О положении и перспективах еврейского меньшинства в Турции

Волна террористических актов, произошедшая в Турции в последние месяцы, в сочетании с ужесточением режима исламистской Партии справедливости и развития, возглавляемой президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом, после провалившейся попытки государственного переворота 15 июля 2016 г. заметно усложнили жизнь в этом государстве, в особенности для официально зарегистрированных этноконфессиональных меньшинств, одним из которых являются евреи. Уместно напомнить о том, что евреи, греки и армяне являются единственными меньшинствами в Турции, права которых в таком качестве признаны и зафиксированы Лозаннским мирным договором 1923 года, подписанным между Великобританией, Францией, Италией, Японией, Грецией, Румынией и Королевством Сербов, Хорватов и Словенцев (Югославией) с одной стороны и Турцией – с другой. Несмотря на этот международный документ, упомянутые официально признанные меньшинства, отличающиеся от основной массы турецких граждан, прежде всего, своим вероисповеданием, на протяжении десятилетий подвергались в Турции дискриминации и даже становились жертвами погромов и террористических атак.

О том, каково положение евреев в Турции сейчас, рассказал в интервью израильскому новостному интернет-сайту «Хадашот 360» приехавший в Иерусалим из Стамбула раввин Нафтали Халева, сын «хахам-баши», главного раввина Турции Ицхака Халевы. Он принимал участие во всемирном съезде раввинов и общинных лидеров, работающих в системе оказания религиозных услуг в диаспоре, созданной и поддерживаемой Всемирной сионистской организацией (ВСО), который проходил на прошлой неделе в столице Израиля. На него приехали более 50 раввинов из самых разных стран мира.

По словам раввина Нафтали Халева, «нынешняя ситуации в Турции никак не связана с еврейской общиной. Я был на стадионе команды «Бешикташ» со своими сыновьями, а через 20 минут после этого там взорвалась заминированная машина (…) Так происходит не только в Турции, но и во всей Европе, в таких государствах, как Германия и Бельгия. Турция, к моему сожалению, совсем не одинока». Стремясь подчеркнуть, что положение евреев в Турции не хуже, чем положение евреев в Западной Европе, он добавил: «Обеспечение безопасности у нас в общине такое же, как было с начала последних событий, и она примерно напоминает охрану любого консульства в Европе. Как и во многих синагогах в Европе, у нас тоже туристы могут войти только после предъявления паспорта».

«Надо продолжать жить дальше. Жизнь продолжается, — настаивал раввин, но признал при этом, что в Турции евреям,- «надо быть очень осторожным в общественных местах». Однако и здесь раввин Нафтали Халева счел необходимым подчеркнуть, что «в США тоже не все ходят в кипе в любом районе, а главным образом — в еврейских районах».

Раввин особо подчеркнул, что «отношения с правительством хорошие, нет никаких проблем, а когда у нас есть проблемы, правительство быстро решает их. На каждый еврейский праздник власти отправляют нам поздравления, прямо как президент США. В определенных случаях мой отец, главный раввин напрямую контактирует с  Эрдоганом».

Раввин Нафтали Халева настаивает на том, что введенный турецкими властями режим чрезвычайного положения не слишком сильно влияет на жизнь еврейской общины. В качестве примера он упомянул о том, что синагога, в которой он служит раввином, не функционировала только однажды, на следующий день после попытки переворота. «Через неделю после этого мы прочитали два недельных раздела (Торы – В.Ч.), потому что пропустили недельный раздел той недели».

Относительно будущего еврейской общины в Турции у него нет никаких иллюзий: «К сожалению, мы проводим больше похорон, чем обрезаний: в год умирают 350 членов общины, а рождаются только 110 детей. Каждый год у нас становится примерно на 200 членов общины меньше. Через несколько лет, к моему сожалению, община исчезнет».

Эта ситуация усугубляется массовой эмиграцией молодых евреев из Турции: «Большинство молодых хотят учиться в университетах Америки и Европы, часть уезжают в Израиль». Что касается самого раввина Нафтали Халева, то он уезжать из Турции не собирается: «Мое место здесь. Я горжусь нашей общиной. У нас есть миньян (молитвенный кворум, состоящий не менее, чем из 10 еврейских мужчин старше 13 лет – В.Ч.) трижды в день, а на мой еженедельный урок приходят человек 60. Речь идет об активной и живой общине, подобной которой нет во всем мире».

В начале ХХ века в Османской империи проживало более 200 тысяч евреев, включая территории, утраченные Турцией после Первой мировой войны, в том числе Эрец-Исраэль. Однако и в сузившихся границах в стране оставалось не менее 100 тысяч евреев. В нынешней Турции проживают сейчас порядка 20 тысяч евреев. Около 18 тысяч их них – в Стамбуле, еще 1500 – в Измире.

С 1923 по 1948 год в британскую подмандатную Палестину/Эрец-Исраэль репатриировались более 7 тысяч евреев из Турции. За десятилетия, прошедшие с провозглашения независимости Государства Израиль, туда репатриировались 55 тысяч евреев их Турции. Они основали ряд новых населенных пунктов, крупнейшими из которых является город Егуд, основанный в 1948 году турецкими евреями, в основном выходцами из Измира, на месте оставленной арабами деревни Ягудия. Число репатриантов из Турции и их потомков в Израиле составляет в настоящее время, согласно оценкам, 280 тысяч. Помимо этого, согласно оценкам, 16 тысяч еврейских эмигрантов из Турции и их потомков проживают сейчас в США, а 8 тысяч – в Канаде.

Что касается все еще сохраняющейся в Турции еврейской общины, то раввин Нафтали Халева заявил, что «речь идет об одной из уникальных общин мира. У нас нет других течения иудаизма, реформистов или консерваторов, а только один главный раввинат, которому подчинены все общины». Правда, подчеркивая отсутствие в Турции реформистских и консервативных общин, широко представленных в американском еврействе, он не упомянул о том, что в Стамбуле до сих пор сохранилась имеющая свою синагогу и общинное руководство маленькая община евреев-караимов.

52.18MB | MySQL:103 | 0,575sec