Отчет SETAV, посвященный сравнению экономического потенциала Германии и Турции на Балканах – Болгария

Продолжаем обзор Отчета, опубликованного Фондом политических, экономических и социологических исследований (SETAV), посвященного сравнению торгово-экономического сотрудничества Турции и Балкан – с одной стороны и Германии (как ведущей европейской державы) с Балканами – с другой стороны. Данный обзор посвятим положению дел в Болгарии.

С первых строк авторы Отчета указывают на то, что Болгария рассматривает Германию в качестве своего стратегического партнёра, оказавшего самое непосредственное влияние на вступление Болгарии в состав Европейского союза. Многие болгарские министерства подключали к этому процессу немецких специалистов.

В 2014 году Германия по закупкам болгарских товаров обошла Россию, Италию, Турцию и Румынию. В настоящее время в стране активно ведут деятельность около 5 тысяч немецких компаний, из которых 1,2 тыс. непосредственно расположено в стране и управляется местным, болгарским, менеджментом. Немецко-болгарская торговая палата с 500 членами является самой крупной палатой, действующей в Болгарии.

Среди немецких компаний, действующих в Болгарии следует отметить METRO, Willi Betz, HIT, Allianz, Schwarz Group (Kaufland ve Lidl), Rewe Group (Billa ve Penny marketleri), Liebherr, E.ON, Festo, ABB, Rollmann, Siemens, SAP, Praktiker и Lufthansa Technik. Таким образом, просматривается диверсифицированность немецких интересов в стране – от энергетики, логистики и компьютерных технологий до магазинов оптовой и розничной торговли.

Страна оказывается привлекательной для немцев по причинам дешевой рабочей силы, владеющей немецким языком, низких налогов, нахождения в составе Европейского союза и стратегического географического положения между Европой и Азией. В 2014 году Болгария привлекла прямые иностранные инвестиции в объеме 1,182 млрд евро, из которых 338 млн пришлось на немецкие деньги.

Гуманитарные связи между Германией и Болгарией регулируются Культурным соглашением от 1996 года. Немецкий язык является третьим по изучению в школах страны после английского и русского. Болгарская студенческая община в Германии (около 7 тыс. человек) является одной из самой крупных.

Формально Турция находится на 17-м месте по объему прямых инвестиций в Болгарию. Однако, крупнейшее турецкое стекольное предприятие «Шишеджам» зашло в страну не из Турции, а через Голландию, обеспечив таким образом последней лидирующие позиции среди инвесторов в болгарскую экономику.

Став членом Европейского союза в 2007 году, Болгария стала и стороной Соглашения о таможенном союзе с Турцией. Что означает взаимный беспошлинный ввоз промышленных товаров и поставки сельскохозяйственной продукции по льготному таможенному режиму. В то время, как Германия – лидер по приобретению болгарских товаров и услуг, второе место – за Турцией. Однако, с точки зрения экспорта в Болгарию на первом месте располагается Россия (в 2014 году – 5,278 млрд долл.) и Германия (4,255 млрд). Не располагая как Россия сырьевым экспортом, Турция занимает пятую строчку с 1,966 млрд долл.

В Болгарии активно, в статусе инвестора, работают 52 турецкие компании, создающие около 10 тыс. рабочих мест. Турецкий бизнес активен в промышленности, здравоохранении, банковском деле и туризме.

Среди турецких компаний, действующих в стране, можно назвать: Şişecam, Alcomet, Nursan Otomotiv Ltd, Techno-Aktaş AD, Sertan Bulgaria Ltd, Teklas, Perfektüp, First Dialysis Services Bulgaria EAD, Eczacıbaşı-Monrol, Acıbadem, больницы Güven hastanesi и Florence Nightingale, D-Commerce Bank, Ziraat Bankası, ISBANK GmbH (немецкий банк с турецким капиталом), отели Princess, отели Regnum и Hayat-Болгария. Просматривается ситуация, что в отличие от Германии турецкие интересы в Болгарии сосредоточены, в основном, в секторе услуг – гостиницы, больницы и банки. Что, впрочем не исключает и наличия промышленных гигантов вроде «Шишеджама» (Şişecam) – стекольной компании мирового значения, предприятия которой существуют и в Российской Федерации (Казань и Краснодар).

На протяжении периода с 2008 по 2015 год товарные группы, поставляемые Германией и Турцией в Болгарию являются практически неизменными. Турция поставляет в Болгарию продукцию легкой промышленности, металлы, транспортные средства, электрические машины, а также овощи и фрукты. Что же до Германии, то среди её лидеров – экспортных категорий: транспортные средства, промышленное оборудование, станки, а также электрические машины. Как заключают авторы Отчета, за рамками тех товарных групп, которые каждая страна производит для собственных нужд, в ближайшие годы следует ожидать роста конкуренции, в том числе между Германией и Турции, за поставки в Болгарию промышленного оборудования и станков, а также различного электрооборудования. Отмечается рост спроса в Болгарии на различные транспортные средства, обеспечивающий Турции хорошие показатели роста экспорта в Болгарию (за 2015 год вырос приблизительно на 33%).

Подводя черту заключим, что Болгария является одной из стран, привлекательной для ведения бизнеса как со стороны Германии, так и Турции. Невзирая на динамичное развитие связей между Турцией и Болгарией говорить о том, что Турция может потеснить Германию, как минимум, преждевременно. Хотя конкуренция год от года возрастает. Что же до России, то её положение в Болгарии в подавляющей степени обеспечивается нефтегазовым экспортом, помноженным на зыбкую почву общего «славянского» исторического наследия.

52.69MB | MySQL:101 | 0,348sec