О причинах снижения контрабанды оружия в сектор Газа

Ряд американских экспертов отмечают, что в последние месяцы сектор Газа стал испытывать перебои с поставками вооружения и боеприпасов. Одновременно ощущается дефицит строительных материалов и некоторых видов продовольствия. Как следствие резко выросли цены на поставляемое в Газу вооружение и боеприпасы. Произошедшее обозреватели связывают, прежде всего, с ужесточением блокады Сектора со стороны египетских сторонников «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) или, как их называют на Синае – «Вилайет Синай». Причина такой позиции исламистов — трансформация отношения руководства ХАМАСа по отношению к формату своей поддержки «Вилайета Синай». Напомним, что Каир на постоянной основе обвинял руководство ХАМАСа в секторе Газа в том, что он не только снабжает оружием и боеприпасами исламистов на Синае, но и предоставляет им на своей территории тренировочные лагеря и тыловые базы. Более того, ряд бывших членов ХАМАСа из военного крыла организации «Бригады Иззеддин аль-Касама» организовали некую легендированную группу для совершения акций непосредственно на Синае и в египетских городах, тем самым дистанцируя официальные структуры ХАМАСа от террористической деятельности. В этой связи египетские спецслужбы обвиняли ХАМАС в технической помощи и организации убийства генерального прокурора генерала Хишама Бараката в 2015 году. В общем египетское руководство неоднократно пыталось найти решение этой основной для себя в формате борьбы с террористической активностью на Синайском полуострове задачи, но все было безуспешно. Некоторые горячие головы в египетском Генштабе предлагали провести в Секторе широкомасштабную военную наступательную операцию с целью искоренения исламистских баз, видимо перепутав египетскую армию с израильской. Рискнем предположить, что единственной причиной, по которой египетские войска не вторглись в Сектор, было осознание реальной боеготовности вооруженных сил АРЕ. В этой связи глава Управления общей разведки Халед аль-Фаузи предложил более действенный план. А именно переманить на свою сторону руководство ХАМАСа путем постепенного снятия экономической блокады взамен на профилактические аресты активистов «Вилайет Синай» и ликвидацию их тыловых баз в Секторе. Какие-то движения в этом направлении, видимо, уже произошли, и исламисты решили сделать предупредительный залп по ХАМАСу. По данным экспертов, спецслужбы ХАМАСа арестовали  несколько десятков членов «Вилайет Синай» на своей территории за второе полугодие прошлого года. При этом КПП Рафах на египетско-палестинской границе работает на полную мощность, что свидетельствует о том, что Каир свои обещания старается выполнять.

Но у данного пока союза существует несколько серьезных «подводных камней».

  1. КПП Рафах не справится с задачей оптимального насыщения Сектора продуктами питания и строительными материалами просто в силу своей пропускной способности. Это ставит вопрос об организации еще нескольких пунктов пропуска в самое ближайшее время. Пока этого нет, а время работает против ХАМАСа с точки зрения падения электоральной привлекательности движения накануне выборов в ПНА в следующем году.
  2. ХАМАС нуждается в получении оружия, а Каир не может позволить в силу многих причин разрешить его свободный провоз через КПП. Безусловно, египтяне закрывают глаза на водный маршрут контрабанды через Газан посредством использования местных рыбаков. Но через этот путь не провезешь достаточного количества оружия в силу повышенной активности со стороны израильских ВМС. Соответственно сухопутные пути контрабанды через Судан на Синай сейчас заблокированы боевиками «Вилайет Синай». Производить вооружение в достаточном количестве на имеющихся мощностях в секторе Газа ХАМАС не в состоянии в силу дефицита необходимых компонентов. Таким образом, наступает некое противоречие между действиями ХАМАСа по нейтрализации активности салафитских групп на Синае и их потребностью пополнять свои арсеналы. Это противоречие может, в конце концов, серьезно подорвать нынешние договоренности между ХАМАСом и Каиром.
  3. Каир сумел договориться с ХАМАСом, но полностью провалил аналогичный процесс с синайскими бедуинами, которые и контролируют основные потоки контрабанды в Сектор и, соответственно, являются тыловой базой «Вилайета Синай». Без этого компонента, который необходимо инкорпорировать в общий формат договоренностей между ХАМАСом и Египтом, такая схема борьбы с радикалами будет выглядеть уязвимой. Что мы сейчас, собственно, и наблюдаем. На самом деле основной секрет успеха борьбы с «Вилайетом Синай» это союз Каира с бедуинами. ХАМАС в данном случае идет «вторым номером». И мы опять это сейчас воочию наблюдаем на примере недавних терактов. Отметим при этом, что контакты между ХАМАСом и египетской разведкой проходили в сентябре-ноябре прошлого года при посредничестве бывшего руководителя Службы превентивной безопасности ПНА М.Дахлана, который считается креатурой ОАЭ. И тогда итоги этих переговоров были неоднозначны.
  4. Осложнения отношений ХАМАСом с «Вилайетом Синай» означают кризис во взаимоотношениях между ХАМАСом и Катаром. «Вилайет Синай» — это катарский и турецкий(в меньшей степени) инструмент, и поддержка его со стороны ХАМАСа объяснялась не идеологической близостью (в данном случае она как раз диаметрально противоположная), а финансовыми подпитками со стороны Катара. Доха организовала при помощи ХАМАСа, который имели наработанные каналы контрабанды оружия в Эритрее и Судане, поставки вооружения на полуостров и заодно в сектор Газа..

В этих пунктах мы рассмотрели возможные осложнения на пути договоренностей между Каиром и ХАМАСом по нейтрализации салафитского фактора в секторе Газа, что вытекает из анализа американских экспертов. А если дефицит оружия в Секторе и снижение уровня его контрабанды связан совсем с другим? Рискнем выдвинуть свою версию происходящего. А именно со времени организации военно-морской базы ОАЭ в Эритрее и начались перебои поставок вооружения в Сектор и на Синай. Абу-Даби, будучи тесным союзником Каира, вполне мог поставить перед Асмэрой условия своего финансового инвестирования в виде прекращения катарской контрабанды оружия через эритрейскую территорию. И тогда все объясняется еще проще, поскольку именно Эритрея — традиционный плацдарм ХАМАС для такого рода операций. Новые каналы надо еще найти, отсюда и дефицит. В пользу этого говорит еще и то, что в конце прошлого года турецкие предприниматели озвучили серьезные проекты по развитию инфраструктуры сектора Газа. На Синае турки работают с катарцами в тесном тандеме, так что если бы у Дохи были какие-то вопросы в отношении позиции ХАМАСа, то в Анкаре их бы обязательно учли. Представить при этом, что Катар и Турция ведут в секторе разновекторную политику, сложно.

52.19MB | MySQL:103 | 0,565sec