О результатах боевых действий ВКС РФ в Сирии, на фоне операции международной коалиции во главе с США «Непоколебимая решимость»

Международная конференция по борьбе с террористической организацией «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России), созванная по инициативе спецгруппы по борьбе с финансированием ИГ под руководством США, состоялась еще 24-27 октября 2016 года в столице Кувейта. Участниками форума стали представители стран возглавляемой Соединенными Штатами международной коалиции, проводящей направленную против ИГ воздушную операцию «Непоколебимая решимость» (Operation Inherent Resolve).

Выступая перед собравшимися, помощник министра финансов США по вопросам борьбы с финансированием терроризма Дэниел Глейзер, подчеркнул особую роль авиации коалиции, и в первую очередь ВВС США, в сокращении финансовых доходов «псевдохалифата». Однако при этом американский чиновник оперировал уже старыми и не слишком конкретными цифрами.

Так, о том, что нефтяные доходы террористической группировки «Исламское государство» сократились вдвое, Д.Глейзер уже сообщал в мае этого года. Однако никаких прямых доказательств того, что подобное сокращение связано именно с действиями авиации международной коалиции вообще и американской в частности, ни В.Глейзером, ни другими участниками конференции так и не было представлено. Нет таких доказательств и в выступлениях официальных лиц, как американских, так и стран, чьи ВВС участвуют в операции «Непоколебимая решимость».

Согласно данным, опубликованным на сайте Пентагона, за период с 8 августа 2014 года по 2 ноября 2016 года самолетами коалиции было уничтожено или повреждено 2638 объектов нефтяной инфраструктуры, используемой ИГ на территории Сирии и Ирака.

Подсчет сирийских экспертов показывает, что до октября 2015 года силами коалиции всего было уничтожено не более 10 нефтехранилищ, 140 автоцистерн и порядка 40 перекачивающих и перерабатывающих установок, причем все на территории Ирака. Всё это относится к быстро восстановимым объектам и потому особого влияния на снижение прибылей террористов не имело. Вероятно, американцы и их союзники сами имеют виды на нефтяную инфраструктуру Ирака, и не торопились наносить ей особый ущерб.

Иначе коалиция во главе с США повела себя по отношению к территориям, захваченным сторонниками ИГ в Сирии – но только после того, как в Сирийской Арабской Республике 30 сентября 2015 года началась операция ВКС России, и стало понятно, что западным «поборникам демократии» не удастся реализовать здесь сценарий Ирака и Ливии по свержению законного правительства.

С октября 2015 года авиация США и их союзников начала наносить авиаудары по нефтяной инфраструктуре в сирийских провинциях Хасеке, Дейр эз-Зор и Ракка. Интенсивность ударов и количество поражённых целей, по сравнению с Ираком, возросло в два раза. При этом, в отличие от Ирака,  самолеты коалиции бомбят не только автоцистерны, насосы и нефтехранилища, но и скважины, стремясь нанести нефтедобыче на территории Сирии долгосрочный, а то и необратимый ущерб.

Однако сокращению объемов добычи и транспортировки «черного золота» на захваченных террористами территориях это способствовало не более, чем на 30%. Доходы ИГ от нефтяного бизнеса вследствие ударов коалиции сократились с 80 до 60 млн долларов, объёмы добычи – с 80 до 50 тысяч баррелей в день. Но критического уровня, подрывающего экономические основы «псевдохалифата» террористов, снижение «нефтяных прибылей» достигло только благодаря действиям российской авиации.

Ещё 15 декабря 2015 года Министерством обороны Российской Федерации было заявлено, что за два с половиной месяца ВКС России, которые наносят авиаудары по противнику только на сирийской территории,  уничтожили 32 нефтекомплекса ИГ, 11 перерабатывающих заводов и 23 насосные станции, а также не менее 1080 груженных нефтью автоцистерн. По данным на 27 апреля 2016 года ВКС России уничтожили уже более 200 объектов нефтедобычи и не менее 2000 средств перевозки нефтепродуктов.

На сегодняшний день, контрабанда нефти через территорию Сирии благодаря российским авиаударам стала для ИГ практически нерентабельной. Объёмы добычи сократились до 20 тыс. баррелей в день, а прибыли – до 36 млн долларов в месяц. По сути, нефть на удерживаемых террористами территориях теперь добывается только для «внутреннего потребления».

Таким образом, если и можно говорить о сокращении нефтяных доходов ИГ вдвое, то лишь с учетом решающего вклада России. Но помощнику министра финансов США Дэниелу Глейзеру говорить об этом, видимо, не с руки.

Не менее эффективно российская авиация действовала и по военной инфраструктуре ИГ и других террористических организаций.
«По состоянию на 20 декабря текущего года Воздушно-космическими силами выполнено более 30 тыс. боевых вылетов, в ходе которых поражено свыше 62 тыс. военных объектов» , — сообщил начальник главного штаба — первый заместитель главкома ВКС генерал-лейтенант Павел Кураченко  в ходе II Научно-технической конференции Вневедомственного экспертного совета по вопросам воздушно-космической сферы.

62.86MB | MySQL:102 | 0,561sec