О ситуации в Сирии

С момента падения Режима Саддама Хусейна в результате англо-американского вторжения пошел второй год. Достаточно времени, чтобы оценить последствия военной операции не только в Ираке, но и в арабском мире, в том числе в Сирийской Арабской Республике. Нынешнее и дальнейшее развитие отношений участников антииракской коалиции с Сирией просто невозможно преугадать. В них были достижения и неудачи.

Воодушевленные военной победой над Ираком и дипломатическим триумфом над Ливией США и Великобритания еще в конце прошлого года собирались разоружить Сирию. Их тогда поддержал даже ливийский лидер Муаммар Каддафи. Он призвал власти Сирии, КНДР и Ирана отказаться от разработок ядерного и химического оружия и начать сотрудничество с международными организациями. «По-моему, они должны последовать нашему примеру», — заявил в интервью Си-эн-эн Каддафи, отказавшийся от оружия массового поражения.

За сговорчивость Запад предлагал Дамаску «тесные политические связи и экономическое сотрудничество». Сирия, например, осталась единственной неевропейской страной Средиземномрья, пока что не подписавшей взаимовыгодного торгового соглашения с ЕС. Помимо «пряника» Запад готовит Дамаску и «кнут». Если сирийцы проявят упрямство, то их накажут — и фунтом, и евро, и долларом. 1).

К тому же Дамаску упорствовать бессмысленно — после падения в Ираке режима Саддама Хусейна Сирия оказалась в «проамериканском окружении». С Ливана особенно взять нечего, а остальные соседи — Турция, Иордания и Израиль едва ли проявят лояльность к сирийцам вопреки желанию США. Так что нефтяной краник из Ирака перекрытый по указанию США может оставить Сирию без жизненно важной нефти. После чего в стране может разразится экономический кризис, а там для смены сирийского режима американцам не понадобится задействовать армию.

Начиная с 1979 года Соединенные Штаты неоднократно вводили против Сирии экономические санкции за пособничество терроризму. Однако, сразу после терактов 11 сентября 2001 года Сирия заявила, что готова поддержать международную кампанию по борьбе с терроризмом, а сирийские спецслужбы обменивались информацией с американской разведкой о деятельности «Аль-Каиды». Госдепартамент США и ЦРУ утверждали, что это были чрезвычайно ценные данные.

Камнем преткновения в отношениях Дамаска с Западом стала англо-американская операция в Ираке, против которой руководство Сирии категорически возражало. В декабре прошлого года Джордж Буш подписал закон о введении против Сирии экономических санкций. (Syria Accountability and Lebanese Sovereinty Restotation Law). Представленный Конгрессом законопроект Белый Дом отклонил, заявив, что это ограничит для США возможности маневра на Ближнем Востоке. Однако был одобрен специальный закон — Акт об отчетности Сирии, в соответствии с которым президент США получил право по своему усмотрению применять против Дамаска политические и экономические меры воздействия. Так, например, Джордж Буш может заморозить сирийские счета в американских банках, ввести запрет на продажу Дамаску технологий двойного назначения, ограничить свободу передвижения дипломатов Сирии в США или запретить сирийским самолетам доступ в американское воздушное пространство.

СМИ в Вашингтоне громко заговорили о том, что «Сирия располагает самым мощным в арабском мире потенциалом химического оружия, и существует высокая вероятность того, что Сирия продолжает создавать потенциал наступательных биологических вооружений». По словам официального представителя Белого Дома, у Дамаска «имеется запас нервно-паралитического газа зарин, и он ведет исследовательские разработки по еще более токсичным и сильнодействующим газам нервно-паралитического действия, таким как VX. Кроме того, по заявлению представителя Белого Дома, «Сирия обладает арсеналом баллистических ракет малого радиуса действия Skud и SS-21 и, как считается, располагает химическими боеголовками, которые имеются в наличии для части ракетных сил, вооруженных ракетами Skud».

Начиная с марта нынешнего года сирийцы опять ощутили на себе международное давление с тем, чтобы подготовить общественность к введению санкций, которыми США уже давно грозили Дамаску. Во время многолюдной демонстрации 8 марта по случаю 41-й годовщины прихода к власти партии «Баас», в Дамаске прошла редкая правозащитная акция. Ее участники развернули плакаты с надписями типа «Свободу узникам совести», однако вскоре были арестованы. Под горячую руку охранников порядка попал и представитель посольства США, который наблюдал за тем, как будет проходить акция правозащитников. Спустя час сирийские власти отпустили американца и принесли ему извинения, однако реакция США была, естественно, предельно жесткой. Сначала с критикой в адрес Дамаска выступило посольство США в Сирии, а затем сказал свое слово и госдепартамент. «Задержание дипломатов, каким бы коротким оно ни было, представляет собой очевидное нарушение Венских конвенций. Это недопустимо», — заявил в Вашингтоне официальный представитель дипломатического ведомства США Ричард Баучер. 2).

Через неделю на севере Сирии возникли беспорядки близ границы с Турцией и Ираком в результате столкновений между курдами и арабами. Как заявили представители Демократической партии Курдистана, число погибших составило 70 человек, раненых — 400. По мнению дамасской газеты «Аль-Баас», беспорядки были срежиссированы «по плану, нацеленному на несение ущерба Сирии и усиление международного давления на страну». По мнению аналитиков, Сирия должна, в конце концов, понести наказание за поддержку режима Саддама Хусейна непосредственно перед началом иракской операции и неспособность ее закрыть границу с Ираком, вследствие чего, как считают в Вашингтоне, «она сделалась основным пунктом, через который боевики попадают в Ирак». 3).

27 апреля в Дамаске был совершен теракт . Группа террористов устроила в сирийской столице стрельбу в посольском квартале «Аль-Мазза». В результате часовой перестрелки с полицией два террориста были убиты, еще двое захвачены. Сирийские спецслужбы обнаружили базу террористов в 25 км к югу от Дамаска в деревне Хан аш-Ших, где было найдено много стрелкового оружия и боеприпасов, гранатометов и баллонов с газом.

В заявлении ранее неизвестной «Группы мученика адиба Аль-Гилани», взявшей на себя ответственность за теракт, говорится, что террористы считают себя «сыновьями и внуками погибших в Хаме». Как известно, в этом третьем по величине городе страны, президент Хафез Асад в 1982 году подавил мятеж радикальной организации «Братья-мусульмане». Хама считалась тогда главным оплотом местных исламистов, которые вели активные боевые действия против баасистского руководства, других членов существующего режима и советских граждан — были взорваны здания агентства ТАСС, «Аэрофлота» и дома советских военных специалистов, погибли представители СССР (автор в тот момент работал корреспондентом ТАСС в Дамаске и на себе испытал эти террористические акции, видел огромную воронку при въезде в комплекс домов советских военных советников, трупы советского солдата, охранявшего ворота и девочки-школьницы). При штурме сирийской армии в Хаме погибло более 20 тысяч человек. Борьба с «братьями» была серьезной проверкой на прочность баасистского режима в Сирии. И вопреки мрачным прогнозам, он выстоял. Поврежденное в результате теракта 27 апреля пустующее здание миссии ООН, кстати, принадлежит брату покойного Асада-старшего — Рифаату, который командовал войсками, усмирявшими исламистов. Разрушенный в феврале 1982 года город Хама восстановлен, а на месте одного из наиболее ожесточенных сражений теперь стоит шикарная гостиница.

Дамаск уже давно предоставляет убежище разного рода экстремистским и террористическим организациям. Так в свое время здесь находилась штаб-квартира Рабочей партии Курдистана (РПК), а руководство палестинских группировок «Исламский джихад» и «Хамас» до сих пор квартирует в сирийской столице. Есть здесь и представительство ливанской группировки «Хезболла». В обмен на приют исламисты не беспокоили местные власти, действуя за пределами Сирии. Все это дало повод США в свое время включить Сирию в список стран, поддерживающих терроризм.

Теперь, после террористического акта в центре Дамаска, Сирия получила своеобразную индульгенцию, встав в ряды стран антитеррористической коалиции. «Мы делаем все возможное для борьбы против «Аль-Каиды». У нас с вами общий враг», — заявил посол Сирии в Вашингтоне Имад Мустафа. 4).

Однако инцидент с задержанием американского дипломата в Дамаске, несмотря на «проамериканские заявления» представителей сирийского внешнеполитического департамента оказался последней каплей в чаше терпения, а скорее всего поводом для запуска механизма санкций американской администрации. 11 мая президент США Джордж Буш, обвинив Сирию в пособничестве международному терроризму объявил, что вводит экономические санкции против этой страны. Указ президента, как и предполагалось, закрывает регулярное воздушное сообщение между Сирией и США (авиасообщения между этими странами, кстати, вовсе нет, так что и отменять ничего не придется). Запрещается экспорт в страну любых американских товаров за исключением лекарств и продуктов питания. Кроме того, американскому Минфину предписано прекратить сотрудничество с Commercial Bank of Syria и заморозить банковские счета сирийцев, имеющих, по данным США, отношение к террористическим организациям и распространению оружия массового поражения (ОМП). Санкции не распространяются на поставки в Сирию авиационных деталей и средств телекоммуникационного оборудования.

Новое наказание Сирия, по мнению Буша понесла за поддержку палестинских и ливанских террористов, нежелание снять оккупацию части ливанских территорий, где сирийские войска находятся по договору с Бейрутом, и попытки получить ОМП. Среди претензий, предъявляемых американцами к сирийскому руководству, есть особо чувствительная, но не афишируемая. США возмутил отказ Сирии перевести 200 млн. долларов, замороженных на счетах иракских вкладчиков в сирийских банках, а также деньги, полученных близкими к сирийскому руководству лицами от торговли с Ираком в обход эмбарго, в фонд развития Ирака, как того требует резолюция ООН.

Это, скорее, очередной знак, показывающий недовольство, которое Белый Дом испытывает по отношению к проводимой сирийцами политике. А к этому в Дамаске уже привыкли. Сирия спокойно отреагировала на введенные американцами экономические санкции. Премьер-министр Сирии Мухаммед Наджи аль-Атари назвал санкции «несправедливыми и необоснованными», полагая при этом, что Сирия не пострадает от санкций. Он добавил, что «Сирия способна противостоять внешнему давлению и не намерена менять своих принципиальных позиций». По словам сирийского министра информации Ахмеда аль-Хасана, Буш принял решение под влиянием экстремистского крыла в администрации США, которое и формирует американскую политику в регионе. «Политика силового давления не решит проблем, которые существуют между двумя странами, а только усугубит их», — заявил аль-Хасан в интервью радиостанции Aш-Шарк. «враждебная позиция США по отношению к Сирии вызвана четкой позицией, которую занимает Дамаск по стуации в регионе, включая Ирак и арабо-израильский конфликт». При этом, заверил министр, экономическая эффективность барьеров крайне мала, поскольку торговые отношения между Сирией и США весьма ограничены. Так, в 2002 году торговый оборот между ними составил 0,3 млрд. долларов — для сравнения: оборот между Сирией и западными странами в том же году достиг 7,2 млрд. долларов. Весь американский экспорт в Сирию в прошлом году составил 214 млн. долларов, вывозились в основном зерновые, табачная продукция и электроника. Сирия экспортировала в США в первую очередь нефтепродукты, одежду и специи — общая сумма поставок достигла 259 млн. долларов.

Как полагает советник министра информации Сирии Ахмед Хадж Али, ситуация крайне осложнится, если США принудят Европейский союз последовать их примеру. Однако премьер-министр Великобритании заявил, что Лондон разделяет опасения Вашингтона, но продолжит сотрудничество с Дамаском в разных областях. Если такой точки зрения придерживатся самый верный американский союзник, то за остальных членов Евросоюза Сирии нечего волноваться. 5).

Президент Башар Асад вновь заявил, что не собирается высылать из страны членов палестинских вооруженных группировок, что Сирия не разрабатывает ОМП и что не существует свидетельств того, что боевики проникают в Ирак через сирийскую границу (хотя число добровольцев из двух регионов Сирии — Ар-Ракка и Дейр-эз-Зор, — близких по племенным отношениям к Ираку, превысило, по данным западных экспертов, количество добровольцев из всех остальных арабских стран).

Антисирийский шаг Джорджа Буша предпринят, вероятно, еще и в связи с приближением намеченных на ноябрь президентских выборов в США. Влиятельная в Соединенных Штатах еврейская община давно лоббировала ужесточение политики в отношении Сирии. Нынешний жест позволяет привлечь на сторону республиканца Буша голоса американских евреев, традиционно тяготеющих к демократам.

Однако следует заметить, что общий внутриполитический эффект вводимых санкций будет почти минимальным. На фоне нынешних громких событий в Ираке санкции против «какой-то там Сирии» пройдут практически не замеченными общественным мнением США. Выбранные американцами санкции подтверждают существование американских планов по «реорганизации Ближнего Востока».

Между тем Сирия не способна противостоять серьезному давлению, особенно при нынешнем соотношении сил внутри самой власти. Сирией фактически управляет алавитское меньшинство, хотя по Конституции пост президента может принадлежать только сунниту. Алавиты почти полностью контролируют правительство, верхушку армии, занимают ключевые посты в экономическом секторе. Хотя официально страной управляет партия «Баас», перевес сил внутри ее в пользу алавитов.

Несмотря на трудности во взаимотношениях с национальными меньшинствами, фактор этнической оппозиции остается одним из важнейших для США в планировании операций по смене режимов. К примеру, в последние дни существенно активизировалось курдское меньшинство в Сирии, и Дамаск арестовал нескольких деятелей курдской оппозиции.

В Дамаске, вероятно решили подстраховаться на случай, если США не станут ограничиваться экономическими санкциями и опробуют силовой сценарий. 12 мая объявлено об отставке министра обороны страны Мустафы Тласа, занимавшего этот пост более 30 лет. 72-летний ветеран сирийской армии вряд ли бы смог продолжать полноценно руководить армией в случае войны.

Корпусной генерал Мустафа Тлас родился в городе Хомсе в семье торговца. Мусульманин-суннит. По линии отца является родственником бывшего премьер-министра Сирии Сабри аль-Асали. В 1954 году окончил Хомский общевойсковой колледж, танковую школу, а в 1966 году — командно-штабную академию ВС САР. В 1980 году защитил докторскую диссертацию в академии Генерального штаба СССР по оперативному искусству на тему: «Военное мышление маршала Г.Жукова». С февраля 1965 года по февраль 1966 года исполнял обязанности командующего Центральным военным округом. В феврале 1968 года назначен на должность начальника генерального штаба ВС САР, с марта 1972 года — министр обороны. Член Партии арабского социалистического возрождения (ПАСВ) с 1954 года, выражает интересы национальной буржуазии. Женат на дочери местного миллионера, имеет четырех детей. Жена — специалист-кулинар, издала книгу по арабской кухне. Старшая дочь замужем за крупным бизнесменом-миллионером из Саудовской Аравии Акрамом Окаджи, который проживает во Франции и является посредником в поставке оружия в Саудовскую Аравию и другие арабские страны. Тлас имеет личные миллионные вклады в иностранных банках, однако в Сирии в личное пользование ничего не приобретает. Мустафа Тлас — сподвижник Хафеза Асада, разделявший с ним бремя ответственности, он помог без потрясений занять Башару Асаду пост отца. На пенсии генерал скучать не будет. Его хобби — сочинительство, он автор нескольких книг от поэзии до прозы. Он также страстный любитель цветов — раз в год он устраивал в Дамаске великолепную цветочную ярмарку.

Особенно удачной замену главе министра обороны не назовешь. Новым министром стал 69-летний генерал Хасан Туркмани.

Туркмани вступил в ряды армии в 19-летнем возрасте. Он вырос от артиллерийского офицера до командира механизированной дивизии — в этой должности он принимал участие в «Октябрьской войне» против Израиля 1973 года. Кроме того, он служил в сирийскоих войсках в Ливане. В 1982 году занял должность заместителя начальника Генштаба сирийской армии, а в 2002 году стал его начальником. Во время церемонии выпуска женщин-офицеров, закончивших военное училище в Дамаске, генерал Туркмани охарактеризовал политику администрации США на Ближнем Востоке как «фашистскую». Он обвинил Вашингтон в том, что тот стремится «отомстить его стране», приняв закон об ответственности Сирии и введении различного рода санкций. «Вместо того, чтобы признать крах своей политики на Ближнем Востоке, администрация США выдвигает стандартные обвинения против Сирии, утверждая, что страна поддерживает терроризм, а также возлагая на Сирию ответственность за рост сопротивления американской оккупации в Ираке». Генерал подчеркнул, что Сирия не имеет никакого отношения к терроризму и, более того, борется с ним, сотрудничает с другими странами в устранении корней терроризма. Заявление Туркмани последовало на фоне недавнего ухудшения сирийско-американских отношений. Место Хасана Туркмани в Генштабе займет его заместитель генерал Али Хабиб. 6).

С началом второй войны в Персидском заливе Сирия окончательно утратила статус региональной влиятельной державы. Башар Асад не может, как до войны в Ираке, быть политически против Саддама, а экономически его «бухгалтером», а также ярым сторонником максимальных прав палестинцев и одновременно против элементарных прав сирийских курдов. Политика Дамаска до вторжения американцев в Ирак приносила Сирии от сотрудничества с Багдадом более одного миллиарда долларов в год от нефти и столько же от предоставления банковских услуг и продажи оружия. Теперь, как решили американцы, пришла пора играть по новым правилам. 7).

Ситуацию в отношениях Сирии и антииракского альянса усугубляет и политика нынешней администрации США в регионе. Налицо фундаментальные ошибки в теориях, на основе которых осуществлялось вторжение в одну из стран Ближнего Востока. По мере того, как «антисадамовская» операция затягивается, становится все очевиднее, что основные причины этой войны не связаны с обеспечением контроля над нефтяными месторождениями Персидского залива, как полагали многие аналитики. Сегодня приходит понимание, что считать так — значит безнадежно переоценивать Джорджа Буша и его окружение. Причинами войны оказались убежденность американцев в безграничности собственных возможностей. 8).

Предполагалось, к примеру, что иракцы, а за ними и сирийцы не только будут приветствовать «освобождение» и «демократизацию» региона, но и отрекутся от арабской идентичности и повернутся лицом к Израилю. Но на самом деле, ни иракцы, ни сирийцы и население других арабских стран вовсе не склонны отворачиваться от арабского мира. Более того, нажим американцев на арабские государства побудил Сирию и другие страны региона, выступить против демократизации, провозглашаемой Соединенными Штатами, которая может быть лишь на руку местным экстремистам. Политологи отмечают далеко не однозначное отношение в арабских элитах к американскому плану «Большой Ближний Восток», подразумевающему адаптацию арабских стандартов к западным.

1. — «Время новостей», 24.12.03
2. — «Коммерсант», 10.03.04
3. — www.kommersant.ru, 15.03.04
4. — www.kommersant.ru, 29.04.04
5. — «Ведомости», «Коммерсант», 13.05.04
6. — «http://www.newsru.com», «Время новостей» 19.05.04
7. — «Независимая газета», 19.05.04
8. — www. izvestia. ru, 15.05.04

53.03MB | MySQL:103 | 0,527sec