О деятельности частных военных контракторов в Ираке

Новый, 2017 год продолжает демонстрировать тенденцию устойчивого роста числа персонала, так называемых, частных военных контракторов в Ираке. Прежде всего, речь идет об иностранных, главным образом, американских компаниях, поскольку все подобные иракские структуры являются де-факто филиалами, или дочерними компаниями от иностранных. Во-вторых, мы говорим именно о контракторах, или подрядчиках, в число которых входят как известные частные военные компании (ЧВК), как, например, Academy, KBR, GK Sierra, CACI International, так и, собственно, контракторы, а к ним относятся и логистические и транспортные, и узкопрофильные компании (например, эксперты по средствам защиты технической информации) количественно и по важности решаемых задач, значительно превышающие количество собственно ЧВК.

В первом квартале 2016 года, по данным Пентагона, число таких контракторов, действующих в рамках операции «Непреклонная решимость» в Ираке составляло 7 838 человек. Примерно 2 030 из них задействованы в миссиях по линии Министерства обороны США. Остальные работают по линии Госдепартамента, разных правительственных агентств, типа USAID, неправительственных фондов, ООН и пр.  Их (военных) состав по специальностям и выполняемым обязанностям выглядит следующим образом:

Логистические задачи                         – 618 человек (30.5%)

Охрана баз и объектов                        – 263 человека (13%)

Общая поддержка                                – 122 человека (6%)

Строительно-инженерные задачи       – 138 человек (6.8%)

Личная охрана и безопасность            – 118 человек (5.8%)

Подготовка и обучение                          – 24 человека (1.2%)

Переводчики                                           – 381 человек (18.8%)

Транспорт                                                – 158 человек (7.8 %)

Административный персонал                – 172 человека (8,5%)

Другое                                                      – 34 человека (1.6%)

Итого: 2 028 человек, из них граждан США – 1 392 человека, граждане третьих стран – 392 человека, собственно местные кадры – 239 человек.

Общее количество частных контракторов, действующих в зоне Центрального командования ВС США (US CENTCOM) составляло почти 44 000 (!) человек, что по количеству почти равняется численности общевойсковой советской армии образца середины 1980-х годов.

В 2015 году количество таких контракторов в Ираке составляло всего 250 человек (поддерживавших 2 700 военнослужащих). 3 марта 2015 года Департамент армии США принимает предписание о советниках и консультантах для взаимодействия с МО Ирака, основной задачей которых декларируется «разработка, реализация и поддержание систем, которые увеличивают функциональные возможности (иракских военных-авт.)». Комментируя этот документ представитель Пентагона Марк Райт пояснил, что документ «не регламентирует количество советников… подразумевается, что их будет не более полудюжины, им не обязательно быть вооруженными и они могут не участвовать непосредственно в боевых действиях, оказывая, в основном, административную поддержку местным силам». В течении 2015 года схожие предписания-заявки были выпущены и другими правительственными американскими учреждениями: транспортным командованием ВВС США, Центром дипломатической поддержки Госдепартамента США, которые размещали запросы на оказание услуг самого разного рода.

Вместе с тем, за то же период, в течение 2015-16 гг. численность военнослужащих США в Ираке выросла с 2 700 до 3 700 человек. Количество же частных военных контракторов на начало 2017 года приблизилось к 3 000 человек, что демонстрирует их почти десятикратный рост всего за два года. И это только персонал, действующий по линии МО США и представляющий таких его традиционных подрядчиков как DynoCorp и Flour Corporation.

Как видно, численность персонала ЧВК почти сравнялась с численностью военнослужащих США, что возвращает ситуацию ко времени активной военной операции американских войск периода 2003-2005 гг., то есть к соотношению 1:1. По сути дела, в Ираке действуют два контингента ВС США: государственный и частный, поэтому когда заводят речь о сокращении или выводе первого, второй никуда не девается. К слову, разбивка частных контракторов по специальностям показывает, что подготовкой и обучением, местных кадров, в отличие от официальных деклараций Пентагона, занята лишь их малая часть.

Рост числа американских частных военных контракторов наглядно демонстрирует несколько важных моментов. Во-первых, сохраняющуюся сложную обстановку в Ираке, где несмотря на все предпринимаемые усилия, ситуация крайне далека от безопасной или стабильной. Во-вторых, система частных военных подрядов, достигшая своеобразного апогея во время американских операций в Афганистане и в Ираке продолжает выполнять роль некоего громоотвода недовольства общественного мнения в США, крайне болезненно реагирующего на сообщения о прямых военных потерях. В небольших дозах такие данные применяют в качестве «прививки патриотизма», однако, существует негласный лимит на разглашение данных об убитых, раненных и пропавших без вести гражданах США, находящихся на государственной службе. Еще одним, не афишируемым обстоятельством подобного специфического частно-государственного партнерства, является сугубо экономическая. Выстроенная в Пентагоне и Госдепартаменте система частных военных подрядов превратилась в коррупционную кормушку настолько чудовищных размеров, что по самым приблизительным оценкам самих же американских экспертов из Комиссии по военным контрактам, около 60 миллиардов долларов США просто испарились в запутанном лабиринте суб-контрактов, двойных и тройных подрядчиков, покупки оборудования и вооружения «нестандартных видов» и с крайне непрозрачным ценообразованием у сомнительных международных посредников. Вот уж воистину, кому война, а кому мать родная. Тем более, что верхнего предела числу частных контракторов нет, и оно лимитируется исходя из собственных представлений Пентагона и других организаций. Возможно, новая американская администрация предпримет некоторую ревизию текущих моментов деятельности ЧВК в Ираке и в Афганистане, но оснований считать, что подобная практика будет пересмотрена или отменена, нет. Рынок этих услуг будет стабильно расширятся по мере роста нестабильности в ближневосточном и в других регионах мира.

52.22MB | MySQL:103 | 0,600sec