О развитии ситуации в Ливии

16 декабря с.г. в Триполи вновь вспыхнули вооруженные столкновения между группировками, поддерживающими правительство национального спасения (ПНС), премьер-министра Фаиза Сараджа и силами, выступающими против него. Стычки произошли в районе Эз-Зухур. Сторонникам ПНС Ф.Сараджа противостоят формирования, лояльные непризнанному правительству  Халифы аль-Гвейля, которое поддерживает происламистская Всеобщий национальный конгресс (ВНК — бывший временный парламент). В боях обе стороны, каждая из которых пытается установить свой контроль над другим столичным кварталом Абу-Слим, применяли как легкое стреловое оружие, так и крупнокалиберные пулеметы. По свидетельству очевидцев, к месту столкновений стянуты несколько единиц бронетехники. Х.аль-Гвейль ранее заявил, что складывает с себя полномочия и уступает власть президентскому совету, однако позднее назвал подконтрольные Ф.Сараджу структуры нелегитимными, поменял свое решение и решил вернуться в столицу. Его сторонники в октябре вновь предприняли попытку занять госучреждения, переданные ранее ПНС, и с тех пор между формированиями двух правительств неоднократно вспыхивали стычки. Нынешняя, однако, имеет несколько иное значение, поскольку в Ливии, по оценке ряда экспертов, складывается принципиально новый расклад сил. Имеется в виду активное сближение мисуратовской милиции, подразделения которой вроде бы после многомесячной осады наконец-то сумели «зачистить» от сторонников местного «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) Сирт, и силами маршала Х.Хафтара, который является главнокомандующим вооруженными силами Палаты представителей в Тобруке на востоке страны. Командующий военным советом Мисураты А.Миитига на встрече 13 декабря с.г. в Тунисе со специальным представителем ООН по Ливии М.Коблером подтвердил, что силы мисуратовцы готовы оказать полную поддержку и защиту правительству национального единства Ф.Сараджа. По замыслу А.Миитиги все силы мисуратовской милиции должны быть объединены в единую воинскую единицу под командованием Баньяна аль-Масруса, который командовал осадой Сирта, а сейчас переместился со своими отрядами обратно в Мисурату. В его силы, как планируется, должен войти и местный гарнизон под командованием Наджми Накуа. При этом часть мисуратовцев пока остаются враждебными к идее альянса с силами Х.Хафтара, и их позиция по вопросу будущего слияния всех ополчений этого клана в единую структуру пока неопределенна. Это, прежде всего, полевой командир бригады «Джебхат аль-Самуд» Салах Бади. Его силы недавно вышли из Мисураты, и формально он продолжает стоять на позиции того, что необходимо силой помешать Х.Хафтару полностью контролировать нефтяные месторождения «ливийского полумесяца». Также неясна позиция по вопросу создания единых вооруженных сил Мисураты и муфтия Ливии шейха Садыка аль-Джиарани, который контролирует несколько вооруженных отрядов и ранее входил в число верных союзников Катара.

При этом А.Миитига явно делает шаги на укрепление своей личной власти и ведет дело к созданию единого фронта с Х.Хафтаром в рамках достижения договоренности о совместной поддержке правительства Ф.Сараджа, которое в данном случае становится неким компромиссным органом. Принципиальным поворотом в позиции руководителя военного совета Мисураты эксперты считают его приказ 10 октября с.г. лояльным ему отрядам об установлении полного контроля над оружейными арсеналами Тамина в южном пригороде города. Именно с указанного арсенала шло до этого момента снабжение оружием и боеприпасами отрядов исламистов из числа тех, которые противостоят отрядам Х.Хафтара в Бенгази. Под контролем «бригад Бенгази» и лояльных им мисуратовских исламистов остается на сегодняшний день один район этого города. В отсутствии подвоза вооружения и боеприпасов его судьба будет, видимо, предопределена. Это решение А.Миитиги полностью поддержал глава городского совета Мисураты Мухаммед Мифтах Эштави, который отдал приказ о прекращении всех операций по отправке боеприпасов морем воюющим в Бенгази. Это ставит противников Х.Хафтара в сложное положение, поскольку они получают помощь только морским путем через маленький порт Гандфура в Бенгази. Сам факт установления контроля над арсеналами означает, помимо прочего, и резкое ослабление позиций братьев Севанов, которые до этого командовали этим арсеналом и курировали процесс распределения вооружения и боеприпасов среди отрядов прежде всего ливийских «Братьев-мусульман». Лидер последних Мухаммед Севан входит в число близких контактов Дохи и считался проводником их интересов в Ливии.

Еще одним доказательством потепления отношений между Мисуратой и Х.Хафтаром стал захват 12 декабря с.г. отрядами последнего военно-воздушной базы Барак Шати в Феццане в 60 км от столицы региона Себхи. Установление контроля над базой отрядами Х.Хафтара, которым командовал полковник Мухаммед бен Найел, произошел без боя, а в результате договоренности с бригадой из Мисураты «Третья сила». Причем интересно, что полковник провел в плену у бойцов этой бригады целый год и был освобожден ими в апреле 2015 года.

Эксперты в этой связи объясняют реальные шаги по установлению союза между мисуратовцами и Х.Хафтаром рядом обстоятельств. Х.Хафтар вел до сего момента долгие и, как выясняется, продуктивные переговоры о взаимодействии с двумя очень серьезными фигурами в Мисурате — бывшим руководителем военного совета Салимом Джуфой и председателем совета нотаблей Мисураты Хамидом Абдаллахом Абделали. При этом ополченцы из Мисураты, которые до этого штурмовали несколько месяцев Сирт, высказали категорическое несогласие с перспективой входить в новые боевые столкновения с силами Х.Хафтара, которых поддерживают АРЕ, ОАЭ и Франция. Одновременно серьезные коммерсанты из Мисураты жестко надавили на руководство военного и городского советов с требованием остановить вооруженные столкновения и выйти на направление ведения переговоров о возобновлении нормального бизнеса и торговых операций, в том числе и в рамках совместных операций с Тобруком по экспорту нефти.

52.1MB | MySQL:103 | 0,491sec