О деятельности специального представителя КНР по сирийскому вопросу Цзе Сяояня

В МИД КНР сравнительно недавно введена новая должность – «Специальный представитель КНР по сирийскому вопросу», на которую в марте 2016 г. назначен профессиональный дипломат  Цзе Сяоянь. Следует отметить, что наименование должности Цзе Сяояня указывает на особое внимание официального Пекина к ситуации в САР. К тому же, это первый случай в истории внешнеполитического ведомства Китая, когда в наименовании специального представителя фигурирует слово «вопрос», это также указывает на серьезность ситуации в САР и соответствующий подход китайского руководства к решению «сирийской проблемы».

Известно, что этот китайский дипломат находится на дипломатической работе с 1978 г. и начинал с должности референта в посольстве КНР в Канаде, затем был переведен на последующую должность в Австралию. После нескольких лет работы в загранучреждениях МИД КНР Цзе Сяоянь был переведен в Департамент политических исследований, где занимал должность заместителя начальника. 6 декабря 2007 г. опытный дипломат был назначен послом в Исламскую Республику Иран, а в 2011  г. переведен на равнозначную должность в Эфиопию. В 2015 г. переведен на должность заместителя секретаря Совета по сотрудничеству Юг-Юг.

С момента своего назначения на новый пост Цзе Сяоянь уже побывал с официальными визитами в Королевстве Саудовская Аравия, Исламской Республике Иран, Российской Федерации, Арабской Республике Египет, Турецкой Республике, Государстве Израиль. Также неоднократно принимал участие во встречах министров так называемой группы «Друзья Сирии».

В период с 21 по 23 августа 2016 г. Цзе Сяоянь провел консультации с руководством и высокопоставленными сотрудниками Министерства иностранных дел, Министерства культуры Ирака, а также советниками президента Ирака по торговле Абдуллой Хаджи Саидом и делам шиитской милиции Муаффаком аль-Рубайи. Основная цель визита Цзе Сяояня состояла в том, чтобы заручиться поддержкой официального Багдада в решении сирийского вопроса и невмешательстве в процесс борьбы с исламистами. Вероятно, китайский дипломат обсудил с иракской стороной перспективы применения вооружения и военной техники, которые были приобретены в результате подписания договоров на авиавыставке в Чжухае (ноябрь 2016 г.). По оценкам китайских военных, ВС Ирака ощущают острую нехватку танков и боеприпасов к ним.

В рамках официального визита в Катар, который состоялся в период с 24 по 25 августа 2016 г., Цзе Сяоянь провел переговоры с министром иностранных дел шейхом Мухаммедом бен Абдуррахманом Аль Тани, на которых обсудил необходимость начала процесса переговоров между сторонами конфликта в САР.

Также Цзе Сяоянь провел встречи с научными сотрудниками катарских исследовательских организаций, которые осуществляют сбор и анализ информации о ситуации и проблемных моментах Аравийского полуострова.

В интервью СМИ КНР, которое Цзе Сяоянь дал 4 декабря 2016 г. в Пекине, он сообщил, что благодаря усилиям китайского дипломатического корпуса удалось провести два раунда телефонных переговоров между Дамаском и антиправительственными силами.

По словам Цзе Сяояня, только за 2015-2016 гг. официальный Пекин выделил в качестве гуманитарной помощи по разным данным от 480 до 680 млн юаней и большая часть этих средств была направлена непосредственно сирийским гражданам, которые находятся на территории своей страны в лагерях беженцев (около 5 млн человек). Известно, что в эту сумму не включена стоимость продуктов питания – около 10 000 тонн.

Часть финансовых средств была направлена на поддержку деятельности мест компактного расселения беженцев в таких странах, как Ливан и Иордания. Китайский дипломат подчеркнул, что руководство КНР в дальнейшем будет только наращивать объемы гуманитарной помощи сирийскому народу, поскольку осознает всю важность такой международной организации, как ООН. Китайский дипломат выразил озабоченность официального Пекина тем, что достаточно большое количество развитых стран ЕС, которые являются членами ООН, практически не оказывают гуманитарную помощь многострадальному сирийскому народу.

Китайские специалисты внимательно отслеживают данный аспект деятельности российской стороны, которая смогла за время участия в сирийском конфликте при всех сложностях и дороговизне транспортировки организовать доставку в Сирию 710 000 тонн грузов, в их число входит как вооружение и техника, так и топливо, продукты питания и предметы первой необходимости для мирного населения.

По информации СМИ КНР, в период с 5 по 9 декабря 2016 г. состоялись визиты специального представителя КНР по сирийскому вопросу Цзе Сяояня в Ливан и Сирию.

Так, в Бейруте китайский дипломат провел встречи с премьер-министром Ливана Саадом Харири и руководителем секретариата внешних дел «Хизбаллы». Однако вследствие высокой секретности переговоров информация о них остается недоступной.

В Дамаске Цзе Сяоянь провел встречи с вице-премьером и по совместительству министром иностранных дел САР Валидом Муаллемом, заместителем министра иностранных дел Фейсалом Микдадом и министром по делам национальностей Али Хайдаром, а также с другими высокопоставленными чиновниками правительства САР.

В.Муаллем довел до сведения высокопоставленного китайского дипломата, что официальный Дамаск осознает всю важность сотрудничества с Пекином и выразил благодарность командованию НОАК за предпринимаемые усилия по помощи правительственным войскам. В этом связи отметим, что есть информация о направлении китайских военных советников в Сирию, возможно, была и передача вооружений и боеприпасов правительственным войскам.

В ответном слове Цзя Сяоянь подчеркнул, что основная цель его визита в САР – оказание содействия легитимному правительству страны в политическом урегулировании создавшейся ситуации, а именно при переговорах представителей Дамаска и антиправительственных сил, которые готовы сложить оружие и перейти к мирному диалогу.

Цзе Сяоянь подчеркнул, что у официального Пекина нет и не может быть частных интересов в сирийской конфликте, поскольку высшее политическое руководство КНР исходит из позиции невмешательства во внутренние межнациональные дела иностранных государств. Как сообщил китайский дипломат, военно-политическое руководство КНР и в дальнейшем будет прилагать все возможные усилия для продвижения диалога между сторонами конфликта и налаживания мирной жизни в Сирии.

Здесь отметим, что на самом деле у Китая есть очень серьезные интересы в области нефтедобычи и нефтепереработки на территории САР. Кроме того, китайские военные заинтересованы в размещении пункта материально-технического обеспечения (ПМТО) для корабельных групп ВМС НОАК, которые регулярно совершают визиты в страны, омываемые водами Средиземного моря. Прикрытием подобного ПМТО может служить проект грузового порта, который позволит перевозить контейнерные и разнородные грузы.

В рамках  двустороннего сотрудничества китайский дипломат передал предложение руководства КНР о подготовке врачей военной медицины из числа сирийских граждан в военно-медицинских университетах НОАК.

По словам Цзя Сяояня, международное сообщество выступает за мирное урегулирование конфликта, однако ряд государств продолжает поддерживать исламистские группировки, которые совершают нападения на мирное население страны и причиняют страдания рядовым гражданам.

Следует отметить, что в рамках подготовки к декабрьским визитам в Ливан и Сирию Цзе Сяоянь провел переговоры с представителями министерств и ведомств в таких ключевых странах сирийского конфликта, как Ирак, Катар и Иордания.

Аналитики МИД КНР отмечают, что в нынешних условиях становится уже более реальным поэтапное движение по возвращению Сирии к мирной жизни, а именно: прекращение боевых действий – политические переговоры – гуманитарная помощь – совместная борьба с террористической угрозой.

52.3MB | MySQL:103 | 0,478sec