Реакция израильского правительства на террористический акт в Иерусалиме

Недавний террористический акт у смотровой площадки в иерусалимском квартале Армон га-Нециф, откуда открывается вид на Старый город и на Храмовую гору, прервал продолжавшийся несколько месяцев период спокойствия в столице Израиля. В результате преднамеренно совершенного сторонником ХАМАСа Фади аль-Кунбарой, жителем иерусалимского арабского квартала Джабель-Мукабер наезда на грузовике на большую группу приехавших на экскурсию курсантов и преподавателей офицерского училища погибли четверо израильских военнослужащих, а более двух десятков людей – как военнослужащих, так и гражданских – получили ранения различной степени тяжести. В ХАМАСе заговорили о «возобновлении интифады». Однако пока говорить о возобновлении волны террора преждевременно. Вместо этого последовала крайне жесткая реакция израильских властей.

Уже в понедельник, на следующий день после упомянутого террористического акта министр обороны Израиля Авигдор Либерман выступил на еженедельном заседании парламентской фракции возглавляемой им партии «Наш дом – Израиль» с речью, касающейся его деталей и последствий.

«Это ужасное событие, трагическое событие, — сказал он, — Все мы обязаны, прежде всего, серьезно подумать о том, что и как делать. Не меньше надо думать и о том, что говорить. Весь этот инцидент продолжался считанные секунды, в течение которых надо было понять, что это не авария, а террористический акт. Ясно, что были солдаты, которые сразу поняли, что это террорист, и действовали».

Говоря это, министр обороны имел в виду широко высказываемые в израильских социальных сетях обвинения в том, что курсанты и офицеры небоевых подразделений, находившиеся на экскурсии в Иерусалиме, подвергшись нападению террориста, совершившего на них наезд на грузовике, отреагировали не так, как подобает солдатам и не торопились стрелять, потому что такое впечатления на них произвел суда на бойцом пехотной бригады «Кфир» Эльором Азарией, который добил в марте прошлого года в Хевроне раненного террориста, после чего был признан военным судом виновным в «убийстве по неосторожности». В социальных сетях, причем не только израильских действительно появились кадры, на которых видно, что после того, как грузовик врезался в группу вооруженных военнослужащих, они начали разбегаться. Однако справедливости ради надо отметить, что при этом уже через несколько секунд террорист был ликвидирован.

Авигдор Либерман отверг возможность того, что есть связь между делом Эльора Азарии и поведением военнослужащих в ходе упомянутого инцидента: «Тем, кто не знает фактов – после случая Эльора Азарии мы (ЦАХАЛ – В.Ч.) ликвидировали 39 и ранили 15 террористов. Поэтому важно не только то, что мы делаем, но и то, что мы говорим. Слова имеют вес».

Министр обороны обратил в своем выступлении особое внимание на отказ Палестинской национальной ндминистрации осудить совершенный в Иерусалиме террористический акт: «Мы все время следили за официальными реакциями Палестинской национальной администрации из Рамаллы. — Молчание. Вместо этого мы видели в социальных сетях много выражений поддержки террористу. Мы видели конфеты (у арабов существует обычай раздавать сладости в связи с радостными событиями – В.Ч.) и в Иудее и Самарии (на Западном берегу, пользуясь арабской терминологией – В.Ч.), и в Газе. Это говорит о том, с кем мы имеем дело и кто стоит перед нами».

Это высказывание Авигдора Либермана было не случайным и не изолированным от общего направления реакции правительства Израиля на террористический акт в Иерусалиме. На следующий день эту же мысль высказал и премьер-министр Биньямин Нетаньяху во время совместной с министром обороны и начальником Генерального штаба Гади Айзенкотом поездки в штаб сил ЦАХАЛа в Иудее и Самарии, расположенный в еврейском поселении Бейт-Эль, непосредственно к северу от Рамаллы. Одновременно с этим премьер-министр пообещал, что в скором времени грядут перемены стратегического характера и многие из этих перемен будут очень благоприятны для Государства Израиль. Как это связано с жесткой критикой в адрес ПНА, Биньямин Нетаньяху пояснять не стал, однако нет сомнения, что ожидание масштабных перемен непосредственно связано с приходом к власти в США администрации Дональда Трампа.

Что же касается упомянутого выступления Авигдора Либермана на заседании фракции НДИ, то далее он вкратце коснулся мер, которые израильские власти намерены предпринять в отношении арабов, выразивших поддержку террористу, в частности в отношении его родных: «Мы намерены обойтись по всей строгости закона с семьей террориста, включая его сестру, которая заявила палестинским СМИ, что она гордится тем, что ее брат- шахид. Мы проведем комплексную акцию, которая, как мы надеемся, будет очень эффективной, — сказал министр обороны.

Уже во вторник стало отчасти ясно, что конкретно министр обороны имел в виду. Как было сообщено израильскими СМИ, министр внутренних дел Арье Дери лишил статуса постоянной жительницы Израиля мать террориста Фади аль-Кунбара. Вместе с нею были лишены вида этого статуса еще 12 родственников террориста. Речь идет о жесткой мере, практически не применявшейся до сих пор. Как было заявлено, ее цель — предупредить будущие подобные атаки, и показать потенциальным террористам, что их действия прямо ударят по интересам их семей. Сам Арье Дери, комментируя свое решение заявил: «Данное решение символизирует новую эру в борьбе с террористами, которые используют свой легальный статус для совершения атак против израильтян. Начиная с этого момента, мы будем проявлять нулевую терпимость в отношении тех, кто совершил атаки против Израиля и против членов их семей. С сегодняшнего дня пусть каждый, кто планирует или размышляет о подобных акциях, знает, что его семья заплатит за это тяжелую цену. Последствия будут серьезными и заходящими очень далеко — такие же, как и в отношении матери и родственников террориста, совершившего атаку в Армон га-Нецив».

Следует пояснить, что арабским жителям Иерусалима после перехода его восточной части под контроль Израиля в результате Шестидневной войны 1967 года был предоставлен статус постоянных жителей Израиля. Этот статус дает все права, которые имеют израильские граждане, включая право на работу, социальные выплаты, участие в муниципальных выборах. Однако, в отличие от граждан, постоянные жители не имеют права принимать участие в выборах в Кнессет. В оперативном плане проблемой является то, что обладатели статуса постоянных жителей могут беспрепятственно находится в любом населенном пункте Израиля, что существенно упрощает действия террористов, имеющих данный статус. Лишения статус постоянного жителя Израиля в конкретном случае означает выселение из Иерусалима, скорее всего в сектор Газы,  и лишения всех социальных выплат и израильского медицинского страхования.

Было сообщено также, что израильские власти намерены снести дом террориста. Был закрыт также один из выездов из квартала Джабель-Мукабер, а на других выездах машины местных жителей подвергаются досмотру полиции. Однако относительно этой последней меры следует отметить, что она сугубо временная. Джабель-Мукабер – весьма проблемный квартал, из которого за последние годы вышло немало террористов. В прошлом он уже блокировался после особенно нашумевших террористических актов, однако когда обстановку успокаивалась, блок-посты на выездах их квартала каждый раз снимались.

52.21MB | MySQL:103 | 0,444sec