Алжирские «миграционные ворота» в Европу

Алжирские власти активизируют борьбу против нелегальной миграции. Эти меры включают в себя выявление, задержание и последующую депортацию иностранцев, нелегально въехавших в страну.

Так, например, только за 6 декабря с алжирской территории было выслано рекордное число нелегалов (989 человек, включая 859 мужчин, 45 женщин и 85 детей из разных стран, главным образом, африканских).

Традиционно самую крупную партию из них составили граждане Нигера, далее Гвинеи, Мали, Бенина, Буркина-Фасо, Кот-д’Ивуара, Камеруна и Сенегала. Более мелкие группы были представлены выходцами из Сьерра-Леоне, Нигерии, Того, Либерии и Демократической Республики Конго (ДРК).

Всего же алжирские власти за последние два года в ходе 52 подобных операций депортировали 19116 нелегальных мигрантов из 17 стран мира (преимущественно африканских).

Их перевезли из разных районов Алжира в специальный пункт размещения беженцев, расположенный в области Таманрассет в районе Ин Гуэззама, откуда они были при помощи алжирских служб безопасности и волонтеров местного отделения Красного Полумесяца депортированы на территорию Нигера в миграционный центр Агадез, находящийся под эгидой международной Организации по миграции (МОМ), откуда их должны переправить в страны их происхождения.

Примечательно, что до недавнего времени власти АНДР стремились избегать массовых высылок африканских государств, кроме Нигера, но теперь карательные меры распространились в полной мере и на представителей всех остальных стран Африки, не имеющих официального разрешения на пребывание на территории АНДР.

Это во многом обусловлено тем, что, во-первых, ранее алжирские власти не желали возникновения с ними на этой почве лишних трений, а во-вторых, численность их граждан в АНДР не считалась критичной.

Теперь же все изменилось. В последние месяцы на алжирской территории наблюдается прежде небывалый наплыв африканских беженцев и вообще мигрантов.

Причина подобного положения дел состоит в ухудшении ситуации в Ливии, где продолжаются боевые действия между различными враждующими группировками, что, в свою очередь, затрудняет транзит нелегалов в Европу и способствует увеличению стоимости проезда.

В этой связи миграционные потоки переориентируются на соседний Алжир, который уже стал третьими по значимости «миграционными воротами» для проникновения нелегалов из стран «третьего мира» в европейские государства.

К настоящему времени в АНДР сложилась настоящая нелегальная сеть переправки мигрантов, от которой кормятся как представители преступных группировок, так и крышующие их полицейские.

Разумеется, это стало вызывать все большее беспокойство руководства ЕС, которое постаралось наладить с алжирскими коллегами взаимодействие, нацеленное на закрытие этих «миграционных ворот». За это последние получают в том числе и финансовую помощь для создания и функционирования системы фильтрации нелегалов.

Однако такие действия Алжира не остаются незамеченными «международной общественностью», правозащитниками и Государственным департаментом США, усиливающим его критику за подобное отношение к мигрантам.

В частности, они выражают озабоченность в связи с ростом актов насилия и расизма в отношении мигрантов в АНДР, включая «унижение человеческого достоинства, являющихся серьезным нарушением международных обязательств Алжира относительно прав мигрантов».

Между тем, сами алжирские власти заявляют, что они в соответствии со всеми необходимыми международными нормами создали приемлемые условия для содержания нелегалов перед их высылкой, которая также происходит под наблюдением правозащитников и не может вызывать каких-либо серьезных нареканий.

Соответственно, они демонстрируют готовность и далее действовать жестко в отношении нарушителей миграционных законов. И, судя по всему, в ближайшие годы масштабы депортаций с алжирской территорий должны заметно увеличиться.

Примечательно, что, согласно официальной алжирской статистике, подобные меры всякий раз вызывают снижение уровня преступности и вообще девиантного поведения со стороны иностранцев. В результате соответствующая часть иностранных граждан оказывается вынужденной перебираться в более комфортные для своего существования страны – например, европейские.

Вместе с тем, учитывая тот факт, что основные интересы алжирских властей в данном случае состоят лишь в вытеснении мигрантов со своей территории (неважно, в каком направлении) и получении вознаграждения за свои усилия перед ЕС, можно предположить, что надежды Брюсселя на превращение Алжира в надежный антимиграционный щит будут тщетны.

Между тем, как представляется, наблюдаемые депортации являются лишь видимой частью айсберга относительно истинного положения дел с нелегальной миграцией в Алжире. Судя по всему, абсолютное большинство нелегалов успешно откупается от алжирских полицейских и продолжает спокойно находиться в этой стране или переезжает в европейские государства (преимущественно по Средиземному морю).

В свою очередь, наблюдаемые массовые депортации осуществляются лишь главным образом для оправдания перед ЕС, выделяющего Алжиру достаточно крупные суммы денег для борьбы с нелегальной миграцией. И пока цифры говорят сами за себя – за последние два года власти АНДР выдворили менее 20 тысяч нелегалов со своей территории, тогда как минимум в 10 раз больше их (и это не считая самих алжирцев) успешно переправились в Европу.

И, судя по всему, Брюссель, и далее будет настаивать на усилении антимиграционных мер со стороны того же Алжира, власти которого, как представляется, и далее будут превращать миграционный вопрос в рычаг для политического воздействия и получения дополнительных финансовых средств.

Соответственно, данный пример должен дать понять властям Евросоюза, что надежды на решение «кем-то» их проблем беспочвенны. И, если они хотят снизить остроту миграционной проблемы, им неизбежно придется вооружиться методикой того же Алжира в отношении нарушителей миграционного законодательства, который раз от раза увеличивает масштабы депортаций, оставаясь глухим даже к американской критике.

Однако пока, судя по всему, наиболее приемлемым для Брюсселя будет оставаться подход, направленный на адаптацию прибывающих мигрантов, который, судя по всему, может быть продуктивным лишь в отношении сравнительно небольшого их числа.

52.12MB | MySQL:103 | 0,530sec