Отчет SETAV, посвященный сравнению экономического потенциала Германии и Турции на Балканах

В середине ноября этого года Фонд политических, экономических и социологических исследований (SETAV) опубликовал сравнительный отчет торгово-экономического сотрудничества и инвестиций на Балканы между локомотивом Евросоюза Германией и имеющей с регионом общее историческое наследие Турцией. В том, что сама по себе данная тематика анализируется одним из ведущих, проправительственных мозговых центров Турции, просматривается определенная, далеко идущая логика.

Сразу отметим для себя два тезиса: а) за основу берется тезис о растущем влиянии Турецкой Республики на Балканах, б) невзирая на то, что в заголовок вынесены торгово-экономические связи, на самом деле вопрос стоит шире – то есть речь идет о них, как о важном компоненте «мягкой силы». При этом аналитический «прогон» делается по каждой из стран региона: Албания, Босния-Герцеговина, Болгария, Косово, Хорватия, Македония, Черногория, Румыния, Сербия, Греция. Единственная страна, которая выпала из списка – Словения, с которой у Турции пренебрежимо малый объем торговых операций и авторы отчета не увидели перспектив в изменении ситуации в обозримой перспективе.

Невзирая на то, что формально речь идет о сравнении «мягких мускул» между Турцией и Германией, Россия упоминается по тексту документа 13 (!) раз – то есть применительно к каждому из балканских государств.

Как заявляется в отчете, его целью является оценить торгово-экономическое положение Турции на Балканах по сравнению с одним из «экспортных чемпионов» — Германией, с целью определения возможностей по соперничеству и сотрудничеству, а также по возможности взаимодополняемости. С этой целью сравниваются показатели сотрудничества за период, начиная с кризисного 2008 года и вплоть до 2015 года.

Отмечается то «отягощающее» обстоятельство, что Турция поздно включилась в борьбу за балканские рынки, которые в немалой степени поделены между основными игроками и здесь Германия заметным образом выделяется. Как указывают авторы документа, разумеется, Турция пока не может состязаться в полной мере с немцами (чей объем экспорта превышает турецкий почти в 9 раз), однако, есть целый ряд рыночных ниш, где со временем можно будет навязать конкурентную борьбу.

Отмечается, что Германия и ряд «медиа на Балканах» чувствуют обеспокоенность тем, что Турция сможет, используя имеющиеся в своем распоряжении инструменты мягкой силы (главное агентство – ТИКА, также Институт Юнуса Эмре и разного рода НКО), оживить «эмоциональные, исторические и духовные связи» и выйти в ряд ведущих игроков региона. Немалую роль в этом играет и те политические противоречия, которые наблюдаются у Турции в отношениях со странами Европейского союза и с Германией, в частности. Среди прочих регионов мира, где может наблюдаться германо-турецкая конкуренция, после Балкан, называются Кавказ, Ближний Восток и Центральная Азия.

При этом стоит иметь в виду, что в настоящее время Германия для Турции является ведущим торгово-экономическим партнёром: 9% турецкого экспорта и 15% импорта страны приходится на ФРГ. Таким образом, Германия является главным потребителем турецких продукции и услуг, а в ряду экспортёров в Турции уступает только Китайской Народной Республике. В свою очередь роль Турции для самой Германии – заметно скромнее: она занимает 17-е и 19-е место соответственно.

В числе стран, которые состязаются за влияние на Балканах авторы отчета указывают следующие и именно в такой последовательности: Россия, Германия, Италия, Франция и США. Впрочем, тут же Германия характеризуется как балканский лидер с учётом своего экспортного и кредитного потенциала для финансирования сделок.

Однако, ведущие игроки, по замечанию турецких аналитиков, утратили свой энтузиазм, в плане новых инициатив и затрачиваемых усилий, и здесь политика Анкары может «выстрелить». Весьма симптоматичным является то обстоятельство, что после схода со внутриполитической арены Турции главного «новоосмана» страны премьер-министра Ахмета Давутоглу, авторы отчета продолжают его цитировать, вспоминая, в частности, об его тезисе касательно «обращенной в будущее политике на Балканах». По их словам «переживающие переходный период Балканы», чьи экономики нуждаются в зарубежных инвестициях, могут больше интегрироваться с экономикой Турции, пристально следящей за глобальными трендами.

В то же время, невзирая на многовекторную политику, проводимую Турцией в период, последовавший за приходом ко власти в стране Партии справедливости и развития во главе с Р.Т.Эрдоганом, и невзирая на рост связей с балканским регионом, заметного количественного роста достичь пока всё же не удалось. Главным балканским партнером стал Европейский союз, а турецко-балканские связи в настоящее время носят, по выражению авторов документа, «эмоциональный характер». Главными турецкими партнерами пока являются Косово и Албания.

В этом смысле цифры не отвечают ни стратегическим, ни политическим интересам Турции в регионе. Достаточно отметить, что лишь 7% турецких инвестиций и 5,4% экспорта страны приходится на Балканы. Правда тут же авторы отчета замечают, что на Балканы приходится 2,3% всего немецкого экспорта (прим. авт.: что должно, по-видимому, указывать на то, что Балканы для турок уже играют «в два раза» большее значение, чем для немцев).

В следующих публикациях мы разберем основные тезисы доклада применительно к главным странам балканского региона.

62.82MB | MySQL:102 | 0,578sec