы и израильтяне согласились на два государства. В 1988 году Арафат увидеал волны большой алии из России (фактическая ошибка или оговорка Авраама Б. Иегошуа, волна массовой репатриации из СССР начала в конце 1989 года – В.Ч.), и он признал Израиль, потому что опасался, что еще немного и палестинцам ничего не достанется (речь идет об осознании Ясиром Арафатом, утверждавшим ранее, что «матка палестинской женщины – это тайное оружие палестинской революции» невозможности победить израильтян демографическим путем, поскольку сотни тысяч репатриантов, прибывших из СССР/СНГ принципиально изменили демографические тенденции в стране – В.Ч.).
Партия Авода понемногу привыкла к этой идее. Норвежские соглашения дали толчок к разрешению конфликта на основе двух государств (имеется в виду принцип «два государства для двух народов» — В.Ч.). Думаю, что и правые тоже их приветствовали. Лишь бы нам не крутиться по Касбе (Касба – старая часть арабских городов, для которой характерны узкие извилистые улицы – В.Ч.) Шхема (Наблуса), Рамаллы и Дженина. С другой стороны, конфликт продолжается 140 лет (видимо, отправной точкой конфликта Авраам Б. Иегошуа считает основание «матери еврейских поселений» Петах-Тиквы в 1878 году – В.Ч.). Все посредники в мире здесь побывали, но никакого решения найдено не было. Не можем мы полагаться и на США или Европу, что они навяжут нам решение. Никто ничего не навяжет.
Моя вера в разрешение конфликта на основе двух государств растаяла. Это решение невозможно. Я боролся за него последние пятьдесят лет, но надо видеть реальность. Мы обманываем себя. Невозможно выкорчевать 450 тысяч поселенцев из районов С (территории Иудеи и Самарии делятся, согласно Норвежским соглашениям на зоны А, находящиеся под полным контролем Палестинской национальной администрации — ПНА, зоны В, находящиеся под гражданским контролем ПНА и военным контролем Израиля, и зоны С, находящиеся под полным контролем Израиля. Все израильские поселенцы проживают в зонах С, где они составляют большинство – В.Ч.). А Иерусалим разве можно разделить? Разве кто-нибудь способен сейчас установить международную границу внутри города?
Двунациональная реальность становится фактом. Решение конфликта на основе двух государств это мессианское мечтание, и поэтому долг интеллектуала и приверженца левой идеологии подумать о другом решении. Израиль внутри «Зеленной черты» (линия прекращения огня, существовавшая в 1949-1967 гг. – В.Ч.) это двунациональное государство. 20% жителей здесь арабы. При всех войнах, терроре и интифадах мы создали реальность сосуществования. Палестинцы хотят, чтобы было одно государство. Они не скажут этого открыто и потому они все тянут время. Они хотят всю Палестину, а не только 22% от нее. Палестинцы никуда не уйдут. Они тут местные, они коренные жители этой страны.
Надо подумать над этой тяжелой, сложной проблемой. Надо начать с Иерусалима. Надо, чтобы жители Восточного Иерусалима стали гражданами государства (иерусалимским арабам был предоставлен после 1967 года статус постоянных резидентов Израиля. Они имеют все права, кроме права принимать участие в выборах в Кнессет. В последние годы развивается процесс принятия иерусалимскими арабами израильского гражданства и порядка 10% из них уже получили его – В.Ч.). На втором этапе надо дать гражданство 100 тысячам палестинцев, живущих в районах С – с национальным страхованием (так называется в Израиле государственное социальное обеспечение, которое получают и постоянные резиденты – В.Ч.), минимальной заработной платой и равенством перед судом. Это тяжело для такого человека, как я, который шел с другой мечтой, но реальность требует ответа. Оккупация стала опухолью на теле израильского общества, и надо удалить эту опухоль».
На первый взгляд риторика Авраама Б. Иегошуа осталась прежней, левой. Однако тот путь, которым он теперь предлагает «удалить опухоль оккупации», это путь правых. Показательно, что идею поэтапной аннексии Иудеи и Самарии, начиная с районов С, Авраам Б. Иегошуа позаимствовал у лидера религиозно-сионистской партии «Еврейский дом» министра просвещения Нафтали Беннета, хотя он и не называл его по имени. Показательно и то, что подобно Беннету Авраам Б. Иегошуа не детализует шагов, которые Израиль должен, по его мнению, предпринять после аннексии районов С. Учитывая высокий моральный авторитет писателя среди левых израильских интеллектуалов, можно ожидать, что в самое ближайшее время в левых кругах начнутся разговоры о создании единого еврейско-арабского государства на всей территории между Средиземным морем и Иорданом, кроме секторы Газы.