О реакции Египта на поддержку Саудовской Аравией проекта создания в Эфиопии плотины на реке Нил

Крайнюю озабоченность выразили источники близкие к египетскому военно-политическому руководству в связи с недавним визитом советника саудовского короля Сальмана бен Абдель Азиза в Эфиопию. Источником тревоги стал факт предложенного саудовцами сотрудничества в реализации плотины «Возрождение» на Голубом Ниле, что, по мнению египтян, болезненно относящихся ко всему, что связано с Нилом, является фактом «явной эскалации в египетско-саудовских отношениях … и переходом всяческих границ, поскольку затрагивает интересы египетского народа».

Бывший министр ирригации Египта Насер Алям в этой связи заявил представителям египетской прессы, что саудовские планы являются «агрессией по отношению к Египту», поскольку затрагивают вопросы жизни и смерти почти 90 миллионов человек. Двусторонние отношения, по мнению Н.Алама, в этой связи значительно ухудшатся, и сама эта саудовская инициатива угрожает водной безопасности Египта.

Гани Рислян, президент Центра исследования «Аль-Ахрам» считает, что Саудовская Аравия вступила в противостояние с Египтом из-за позиции последнего по сирийскому кризису. В свою очередь, по проблеме высказался и посол Маасум Фарузун, помощник предыдущего министра иностранных дел Египта, охарактеризовавший происходящее между АРЕ и КСА, как «политическое соперничество, увы, достаточно распространенное явление в отношениях между арабскими странами. Оно приведет к ухудшению двусторонних отношений». В этом его поддерживает преподаватель политологии, профессор Американского университета Тарик Фахми, а бывший посол Египта в Судане, Мухаммед Шаззли призвал провести консультации с Эр-Риядом для выяснения и уточнения данных, касающихся проекта плотины «Возрождение» и саудовского участия в нем. На фоне этих оценок происходящего египетскими экспертами и политологами ряд аналитиков пришел к выводу, что визит египетского президента А.Ф.ас-Сиси в Уганду является ответом на визит короля Сальмана в Эфиопию в попытке обеспечить новые и альтернативные источники пресной воды для Египта.

Ряд политических обозревателей со ссылкой на информированные политические источники сообщили, что в Эр-Рияде отвергли попытки медиаторов из ОАЭ и Кувейта организовать консультации между королевством и Египтом.

Тем не менее, по их мнению, не стоит драматизировать ситуацию, поскольку есть признаки некоторого смягчения позиции сторон, например в динамике, занимаемой Каиром позиции по сирийской проблематике, где Египет последовательно развивает идею промежуточного решения по будущему Сирии с участием в нем и Б.Асада и оппозиции. В свою очередь, имеется сигналы о том, что саудовское руководство намерено обратиться к некоторым египетским частным кругам, через вновь созданные непрямые каналы для доведения той, или иной информации, правда, тут же отмечается, что это частные субъекты, и не известно будет ли власть доверять им, или нет.

Во всяком случае, примечательной является позиция, занятая Египтом во время заседания министров иностранных дел арабских стран, созванного по просьбе Кувейта и посвященного сирийскому кризису. Постоянный представитель АРЕ в Лиге арабских государств накануне встречи заявил о «поддержке Египтом территориальной целостности Сирии», но вместе с тем, не отрицает прав сирийского народа в процессе «демократической передачи власти» новым структурам.

Проекция египетско-саудовских представлений на развитие ситуации в Сирии в данном контексте второстепенна и, по мере роста влияния тройки Россия – Турция – Иран на происходящее в этой стране, становится все менее значимой. Вектор напряженности для двух стран пролегает южнее. И вероятным вариантом развития ситуации, не сулящим Эр-Рияду ничего хорошего, решись он действительно «замахнутся» на воду Нила, может стать смена курса Египта в йеменском конфликте. Ведь ничто не мешает Каиру, чье влияние и авторитет признаются в Йемене, занять позицию более лояльную к движению хоуситов, к силам, поддерживающим бывшего президента А.А.Салеха, при этом, действовать мягко, и, согласовывая свой курс с ОАЭ. Например, часть поставок для хоуситов может пойти не с юга, а с противоположной стороны. Египту есть, что предложить их отрядам, тем более, если поставки будут оплачены теми же ОАЭ, или, как знать, Ираном. При этом часть сил ВМС Египта в Красном море, выполняющих задачи по мониторингу судоходства, может начать не обращать внимание на суда и рыболовецкие лодки, проходящие в южном направлении.

Есть, что сказать Каиру и коллегам в Судане, начни ситуация с плотиной развиваться в «неблагоприятном» для Египта направлении.

По нашему мнению, с учетом приближения острейшего кризиса водопользования в регионе, только открытые региональные консультации под эгидой международных организаций могут способствовать выработке «водной конвенции» нильских государств, т.е. стран, где берут свои истоки и протекают реки Белый и Голубой Нил. Альтернативой подобной инициативе является только региональная война, грозящая полностью перекрыть судоходство в Красном море и охватить несколько стран. Реакция Египта на столь, казалось бы, еще далекие от реализации планы, действий третьих стран, наглядно показывает, что может произойти, начни Эфиопия, или другая страна, возводить плотины в верхнем течении Нила. Не случайно, последняя уже приобрела в России зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С1Э». Общий же объем милитаризации региона, начни его страны готовится к войне за воду, а также расклад сил и участников грядущего противостояния пока не осмысливаем и самые гипотетически «благоприятные» сценарии превосходят по уровню разрушений и последствий на порядок, то, что творится сегодня в той же Сирии.

52.29MB | MySQL:103 | 0,397sec