Влияние интифады Аль-Акса на экономику Израиля

В течение всех 55-и лет своего существования Израиль постоянно сталкивался с угрозой своей безопасности. Это вынуждало правительство поддерживать постоянно высокий уровень расходов на оборону. Сами же военные конфликты были краткосрочными и требовали больших единовременных вложений, отрицательный эффект на экономику был недолговременным и быстро компенсировался последующим ростом экономики Израиля.

Разразившаяся в последнем квартале 2000г. интифада Аль-Акса во многом отличается от предыдущих военных конфликтов Израиля. Во-первых, военные действия ведутся так или иначе на территории страны. Во-вторых, конфликт принял затяжной характер, а Армия обороны Израиля (АОИ), несмотря на опыт первой интифады конца 80-х годов прошлого столетия, так и не разработала четкую стратегию ведения военных конфликтов такого рода. Поэтому и оценить ее влияние на экономику сложнее.

В первые месяцы после начала интифады некоторые специалисты и журналисты, пишущие на экономические темы, были склонны видеть в ней единственную причину ухудшения экономической ситуации в Израиле. Сейчас можно утверждать, что были и другие, не менее значимые факторы, приведшие экономику страны к небывалому за последнее время экономическому кризису. Нельзя не отметить мировой кризис рынка высоких технологий, циклический экономический спад в экономике Израиля, реакцию хозяйства страны на быстрый рост сектора высоких технологий не сбалансированный адекватным ростом других секторов хозяйства. Действительно, не всегда можно точно установить причину наносимого ущерба хозяйству страны – мировой ли экономический спад это или интифада. Так, например, существует сложность в выявлении причины серьёзного уменьшения иностранных инвестиций в Израиль в 2001г. после пикового 2000-го года. Считается, что здесь корень явления в сочетании падения индекса Насдак и спада на рынке высоких технологий во всём мире, в замедлении темпов роста экономик многих западных стран и, конечно, в интифаде. Инвесторы опасаются вкладывать деньги в страну, где идут военные действия.

Для того, чтобы лучше проследить влияние интифады Аль-Акса на экономику Израиля есть смысл коротко охарактеризовать экономическую ситуацию в стране в период 2000 – 2003гг.

Предлагаемая таблица показывает изменение состояния экономики Израиля в 2000-2002гг.

Показатели Степень изменения
Рост ВВП -1,9
Рост показателей на душу населения — 5,5
Уровень жизни -13,8
Экспорт -2,3
Импорт -18,0
Инвестиции -8,5
Туризм — 12,8

Приведено по: Tov Imri «Israel 2002: A Strategic-Economic Assessment», статья в книге «The Middle East Strategic balance. 2002-2003», Jaffee Center for Strategic Studies (JCSS), Tel-Aviv University, 2003.

Итоги 2003г. года говорят о начале оздоровления экономики. ВВП вырос на 1,3%, занятость возросла на 2%. Стоит отметить, что такие показатели достигнуты в основном за счет увеличения темпов роста в последнем квартале прошлого года.

Таким образом, согласно годовому отчету Банка Израиля, рецессия, начавшаяся в июле 2000г. до начала интифады Аль Акса, закончилась в ноябре 2003г. Эта была наиболее длительная и серьезная рецессия за всю историю государства. Предыдущие спады 1952-53, 1966-67, и 1988-89гг. продолжались всего два года и не были столь значительными.

Оценки экономического спада этих лет, представленные Министерством финансов и Центральным статистическим управлением (ЦСУ) Израиля таковы:

  • Рецессия стоила Израилю 10% ВВП за три года интифады, достигнув 50млрд. шекелей, при том, что оцениваемый потенциал экономического роста составлял 4 — 5%. Потери ВВП в 2001г. составили 4,1%, в 2002г. – 3,2%, в 2003г. – 2,7%.
  • ВВП на душу населения сократился на 7% в шекелевом и на 14,6% в долларовом эквивалентах с $19200 до $16400.Интересно также отметить возросший оптимизм в прогнозах экономического роста страны в 2004г. как в Израиле, так и за рубежом. Так, Министерство финансов страны подняло свой прогноз с отметки 2,5% до 2,8%. Иностранные инвестиционные банки и рейтинговые компании более оптимистичны. Они предрекают 3,1% рост ВВП в 2004г.[1].

    Очевидно, что интифада Аль-Акса явилась одной из основных причин столь тяжелого спада в экономике Израиля. Далее предлагается посмотреть на те структурные элементы хозяйства страны и сферы жизни людей, на которые интифада оказала наибольшее воздействие.

    Расходы на оборону, связанные с интифадой, составили порядка 3-3,5 млрд. шекелей, включая строительство разделительного забора, стоимость операций сил безопасности на территориях и охрану поселений.

    Глубочайший кризис туризма напрямую связан с интифадой. До начала интифады Аль-Акса туризм считался одной из наиболее динамично развивающихся отраслей израильского хозяйства. Хотя доля туризма в ВВП страны составляла в среднем 3-4%, в последние годы наблюдалась очевидная тенденция роста удельного веса этой отрасли в экономике Израиля. В особенности это видно по данным, касающимся экспортной части экономики страны: согласно данным Израильского Центра Информации туризм является основным источником валюты в казне государства, также туризм является лидером по добавленной стоимости (85%) среди экспортоориентированных отраслей израильской промышленности. Продолжающийся спад в туризме – это очевидный результат неуверенности и увеличения личной опасности. Перед многими сетями отелей встала реальная опасность закрытия, они сократили штат сотрудников, но все равно приходится все больше растрачивать резервные фонды. Специалисты в области туризма говорят, что последний раз ситуация, подобная сложившейся, наблюдалась более 30 лет назад. Единственное, что может спасти туризм – это скорейшее прекращение военных действий в регионе. Исходя из опыта предыдущих лет можно предположить что, как только ситуация в Израиле стабилизируется, то туда хлынет поток туристов. Израильская инфраструктура туризма быстро прогрессировала в своём развитии до начала интифады, пока она ещё не разрушена, и, если мир в регион придёт в скором времени, то у туризма есть все шансы достичь прежних темпов роста. Уменьшение количества терактов в 2003г. уже сказалось на развитии туризма. Так выручка отелей от иностранных туристов достигла $236млн., что на 24% больше чем в 2002г. Общая же выручка отелей в 2003г. выросла на 2% и достигла 4,3млрд. шекелей (приблизительно $1млрд.). Количество ночей проведенных в отелях также выросло в прошлом году на 24%[2].

    Интифада нанесла ущерб и инфраструктуре страны как напрямую, так и косвенно. Терактами причинён ущерб торговым помещениям, ресторанам, клубам, коммуникациям. Замораживается дальнейшее развитие израильской инфраструктуры из-за опасений иностранных партнёров и инвесторов продолжать сотрудничество с израильскими фирмами в связи с возможными денежными потерями. Обеспокоенные продолжающимся насилием инвесторы предпочитают не вкладывать деньги в разрушенную собственность, если только это не жилье. Таким образом, спад, начавшийся в строительстве (до этого одной из ведущих отраслей экономики Израиля) ещё во второй половине 90-х годов, перерос в серьезный кризис. Это также связано и с тем, что дешевая палестинская рабочая сила перестала быть доступной израильским подрядчикам. Попытки заменить ее на рабочих из стран Восточной Европы и ЮВА в общем были успешными, но эта мера не позволила сохранить цены на строительство на прежнем уровне. При этом, нельзя не отметить, что государство в период кризиса с целью создания дополнительных рабочих мест и исходя из стратегической цели выведения Израиля после кризиса на новый этап постиндустриального развития активно занялось обновлением и развитием инфраструктуры страны, то есть строительством новых дорог, развязок, обновлением железнодорожной сети и т.п. Такая политика оправдана как в контексте будущего развития страны, так и в контексте оживления сектора строительства сегодня.

    Сельское хозяйство Израиля также сильно пострадало от невозможности дальнейшего использования дешевого труда палестинских рабочих. Но было бы неправильно в интифаде Аль-Акса видеть единственный источник всех проблем современного сельского хозяйства Израиля. Сейчас эта отрасль переживает сложный период поиска новых форм развития в силу невозможности дальнейшего развития в рамках кибуцев.

    Еще один блок потерь — обусловленное интифадой падение экспорта, которое было особенно значительным в 2003 году из-за споров с Европейским союзом относительно маркировки товаров и дополнительных пошлин, введенных европейцами на импорт из Израиля. Негативное влияние на экспорт оказала и ситуация с безопасностью в Израиле, отпугнувшая многих западных бизнесменов[3].

    Эскалация израильско-палестинского конфликта также повлияла на поведение субъектов экономики Израиля. С увеличением уровня насилия его влияние на экономику стало более существенным. Кроме жертв и прямого ущерба собственности возросло ощущение неуверенности и риска у экономических субъектов, и оно стало определять их деятельность. Неуверенность в частном секторе способствовала изменениям в относительной стоимости будущей деятельности по сравнению с деятельностью в настоящий момент. Повысилась концентрация на сегодняшней деятельности, а мысли о будущем сдерживались. Соответственно, деятельность, прибыль от которой ожидалась в будущем, сокращалась. С точки зрения полного жизненного цикла люди стали «беднее». Имеется в виду доход, который ожидается получать в течение всей жизни («постоянный доход»), посчитанный в сегодняшних ценах, снизился, и это отразилось в падении как текущей, так и будущей экономической активности. Поведение частного сектора характеризовалось падением потребления нежизненоважной продукции и сокращением инвестиций, потому что люди предпочли иметь наличные, а не вкладывать в материальные фонды.

    Израильско-палестинское противостояние имело и другие последствия. Иностранные бизнесмены опасались приезжать в Израиль. Израильские инвесторы старались вкладывать деньги в зарубежные финансовые институты. Издержки на предотвращение терактов в густонаселенных районах росли. Финансовый груз, связанный с этими действами, по крайней мере частично был переложен на индивидуального потребителя. Общим эффектом от этого можно считать спад совокупного спроса, что привело к нереализации потенциала экономического роста. Это послужило добавочным фактором к другим отрицательным эффектам продолжающейся эскалации насилия на ВВП Израиля.

    Реакция общественного сектора была противоположной там, где общественные нужды выросли: оборона и помощь людям, пострадавшим от терактов. Рост общественных затрат такого рода частично компенсировал спад частного спроса. При этом продолжение насилия не позволяло вернуться к обычной экономической деятельности, так как угроза людям и собственности по-прежнему была высокой. Более того, по мере продолжения конфликта рос ущерб экономике, который из-за кумулятивного эффекта распространился на другие сектора экономики Израиля[4].

    Для полного анализа ситуации надо отметить, что не все отрасли израильского хозяйства проиграли от интифады Аль-Акса, есть и такие, в которых наметилось улучшение.

    Можно выделить два вида компаний, заработавших в этот период: компании, выигравшие на том, что территории ПНА оказались «за чертой» доступа израильтян; и компании, количество сделок которых увеличилось из-за терактов как по одну, так и по другую стороны зелёной черты.

    До начала интифады многие израильтяне в субботу (выходной день в Израиле) и праздничные дни выезжали за покупками в арабские города: Бидиа, Калькилья, Туль- Карем, Дженин и арабские кварталы вокруг Иерусалима, потому что цены на товары в этих местах были на 30%-40% ниже, чем в пределах зелёной черты.

    Помимо прочего, они там покупали продукты питания; овощи и фрукты; строительные материалы, такие как: камень, мрамор, фарфор, глиняные изделия и кафельные плитки; электро- и светотехнику; одежду и обувь; мебель. По расчётам экономического отдела АОИ по Иудее и Самарии, объём розничной торговли между израильтянами и палестинцами составлял более 1,3 млрд. шекелей в год.

    Водители также вернулись в гаражи внутри «зелёной черты», хотя с 1967 многие пользовались услугами палестинских автосервисов, особенно для покраски автомобилей и жестяных работ. Правда, сейчас услугами автосервисов вообще пользуются только такси и некоторые водители грузовых автомобилей. Из-за общего спада в экономике израильтяне сильно сократили число поездок по стране, поэтому износ автомобилей уменьшился. К услугам автосервисов прибегают, когда нет выбора. Это значит, что оборот в автосервисах не увеличился, но фактическое блокирование «зеленой черты» остановила эрозию отрасли.

    Вместе с тем, из-за интифады сократилось число угонов автотранспорта, перевозок автомобилей на территории, разборка их на части и продажа в таком виде водителям и автосервисам. В этой ситуации выиграли страховые компании.

    Интифада способствовала быстрому расцвету в секторе охраны и охранных систем.

    Напряжение, в котором живут израильтяне, привело к увеличению спроса на успокоительные средства. Вырос спрос на успокоительные таблетки, продаваемые без рецепта врача.

    В кризисной ситуации сказываются несовершенства экономической системы страны: это и слишком большой общественный сектор, и несовершенная налоговая система, и гиперболизированная роль государства в экономике. Все эти недостатки только осложняют выход из создавшегося положения, но, может быть, именно кризис заставит чиновников от экономики начать необходимые изменения в системе. И тому уже есть примеры – это новый план либеральных реформ, получивший название «План Нетаниягу» по имени министра финансов в правительстве Ариэля Шарона, предложившего его. Реформы Нетаниягу болезненны для большинства населения Израиля, но они необходимы. Предлагаемые реформы направлены на повышение эффективности общественного сектора путем его сокращения; уменьшение доли государства в экономики путем приватизации; повышение эффективности общественных услуг для населения.

    Отметим, что основной урон интифада наносит не прямым ущербом той или иной отрасли, а как раз самим фактом того, что при военных действиях выход из кризиса сильно осложняется. Поэтому строительство Забора безопасности так необходимо для скорейшего оздоровления экономики Израиля. Ощущение спокойствия улучшит психологическую атмосферу в стране, стимулирует приток иностранных инвестиций, увеличит количество туристов в Израиле, даст возможность развивать долгосрочные проекты. Не стоит упускать из виду и тот факт, что уменьшатся расходы на непосредственно военные действия. Хотя забор еще не достроен, но первые экономические последствия его строительства уже ощущаются – итоги 2003г. однозначно говорят об улучшении экономической ситуации в стране. Безусловно, дело не только в Заборе, но и его постройка сыграла тут не последнюю роль.

    Другое дело, что строительство забора – это признание невозможности договориться. А ведь экономическое положение ПНА тоже сильно пострадало от интифады. Казалось бы, очевидна необходимость экономического сотрудничества между соседями. Но, к сожалению, на современном этапе развития взаимоотношений между обеими сторонами конфликта политические амбиции зачастую превалируют над естественной экономической необходимостью.

    Уже кончился кризис на рынке Насдак, постепенно увеличиваются объёмы мировой торговли продукцией сектора высоких технологий, а интифада всё продолжается. Остается только надеяться на скорейшее ее завершение. Ведь только тогда, когда в регион придёт мир можно будет всерьёз задуматься о строительстве здорового общества со здоровой экономикой. А между тем с каждым днём противостояния узел затягивается всё туже.

     

     



    [1]Приведено по: «Klein Zeev Bank of Israel: Recession over», 14.03.04., www.globes.co.il

    [2] Приведено по: Klein Zeev «Hotel proceeds up 2% in 2003 to NIS 4.3b», 22.03.04., www.globes.co.il

    [3] Приведено по: «Еврейские новости», №13 (85), апрель 2004г.

    [4] Tov Imri «Israel 2002: A Strategic-Economic Assessment», JCSS, Tel-Aviv University, 2003.

     

52.27MB | MySQL:103 | 0,665sec