Уступки перед «школьным бунтом» показали слабость алжирской власти

Попытка алжирских властей сократить зимние школьные каникулы привели к массовым выступлениям школьников и студентов страны, которые привели к отказу правящего режима АНДР от своих прежних планов.

Протесты начались в середине декабря текущего года после того, как Министерство образования страны пересмотрело учебный календарь, объявив новый график зимних каникул: если раньше они продолжались с 22 декабря до 8 января (15 дней), то, согласно обнародованной информации главы данного ведомства Нурии Бенгхабри, этот отдых должен был сократиться до 10 дней (с 22 декабря по 2 января).

Во время многотысячных акций протеста, вылившихся в ожесточенные схватки с полицией, в ходе которых, по разным данным, были десятки и даже сотни пострадавших и арестованных.

Алжирские источники отмечали проявленную при этом жестокость представителей правоохранительных органов. В свою очередь, школьники и студенты активно применяли против них и офисов местного Министерства образования (один из них был разграблен и подожжен) не только «традиционные» камни, но и бутылки с зажигательной смесью, в результате чего были пострадавшие из числа не имеющих отношения к данным событиям людей.

Однако по итогам более чем недельных выступлений учащимся удалось даже немного увеличить срок своих каникул: в этом году они начались 20 декабря и будут продолжаться до 8 января 2017 года.

Следует заметить, что планы по уменьшению отдыха школьников и студентов, по данным главы алжирского Министерства образования, были приняты, «исходя из интересов самих учащихся на основании сравнительного исследования школьного и вузовского обучения Алжира и других стран, с целью адаптации школьных каникул международным требованиям, а также повышения успеваемости учащихся и качества обучения».

Примечательно, что относительно разработки и реализации данной программы министра поддержал и Буалем Амури, председатель независимого Профсоюза работников образования (который, казалось бы, должен был оградить права обучающихся) заявивший, что «в текущем социальном контексте будет во всех отношениях благоприятно».

Однако массовость протестных выступлений не позволила довести ее до своего логического завершения.

То, что алжирские власти пошли на поводу у школьников и студентов, представляется неслучайным: это явно продиктовано их желанием как можно скорее успокоить гнев молодежи, прежде всего, опасаясь того, что он распространится по стране и подорвет в ней социальный мир.

И алжирские лидеры пошли на попятную в тот самый момент, когда после начавшихся арестов участников протестов на улицы стали выходить все новые массы учащихся, требуя их освобождения. Создавалась опасность того, что к ним подключатся прочие заинтересованные лица, включая их родственников, а полиция и жандармерия не справятся с захлестнувшим страну протестным валом.

Ситуация рисковала выйти из-под контроля – ведь еще неделю до этого основная часть протестующих действовала пассивно, лишь бойкотируя уроки и лекции. При этом особенно сильными эти выступления отмечались в национальных (берберских) районах, традиционно выступавших «флагманами» противостояния с властями.

Что же касается ситуации с массовым выходом школьников и студентов в целом ряде регионов страны на улицу, то это было ожидаемо, учитывая ранее обнародованные планы алжирского Министерства образования дополнительно увеличить для них учебную нагрузку по причине внедрения для изучения новых учебных дисциплин (в том числе более углубленного изучения иностранных языков).

Следует заметить, что это уже не первое поражение не только Министерства образования, но и в целом алжирского режима в противостоянии с собственными учащимися. Речь, в частности, идет о том, что они успешно провалили его попытку пересмотреть правила сдачи экзамена на степень бакалавра опять-таки под предлогом «улучшения качества образования в интересах учащихся».

Примечательно, что произошло это (в дело был вынужден вмешаться сам премьер-министр АНДР Абдельмалек Селлаль) во многом под сильным давлением исламо-консерваторов. В данном случае исламисты, в том числе и «легальные», лишь воспользовались усилившимися студенческими выступлениями, чтобы набрать себе дополнительные политические очки.

И, судя по всему, алжирские власти и на этот раз (20 декабря) поспешили предупредить подобное развитие событий, хотя до самого последнего момента Нурия Бенгхибри упорствовала в своем стремлении «довести реформирование образовательной отрасли до своего логического конца». И неожиданная смена «акцентов» в данном случае свидетельствует о непосредственном вмешательстве в события высших представителей правящего режима.

Теперь же, когда все ингредиенты для социального взрыва в стране налицо (заметное уменьшение поддержки и доверия населения к правящему режиму по причине введения антикризисных мер жесткой экономии, ожидаемого дальнейшего удорожания жизни в результате принятия нового закона о бюджете 2017 года и отсутствия реальных планов на исправление ситуации), лидерам АНДР пришлось «одернуть» собственное Министерство образования и дать «задний ход».

Тем самым они фактически переадресовали все имеющиеся претензии относительно изменения сроков каникул на его главу Нурию Бенгхибри. Учитывая повторение с ее стороны «прокола» в работе и рост критики не только со стороны исламистов, но и просто рядовых алжирцев, нельзя исключать, что власти в конечном итоге избавятся от нее, чтобы «смыть» с себя упреки за подобное реформирование, вызывающее «бурление» в обществе.

Но как бы там ни было, подобная концовка продемонстрировала слабость правящего режима страны, пошедшего на поводу у алжирских школьников и студентов, которые одновременно показали собственную силу.

И не исключено, что такой успех может сподвигнуть их на новые акции протеста и на этот раз данные выступления могут коснуться отнюдь не только образовательной темы. Соответственно, их в качестве «политического тарана» попытаются использовать в будущем оппозиционеры, как это уже происходило ранее в отношении исламистов, поддержавших учащихся в их сопротивлении реформе системе бакалавриата.

52.27MB | MySQL:103 | 0,677sec