Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (12 — 18 декабря 2016 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Сирии, где правительственные войска и союзные им силы 16 декабря завершили операцию по освобождению восточных районов города Алеппо от боевиков вооруженной оппозиции и экстремистских группировок.

По состоянию на 12 декабря сирийские военные контролировали 98% территории Алеппо. 13 декабря командование ВС САР и представители вооруженных группировок сообщили о достижении соглашения о выводе боевиков и гражданского населения (главным образом семей боевиков) из кварталов на востоке Алеппо, остававшихся под контролем мятежников. По указанию президента РФ В. Путина российские военные подготовили вывод боевиков и членов их семей из Восточного Алеппо, однако 14 декабря после прибытия транспорта к месту погрузки, со стороны боевиков начался обстрел колонны. И только 15 декабря, когда был восстановлен режим прекращения огня, началась операция по выводу боевиков и их семей в направлении провинции Идлиб. Она проводилась при участии российских военных из Центра примирения враждующих сторон и под эгидой Международного комитета Красного Креста и Сирийского общества Красного Полумесяца. Отметим, что соглашение, позволяющее мятежникам, членам их семей и всем желающим мирным жителям покинуть город, было достигнуто при участии Турции и России, которые «наладили тесное и эффективное взаимодействие по реализации договоренностей вокруг сирийского Алеппо». Президенты двух стран В. Путин и Р. Т. Эрдоган 14 декабря обсудили ситуацию вокруг Алеппо по телефону. США в заключении сделки не участвовали.

Российский Центр примирения 16 декабря сообщил о завершении операции по выводу из восточных районов Алеппо боевиков и членов их семей. Всего было вывезено более 9,5 тысяч человек, в том числе свыше 4,5 тысяч боевиков и 337 раненых. В этот же день в МО РФ заявили, что «операция сирийской армии по освобождению подконтрольных боевикам восточных кварталов Алеппо завершена, войска ликвидируют отдельные очаги сопротивления радикалов». Освобождение Восточного Алеппо стало крупнейшим успехом сирийских проправительственных сил за годы вооруженного конфликта в стране. При этом, по данным российских военных, свыше 3,4 тыс. боевиков «умеренной оппозиции» прекратили сопротивление и сложили оружие, а более 7 тыс. мирных жителей уже вернулись в свои дома в Восточном Алеппо. Кроме того, «за все время (операции) по освобождению города из Восточного Алеппо выведено более 108 тыс. мирных граждан, насильно удерживаемых боевиками». Администрация Алеппо уже ведет восстановительные работы в освобожденных от боевиков кварталах города.

Согласно договоренности, достигнутой между сирийскими военными и боевиками, 18 декабря одновременно с вывозом мирных жителей и раненых ополченцев из двух шиитских деревень в провинции Идлиб должна была начаться эвакуация из Восточного Алеппо оставшихся боевиков с семьями. В то же время боевики экстремистской группировки «Джебхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джебхат ан-нусра», запрещена в РФ) препятствуют эвакуации в провинции Идлиб. Сообщается, что экстремисты сожгли 7 автобусов, прибывших для вывоза людей. Как сообщают сирийские государственные СМИ, несмотря на события в Идлибе, в Алеппо автобусы начали вывозить жителей из восточной части города.

Отдельно следует остановиться на гуманитарных аспектах операции в Алеппо. В МО РФ сообщили, что западные страны и международные гуманитарные организации оставили без ответа все запросы российской стороны о гуманитарной помощи, которую они обещали предоставить мирным жителям, вырвавшимся из Алеппо. В то же время российские военные с начала года доставили в Сирию более 1000 тонн гуманитарной помощи. МИД России 15 декабря призывал гуманитарные структуры ООН незамедлительно включиться в оказание гуманитарной помощи жителям Алеппо. При этом в Москве рассчитывают, что ООН откажется от политических игр вокруг гуманитарной ситуации в Сирии. Что касается стран Запада, то они развернули масштабную кампанию против властей Сирии, России и Ирана по обвинению в совершении военных преступлений против мирных жителей в Алеппо. На Западе настаивают на предоставлении ООН доступа в Алеппо и другие сирийские города. Франция инициировала рассмотрение в Совбезе ООН резолюции о размещении международных наблюдателей для контроля за эвакуацией населения из Алеппо, рассмотрение которой намечено на 18 декабря. Предложение Франции об отправке наблюдателей в Восточный Алеппо невыполнимо и опасно, принятие резолюции приведет к трагедии и Россия его не поддержит, заявил 18 декабря постпред РФ в ООН В. Чуркин. Поэтому наша страна внесла в СБ ООН свой альтернативный проект

На минувшей неделе тяжелые бои между сирийской армией и силами боевиков «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) велись к западу от Пальмиры на подступах к авиабазе ВВС САР Тифор — одной из крупнейших в стране. Боевики неоднократно крупными силами атаковали позиции сирийских военных, которые при поддержке ВКС России успешно их отразили

На минувшей неделе ВВС возглавляемой США антитеррористической коалиции неоднократно наносили авиаудары по боевикам ИГ в районе Пальмиры. Сообщается об уничтожении боевой техники противника, складов с оружием и семи укрытий для самолетов.

12 декабря штаб западной коалиции во главе с США объявил о начале «нового этапа операции по изолированию Ракки» — сирийской «столицы» ИГ.

Россия надеется, что эвакуация повстанцев на востоке Алеппо приведет к новым возможностям прекращения огня в других районах Сирии. «Следующий этап – это достижение договоренности о полном прекращении огня на территории всей Сирии. Мы ведем очень активные переговоры с представителями вооруженной оппозиции – тоже при посредничестве Турции», – заявил 16 декабря В. Путин. По словам российского президента, РФ и Турция договорились о проведении переговоров по сирийскому кризису на новой площадке. Такой мирной площадкой, по мнению Москвы и Анкары, могла бы стать Астана. Президент Казахстана Н. Назарбаев поддержал эту идею. Госсекретарь США Дж. Керри 14 декабря заверил в телефонном разговоре с главой МИД РФ С. Лавровым, что Вашингтон работает с группами оппозиционеров, которые саботируют межсирийские переговоры. Министр обороны РФ С. Шойгу провел 17 декабря двусторонние телефонные переговоры с главами военных ведомств Сирии Ф. Д. аль-Фрейджем и Ирана Х. Дехканом, а также с руководителем Национальной разведывательной организации Турции Х. Фиданом. Обсуждались пути нормализации военной и гуманитарной обстановки в САР и «конкретные шаги по созданию условий обеспечения режима прекращения боевых действий на территории Сирии». Что касается просаудовски ориентированной сирийской оппозиции, то ее представители, заявляя о готовности вести диалог с Дамаском, продолжают занимать жесткую позицию отказа идти на какие-либо уступки в переговорах с властями Сирии.

После крупного теракта, совершенного 10 декабря в Стамбуле в большинстве провинций Турции на всем протяжении минувшей недели проходили полицейские рейды и задержания членов и сторонников легально действующей оппозиционной прокурдской Партии демократии народов и различных запрещенных в стране курдских организаций. Президент страны Р. Т. Эрдоган 14 декабря призвал граждан к «национальной мобилизации» для борьбы со всеми террористическими организациями, независимо от их названий, идеологий и методов. Глава государства заявил, что все граждане, «у кого есть какая-либо информация о деятельности таких организаций, должны немедленно сообщить ее органам безопасности. Те, в свою очередь, обязаны бороться с террористами всеми средствами, которые позволяет закон». В первую очередь, Р. Т. Эрдоган призвал бороться с такими группировками, как Рабочая партия Курдистана (РПК), «Исламское государство», левоэкстремистская «Революционная партия — фронт национального освобождения», а также «Террористическая организация фетхуллахистов» — предполагаемая тайная организация под руководством оппозиционного исламского проповедника Ф. Гюлена, проживающего в настоящее время в США.

Тем временем 17 декабря в городе Кайсери в центральной части Турции был совершен очередной крупный теракт — в результате подрыва заминированного автомобиля погибли 14 и пострадали 55 человек, в основном военнослужащие. Президент Р.Т. Эрдоган заявил о возможной причастности РПК к этому преступлению.

15 декабря представители России и Турции провели заседание смешанной комиссии по военно-техническому сотрудничеству, которое стало первым после кризиса в отношениях Москвы и Анкары.

По информации американских СМИ, Саудовская Аравия пересматривает свою «финансовую стратегию» в отношении США. Сообщается, что на это решение Эр-Рияда повлияли два фактора: принятие закона, который позволяет жертвам атаки террористов 11 сентября 2001 г. подать в суд на КСА, а также избрание Д. Трампа президентом США. В настоящее время суверенный фонд королевства приостановил инвестирование в США. Решение может быть пересмотрено после того, как станет ясно, какой курс изберет Вашингтон в отношении Эр-Рияда.

18 декабря король Саудовской Аравии Сальман и госсекретарь США Дж. Керри обсудили в Эр-Рияде двустороннее сотрудничество, ситуацию на Ближнем Востоке и урегулирование конфликта в Йемене. После переговоров глава МИД КСА А. аль-Джубейр завил, что Саудовская Аравия потребует внести поправки в американский закон «О правосудии против спонсоров терроризма», который, по его мнению, «ставит под угрозу принципы международных отношений, в том числе государственный суверенитет». А. аль-Джубейр также опроверг информацию о возможном сокращении поставок американского вооружения КСА. Ранее зарубежные СМИ со ссылкой на источник в американской администрации сообщили, что США намерены отменить запланированные сделки по продаже оружия Эр-Рияду по причине многочисленных жертв среди мирного населения в Йемене в результате ударов аравийской коалиции.

В столице Ливии Триполи 16 декабря вновь вспыхнули вооруженные столкновения между группировками, поддерживающими правительство национального согласия во главе с Ф. Сараджем и выступающими против него сторонниками правительства под руководством Х. аль-Гвейля. Это правительство поддерживает происламистский Всеобщий национальный конгресс — бывший временный парламент Ливии. Тем временем 17 декабря в США с пятидневным визитом по официальному приглашению прибыл командующий Ливийской национальной армией Х. Хафтар. Эта армия формально подчиняется ливийскому парламенту, находящемуся в городе Тобрук на востоке страны.

15 декабря вступил в силу американский закон о продлении санкций против Ирана сроком на 10 лет. Документ позволяет президенту США вводить санкции против тех, кто причастен к разработке Ираном баллистических ракет, поддержке терроризма, а также виновен в нарушении прав человека. Эксперты считают, что этот закон направлен на противодействие укреплению иранских позиций в ближневосточном регионе.

Между тем Генеральный директор МАГАТЭ Ю. Амано в ходе визита в Тегеран 18 декабря подтвердил выполнение Ираном обязательств по ядерной сделке, заключенной в 2015 г. между ИРИ и ведущими мировыми державами.

Правительство Афганистана направило письмо в Совет Безопасности ООН с просьбой убрать лидеров «Хезб-э-Ислами» (Исламская партия Афганистана, ИПА) из санкционного списка. Представители «Хезб-э-Ислами» неоднократно просили кабульское правительство оказать содействие в снятии международных санкций, наложенных на лидеров партии. Напомним, что в конце сентября власти Афганистана подписали мирное соглашение с ИПА, возглавляемой Г. Хекматияром.

В Израиль 13 декабря из США прибыли первые два многофункциональных истребителя пятого поколения F-35I. Отметим, что Израиль стал не только первым союзников США, получившим самолеты этого типа, но и единственным, имеющим право устанавливать на них собственные системы.

 

Приложение

 

 

О некоторых особенностях внешней политики Ливана

 

 

Ливан в силу своего географического положения и особенностей исторического развития является местом, где сталкиваются политические, религиозные, военно-стратегические и экономические интересы различных государств Запада и Востока. Вовлеченность в арабо-израильский конфликт, перманентно сложная внутриполитическая ситуация, а в последние годы война в соседней Сирии превратили Ливан в поле, на котором сталкиваются интересы различных государств, причем не только региональных. Так, на сегодняшний день в Ливане активно действуют Сирия, Иран, Саудовская Аравия, США, Франция, Израиль и ряд других стран. Ливан имеет прочные связи со многими государствами мира, в том числе через свою многочисленную (свыше 15 млн человек) зарубежную диаспору.

Самое непосредственное воздействие на внешнюю политику Ливана оказывает существующая в стране конфессиональная политическая система, и действующие в ее рамках политические силы, региональная и международная ориентация которых существенно различается. Так, лидеры местной христианской общины, в первую очередь марониты, традиционно ориентируются на дружественные отношения с Западом, а мусульманская часть населения поддерживает тесные связи с арабским и мусульманским миром. При этом ливанские шииты во многом ориентируются на Иран и Сирию. В целом же базовыми принципами внешней политики Ливана является стремление к многовекторности и сбалансированности.

В частности, в вопросе вхождения страны в созданную США в 2014г. антитеррористическую коалицию «ливанские политики решили на официальном уровне дистанцироваться от инициативы общерегионального противостояния экстремистам «Исламского государства» и «Джебхат ан-нусры» (обе группировки запрещены в России). Они понимали, что создаваемая коалиция, очевидно, преследует и другие цели, далекие от интересов ливанцев, а именно – борьбу с сирийским режимом и ослабление «шиитской дуги» в масштабе региона Ближнего и Среднего Востока».

Важнейшее значение для Ливана, его внешней безопасности и положения внутри страны имеют отношения с непосредственными соседями — Сирией и Израилем.

Сирийско-ливанские отношения исторически носят сложный характер. В Дамаске всегда были сильны позиции политиков, выступавших за объединение двух государств. Вывод из страны в 2005 г. сирийских войск, а затем начавшаяся в 2011 г. гражданская война в САР ослабили сирийское влияние в Ливане. Тем не менее, Дамаск продолжает играть важную роль на ливанской политической арене. За поддержание тесных, разносторонних отношений с Сирией выступает много политических партий и движений, как мусульманских, так и христианских, в первую очередь радикальное шиитское движение «Хизбалла».

Следует подчеркнуть, что политические изменения в Сирии всегда отражались на положении дел и политике Ливана. Так, нынешняя сирийская гражданская война оказывает растущее негативное влияние ситуацию в республике, способствуют усилению противостояния в ливанском обществе. Часть ливанских политических партий и движений выступают в поддержку режима Асада, а боевики «Хизбаллы» участвуют в боях в Сирии на стороне правительственной армии. В то же время прозападный блок «14 марта» встал на сторону сирийской оппозиции. Ливан также стал местом противостояния Дамаска и Тегерана с Эр-Риядом. На территории страны появились лагеря боевиков экстремистских группировок, ведущих вооруженную борьбу с правительством Башара Асада. Периодически происходят боестолкновения ливанской армии с отрядами этих группировок. Чрезвычайно остро в стране стоит проблем сирийских беженцев – 1,2 млн человек. Сирийский конфликт усугубляет экономический кризис в Ливане, болезненно отражается на социальной ситуации.

Официально Ливан заявляет о невмешательстве в сирийские события, считая, что поддержка какой-либо из сторон в САР стране может привести «к возобновлению межобщинного и межпартийного противоборства (возможно, в острой форме)». В целом ливанское руководство сумело найти необходимый баланс интересов, что «пока удерживает страну в максимально возможной для нынешней ситуации «отстраненности» от вовлеченности в сирийский конфликт». В Бейруте считают, что продолжение насилия не поможет решению кризиса в Сирии. Ливан не поддержал в Совбезе ООН и ЛАГ резолюции, предусматривавшие введение санкций против Дамаска.

Острой проблемой обеспечения внешней безопасности ливанского государства остается неурегулированность отношений с Израилем, сохраняющаяся опасность возникновения очередного крупного вооруженного конфликта на ливанской территории, причем вопреки желанию официального Бейрута, да и значительной части ливанцев. Во многом это связано с военно-политической деятельностью «Хизбаллы», которая остается катализатором обострения ливано-израильских отношений, причем правительство Ливана фактически не контролирует это движение. Отметим, что все израильские вторжения в Ливан, начиная с 1990-х гг., имели цель нанести поражение вооруженным формированиям «Хизбаллы», и не были направлены против собственно ливанского государства. Официально Ливан неизменно привержен всеобъемлющему мирному ближневосточному урегулированию на основе соответствующих резолюций ООН, решений бейрутского (2002 г.) саммита ЛАГ, выступает за безусловную реализацию права палестинских беженцев на возвращение на палестинские территории и против их натурализации в Ливане. В то же время, учитывая слабость политических и военных возможностей страны, Ливан фактически не является самостоятельным участником процесса арабо-израильского урегулирования. Страна тесно привязана к его сирийско-израильскому направлению и пока не решается на двусторонние переговоры о мире с южным соседом.

В конфликте с Израилем существуют не только политические аспекты, но и экономические. Так, речь идет о распределении водных ресурсов ливанского юга, на часть которых претендует Израиль. Сложной остается ситуация вокруг обнаруженных на шельфе восточной части Средиземного моря крупных запасов природного газа. В 2007 г. Ливан и Кипр подписали соглашение о морской границе, предусматривающее разделение между двумя странами континентального шельфа с газовыми месторождениями. В то же время с Израилем вопрос о демаркации морской границы не решен. При этом спорными остаются территории площадью 850 кв. км.

Сохраняется иранское присутствие в Ливане, сильным остается воздействие Тегерана на политическую ситуацию в стране. Иран оказывает разноплановую помощь «Хизбалле». Что касается отношений на официальном государственном уровне, то Бейрут не идет на расширение связей с Тегераном, а тем более на установление доверительных отношений с ИРИ.

До недавнего времени прочные отношения Ливан поддерживал с аравийскими монархиями, особенно с Саудовской Аравией, которые оказывают существенное влияние на политические процессы, происходящие в стране. Что касается ливанского руководства, то оно в основном стремилось извлечь из этих отношений экономические и финансовые выгоды: страны-члены ССАГПЗ, опять же преимущественно КСА, являлись главными инвесторами Ливана. Однако в начале 2016 г. ливанско-саудовские отношения резко ухудшились. Формальным поводом для этого послужило отсутствие официального осуждения со стороны Бейрута факта нападения на посольство КСА в Тегеране. На самом же деле, как подчеркивают эксперты, за действиями КСА стояло стремление ослабить позиции и влияние Ирана и «Хизбаллы» в стране. В Эр-Рияде объявили о прекращении саудовской безвозмездной помощи в 4 млрд долларов на переоснащение ливанской армии и сил безопасности. Страны ССАГПЗ предприняли шаги по сокращению финансовой подпитки Ливана и другие ограничительные меры.

Ливан традиционно поддерживает прочные многоплановые связи с государствами Запада, особенно с США и Францией. Ливан является одной из стран, которые на протяжении длительного времени входит в число приоритетов американской ближневосточной политики. США оказывают республике значительную финансовую, экономическую и военную помощь. Франция традиционно выступала государством — покровителем Ливана, однако в результате усиления позиций США на Ближнем Востоке влияние Парижа в Ливане несколько ослабло. Важную роль в укреплении ливано-французских отношений играют традиционные культурные и экономические связи христианской общины Ливана с ливанской диаспорой во Франции. В последние годы в Бейруте с визитами побывали президент Франции Ф. Олланд, главы правительств Великобритании и Италии.

Ливан поддерживает дружественные отношения с Россией. Сближения с нашей страной «ищут все основные политические силы Ливана». Москву в последние годы неоднократно посещали высокопоставленные официальные лица и видные политики этой страны.

52.27MB | MySQL:103 | 0,528sec