Размышления по итогам 13-го заседания российско-иранской межправкомиссии. Часть 4

В Части 1 содержатся заявления должностных лиц России и Ирана, сделанные по итогам заседания межправкомиссии; подробно рассмотрено текущее состояние нефтяного сотрудничества двух стран; приведена статистика касательно экспорта иранского «черного золота» на внешних рынках.

В Части 2 подробно рассмотрены нынешние отношения Ирана с рядом зарубежных компаний, включая Royal Dutch Shell, Schlumberger, BP.

В Части 3 охарактеризовано сотрудничество Исламской Республики с Китаем, Таиландом, Индонезией; рассказано о планах Ирана отыскать нефть и газ в Оманском заливе; приведена свежая статистика Управления энергетической информации США.

В заключительной части рассмотрена нефтехимическая отрасль иранского хозяйства;  отмечены наиболее значимые итоги декабрьского заседания российско-иранской межправкомиссии и ноябрьского визита парламентариев России в Исламскую Республику; предложены важные выводы.

В первые 7 месяцев иранского года (март–сентябрь) было произведено 29 млн т нефтехимической продукции.

При этом государство экспортировано 18,8–19 млн т нефтехимической продукции на зарубежные рынки и поставило 14 млн т продукции на внутренний рынок.

Иран нацелен на то, чтобы до 2020 года стать лидером среди производителей нефтехимической продукции в регионе.

Как ожидается, государство будет играть значительную роль на международном рынке полимеров.

В настоящее время Исламская Республика  имеет 10% мирового рынка метанола.

Недавно Промышленный и коммерческий банк Китая договорился с иранской энергетической компанией Petro Saman Zagros Company об инвестировании в рамках совместного проекта для разработки нефтехимического комплекса в городе Мехран, расположенного в западной провинции Илам.

Сторонами был подписан меморандум о взаимопонимании, согласно которому 85%  общей суммы сделки будет предоставлено китайским банком.

Развитие нефтехимического комплекса в городе Мехран направлено на создание процесса преобразования природного газа в полипропилен. При этом проект обеспечит рабочие места для более 1 тыс. технических рабочих.

В начале ноября с.г. вице-президент Ирано-Китайской совместной палаты М.Р.Харири заявил, что китайская компания должна была инвестировать 400 млн долларов в проект по производству нефтехимических катализаторов[i].

Он также подчеркнул, что Китай является основным покупателем и лучшим рынком для иранских продуктов нефтехимии.

На основании соглашения, подписанного между Ираном и Китаем, двусторонние сделки в ближайшие 10 лет достигнут объема в 60 млрд долларов, а объем торговли будет в среднем находиться на уровне 60 млрд долларов[ii].

По итогам встречи российского главы ведомства с министром энергетики Ирана Х.Читчианом было подписано соглашение между Государственной компанией «Технопромэкспорт» и Холдинговой компанией по производству тепловой энергии Ирана о строительстве 4 блоков по  350 МВт тепловой электростанции (ТЭС) «Хормозган» в окрестностях города Бандер-Аббас и электрификацию участка железной дороги Гармсар–Инче -Бурун (495 км).

Средства на эти проекты (около 2,2 млрд евро) будут выделены из бюджета России в виде межгосударственного кредита в течение 5 лет.

Россия и Иран подписали «дорожную карту» по сотрудничеству в области торговли и промышленности на 2016‒2020 годы. Согласованы более 70 конкретных проектов в области промышленности, машиностроения, поставок высокотехнологичной техники.

Этот документ содержащий проекты, востребованные реальным сектором экономики и вызывающие значительный интерес со стороны российских и иранских компаний, должен стать эффективным инструментом реализации приоритетных планов индустриального двустороннего сотрудничества с Ираном.

Заместитель министра торговли Ирана М.Хосротадж заявил, что главным итогом переговоров между Тегераном и Москвой стало определение плана сотрудничества на пятилетний срок с фокусом на взаимодействие в сферах горнорудной промышленности и индустрии.

Знаковым событиям стало подписание двух межправительственных соглашений по экспортным кредитам общей суммой 2,2 млрд евро. Актуальной задачей остается развитие торговли между Россией и Ираном в национальных валютах.

Москва и Тегеран едины во мнении, что транспортные коридоры,  которые проходят между севером и югом в рамках экономического пояса «Великого шелкового пути» являются основой для дальнейшего развития межгосударственного и межрегионального сотрудничества.

По поручению президента России В.В.Путина разрабатывается концепция морских портов Каспийского бассейна, которая позволит максимально эффективно использовать инфраструктуру для развития транспортно-логистических потоков между Россией и Ираном, а также для поставки энергоресурсов, продовольствия и других видов продукции в Индию, Китай и европейские страны.

Как ожидается, проект «Каспийский транспортно-логистический комплекс», который может стать основой развития России и Ирана, будет разработан к 1 марта 2017 года.

Предполагается, что Каспийский кластер обеспечит развитие торгового сотрудничества России не только с Ближним Востоком, но и Южной, Юго-Восточной Азией, а также позволит сократить путь транспортировки товаров по направлению с севера на юг в полтора раза, что приведет к снижению стоимости перевозки грузов на 10–15%.

Россия и Иран уже подписали контракт на поставку в эту страну 400 полувагонов, также обсуждается поставка еще 1,2 тыс. грузовых вагонов.

В сентябре с.г. поставки вагонов в Иран уже начал НПК «Уралвагонзавод», план на 2016 год – около 1 тыс. вагонов.

В ближайшие 5 лет наиболее важными точками роста машиностроительного экспорта России в Исламской Республике станут поставки бурового и насосного оборудования.

Ключевыми темами заседания межправкомиссии также стали поставки и последующая организация совместного производства вертолетов на территории Ирана, а также продвижение на его рынок российских автопроизводителей: «Автоваза», «Камаза», Группы ГАЗ, «Соллерс». Рассматривается вопрос о создании в Иране совместного предприятия с локализацией производства грузовой и легковой автотехники.

Заместитель министра промышленности и торговли России Г.В.Каламанов сообщил о перспективах развития сотрудничества двух стран в сфере промышленности: «Основные направления, зафиксированные в дорожной карте – машиностроение и вагоностроение. В 2016 году уже начались поставки в Иран продукции «Объединенной вагоностроительной корпорации» и «Уралвагонзавода». В ближайшие годы мы можем выйти на поставки порядка 5 тыс. вагонов различных типов. Важное направление двустороннего сотрудничества – вертолетостроение и авиастроение. Сегодня вместе с иранскими партнерами мы обсуждаем возможность поставки и производства вертолетов «Ансат» и «Ка-226», а также проводим демонстрацию ближнемагистрального самолета Sukhoi Superjet 100. В ближайшие 5 лет наиболее важными точками роста станут поставки в Иран бурового и насосного оборудования»[iii].

Стоит отметить, что Иран готов учредить с Россией совместное предприятие по производству вертолетов. Сейчас холдинг «Вертолеты России» (входит в «Ростех») ведет переговоры о поставке в Иран многоцелевых вертолетов «Ансат» и Ка-226Т.

Был подписан проект меморандума взаимопонимания по сотрудничеству между Национальной организацией стандарта Ирана и Федеральным агентством по техническому регулированию метрологии России.

В числе задач данного документа:

  • повышение сотрудничества в области стандартизации;
  • обмен информацией и опытом;
  • упрощение сотрудничества двух стран;
  • обмен научной и технической информацией, связанной с вопросами стандартизации.

Документ предусматривает также обмен опытом в области метрологии, обмен информацией, связанной с имеющимся лабораторным оборудованием и проведение курсов повышения квалификации для сотрудников.

Иран и Россия заключили новые соглашения в области информационных технологий.

Заместитель министра связи и информационных технологий Ирана М.Мохташеми пояснил, что предварительные договоренности затрагивают сотрудничество в области функционирования поисковых систем, прокладки волоконно-оптических линий, а также в сфере аппаратных средств.

«Мы также решили закончить наши переговоры с Россией относительно спутников дистанционного зондирования», – заявил иранский чиновник.

Для упрощения расчетов между субъектами торгово-экономического сотрудничества Россия и Иран учредят совместный банковский комитет.

Достигнуты соглашения, что будет учрежден совместный банковский комитет, члены которого будут уделять большое внимание сотрудничеству в данной области. Результатом эффективной работы в данном направлении стало подписание двух документов с иранскими банками Pasargad и Parsian Bank. Было также подписано соглашение о сотрудничестве между Российско-Иранским Деловым Советом и Совместной Ирано-Российской Торгово-промышленной палаты (ТПП).

Период введения ограничительных мер в отношении Исламской Республики стал серьезным лимитирующим фактором развития двусторонних связей в научно-технической сфере. В этот период основной формой научно-технического сотрудничества являлись прямые связи между непосредственно заинтересованными научно-техническими организациями сторон, которые участвовали в реализации совместных проектов гражданского назначения.

Многие российские вузы, научные организации и компании накопили большой опыт взаимовыгодного сотрудничества с иранской стороной в области науки и технологий. Другие только хотят выйти на обладающий большим потенциалом научно-технического сотрудничества рынок Ирана.

Список двусторонних документов, подписанных в ходе 13-го заседания постоянной Российско-Иранской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, выглядит так:

  • Меморандум о взаимопонимании между АО «ЭКСАР» и иранским банком «Парсиян»;
  • Меморандум о взаимопонимании между АО «ЭКСАР» и иранским банком «Пасаргад»;
  • Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в области стандартизации к метрологии между Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и Иранским институтом стандартов и промышленных исследований;
  • Меморандум о взаимопонимании между Национальной газовой компанией Ирана и ПАО «Газпром»;
  • Дорожная карта  по  реализации  российско-иранских   проектов сотрудничества в области торговли и промышленности на 2016–2020 годы;
  • Соглашение о сотрудничестве между Российско-Иранским Деловым Советом и Совместной Ирано-Российской ТПП;
  • Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран о предоставлении экспортного кредита Правительству Исламской Республики Иран на финансирование строительства ТЭС;
  • Соглашение между Правительством Российской   Федерации  и Правительством Исламской Республики Иран о предоставлении экспортного кредита Правительству Исламской Республики Иран на финансирование электрификации железнодорожного участка Гармсар – Инче-Бурун.

 

Примечательно, что в последнее время российско-иранские связи укрепляются не только по линии исполнительной власти и бизнес-структур.

Напомним, 13–14 ноября с.г. состоялся официальный визит в Исламскую Республику российских парламентариев во главе с председателем Совета Федерации России В.И.Матвиенко.

Сторонами предметно обсуждались перспективы углубления межпарламентского взаимодействия в контексте реализации договоренностей, достигнутых президентами России и Ирана в августе с.г. в Баку.

Также были  затронуты проблемы, связанные с вопросами международной безопасности и совместной борьбы с терроризмом.

По итогам переговоров В.И.Матвиенко с президентом Ирана Х.Роухани, председателем Меджлиса А.Лариджани, министром  иностранных дел Ирана М.Д.Зарифом было  высказано обоюдное удовлетворение от ощутимого прогресса в развитии двусторонних отношений, а также  выражена заинтересованность в дальнейшем наращивании российско-иранского диалога по всем направлениям.

А.Лариджани отметил, что в последнее время отношения между Ираном и Россией развиваются по восходящей в политической области, в сфере экономики,  в вопросах безопасности. То же самое можно сказать и о  двусторонних межпарламентских связях, поскольку они позитивны и доверительны.

Чиновник подчеркнул, что в ходе переговоров обсуждались вопросы экономического сотрудничества, включая энергетику,  железнодорожный транспорт, развитие прямых хозяйственных связей между провинциями Ирана и российскими регионами.

В свою очередь, В.И.Матвиенко подчеркнула, что в условиях нынешней непростой международной обстановки значительно возрастают роль и значение парламентской дипломатии, парламентского диалога.

«Достигнутые договоренности между лидерами наших стран по укреплению сотрудничества в гуманитарной, экономической, военно-технической сферах отвечают интересам наших стран. Задача парламентов – сделать все, чтобы эти договоренности были выполнены в полном объеме»[iv], – отметила она.

В ходе встреч в Тегеране подробно обсуждались вопросы двустороннего сотрудничества в нефтегазовой отрасли. Иранская сторона в очередной раз дала понять, что российские компании – желанные партнеры и инвесторы.

Помимо этого, президент и министр иностранных дел Ирана высказали заинтересованность в продолжении переговоров по созданию зоны свободной торговли с Евразийским экономическим союзом.

Иран рассчитывает  завершить первый этап в этом году, а в будущем  уже выйти на соглашение.

Относительно Конвенции по правовому статусу Каспия Исламская Республика подтвердила свою заинтересованность в том, чтобы к следующему саммиту прикаспийских государств в 2017 году документ был принят.

Это важно не только с правовой и хозяйственной точек зрения (поскольку речь идет о разделе дна, рыболовстве, совместной  экономической деятельности на шельфе), но и с точки зрения создания зоны стабильности и безопасности в регионе Каспийского моря. В этом вопросе позиции обеих сторон полностью совпадают.

Председатель Совета Федерации России привела слова Х.Роухани о том, что по целому ряду региональных и международных проблем Иран и Россия вышли на уровень стратегического партнерства. У государств общие подходы и взаимопонимание, особенно в том, что касается борьбы с международным терроризмом.

В.И.Матвиенко выразила уверенность в том, что в дальнейшем российско-иранский диалог будет набирать обороты, наполняться новым содержанием, динамично развиваться.

 

***

Проведенный анализ позволяет сделать несколько важных выводов.

Первое. В последнее время российско-иранские политические и деловые контакты усилились, что стремительно отразилось на уровне двустороннего экономического сотрудничества – наметился серьезный потенциал для интенсификации торгового и инвестиционного сотрудничества во многих отраслях в среднесрочной перспективе.

Иранский рынок является привлекательным для российской продукции. В силу складывающейся благоприятной политической конъюнктуры  в отношениях двух стран, географической близости, а также роста заинтересованности Ирана в российских товарах и услугах вопросы практического взаимодействия в торговых отношениях выходят на передний план.

Второе. Прошедшее в этом месяце 13-ое заседание двусторонней межправительственной комиссии отчетливо продемонстрировало неподдельный интерес как российских, так и иранских предпринимателей в части взаимовыгодного партнерства в нефтегазовой, промышленной и иных сферах. В выходе на рынок Исламской Республики заинтересовано большинство производителей из России.

Третье. В индустриализации Ирана активно участвуют компании из разных стран. Росту их инвестиционного интереса способствует и новый пятилетний план развития Ирана (2016–2021 годы), который предполагает модернизацию реального сектора на основе либерализации экономики, включая приватизацию с участием иностранных инвесторов. В плане поставлена цель содействовать развитию наукоемких отраслей, освоению новых технологий в экспортноориентированных отраслях – нефтехимии, фармацевтике, космической отрасли, авиационной промышленности.

Четвертое. Российским компаниям, желающим в будущем закрепиться на иранском рынке, не следует забывать, что на этом пути им неминуемо придется доказывать свою конкурентоспособность в соперничестве со многими европейскими и азиатскими предприятиями, имеющими многолетний опыт работы на иранской территории.

Пятое. Научно-техническое сотрудничество России и Ирана, имеющее долгую успешную историю, вполне способно выйти на прежний высокий уровень. В качестве приоритетных направлений взаимодействия могут стать исследования в области энергетики, нефтепереработки, металлургии и новых материалов, мирного использования космоса, информационных технологий, генной инженерии и биотехнологии, охраны окружающей среды, изучения Каспийского моря.

Шестое. То обстоятельство, что цены на нефть постоянно находятся под давлением, вынуждает нефтедобывающие страны, включая Россию и Иран усилить внимание к инициативам, направленным на диверсификацию экономики.

Седьмое. Диалог между Россией и Исламской Республикой в области межрегионального сотрудничества находится на высоком уровне и в ближайшее время может сыграть ключевую роль в развитии торговых отношений между государствами.

Тем не менее на повестке дня остается проблема незадействованного потенциала двустороннего торгово-экономического и инвестиционного межрегионального сотрудничества.

[i]Chinese Bank to Invest in Iran’s Petrochemical Projects // FARS News Agency, 06.12.2016. Интернет-ресурс.

URL: http://en.farsnews.com/newstext.aspx?nn=13950916001638

[ii]Ibid.

[iii]Состоялся рабочий визит Александра Новака в Иран // Официальный сайт Министерства энергетики России, 13.12.2016. Интернет-ресурс.

URL: http://minenergo.gov.ru/node/6734

[iv]Матвиенко заявила, что Россия высоко ценит взаимодействие с Ираном по Сирии // РИА Новости, 13.11.2016. Интернет-ресурс.

URL: https://ria.ru/politics/20161113/1481273195.html

 

62.89MB | MySQL:102 | 0,539sec