Оценки китайских специалистов преемущества применения в Сирии палубного вертолета ВМФ РФ Ка-52К

Как известно, ВМФ РФ традиционно для выполнения задач по противолодочной обороне, радиолокационной разведке и поддержки морского десанта используют вертолеты, разработанные в конструкторском бюро имени Камова. Данные вертолеты отвечают и современным требованиям ВМФ РФ по компактности размещения и тактико-техническим характеристикам. Однако вследствие осложнения международной политической ситуации ВМФ России неожиданно получили в свое распоряжение совершенно новый вертолет – Ка-52К, который изначально предназначался для оснащения десантных кораблей-доков типа «Мистраль».

Китайские специалисты внимательно наблюдали за конкурентной борьбой двух советских/российских КБ «Миля» и «Камова», которые после распада СССР вступили «в соревнование» за контракты ВС страны на поставку ударного вертолета для подразделений армейской авиации. КБ «Камова» на тот момент представила довольно эффективный одноместный ударный вертолет Ка-50, единственным и ключевым минусом которого являлось одиночное управление.

По мнению российских военных, один пилот не был в состоянии выполнять все типы задач, возложенные на летчика армейской авиации. В этой ситуации даже отличные маневренные характеристики и новая, на тот момент, оптико-электронная станция не позволили Ка-50 победить Ми-28 с тандемным размещением экипажа.

По информации китайских источников, Ка-50 обладал высокой надежностью, о чем свидетельствует только две потери этих машин в период с 1985 по 1997 гг. Кроме того, китайским специалистам известны примеры применения Ка-50 против незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики.

С учетом полученного опыта эксплуатации Ка-50 и требований ВВС РФ по созданию двухместной машины специалисты КБ «Камова» сначала разработали модификацию с тандемным размещением пилота и штурмана под обозначением Ка-50-2, однако данная машина в серию не пошла. После переработки компоновки кабины новая машина получила обозначение Ка-52. Размещение пилота и штурмана по схеме «бок о бок» позволило снизить вес бронированной кабины и упростить процесс ее изготовления и монтажа авионики. Кроме того, подобное размещение повышает слаженность действий экипажа.

При создании корабельной версии Ка-52 российские специалисты внесли изменения в конструкцию корпуса боевой машины – хвостовая балка, пилоны и несущие винты выполнены складными, а сам корпус получил антикоррозионную обработку.

Особое внимание специалисты предприятий ОПК КНР уделяют возможностям бортового радиоэлектронного оборудования Ка-52К. Так, по данным китайского специализированного издания «Корабельное вооружение» (официальный печатный орган «Китайской кораблестроительной промышленной корпорации») современный бортовой радиолокационный комплекс (РЛК) FH01, который серийно устанавливается на Ка-52, способен обнаруживать:

– крупноразмерные наземные и надводные цели на удалении 32 км;

– железобетонные строения (мосты) на удалении 25 км;

– истребители на расстоянии 15 км;

– маневренные бронеобъекты (танки) на расстоянии 12 км.

Максимальная дальность обнаружения цельнометаллических сооружений составляет 1,5 км.

По таким показателям, как вес, размеры, угол обнаружения, высота обнаружения российский РЛК сопоставим с характеристиками американской РЛС AN/APG-78, которая серийно устанавливается на ударные вертолеты АН-64. Китайские специалисты отмечают, что основным недостатком конструкции соосных винтов Ка-52 является невозможность размещения надвтулочной РЛС кругового обзора с увеличенной дальностью.

Именно скромные показатели по дальности обнаружения надводных целей делает невозможным применение Ка-52 в качестве носителя противокорабельной ракеты Х-35УЭ, многофункциональной тактической ракеты Х-38МЛЭ или сверхзвуковой противокорабельной/противорадиолокационной Х-31. Китайские оружейники полагают, что для российских специалистов не составит особых проблем установить более эффективную РЛС Х-диапазона «Копье-А», которая уже опробована на Ка-27 и позволяет обнаруживать ракетные катера и крейсера на удалении 130 и 250 км соответственно.

Минимальная дальность обнаружения наземной цели РЛС «Копье-А» составляет 40 км, а обнаружение воздушной цели с площадью радиолокационного отражения 5 кв.м возможно на удалении 70 км, а, значит, при помощи ракет класса «воздух-воздух» Р-73 и Р-77 данный вертолет способен уничтожать вертолеты и даже самолеты противника.

Кроме того, РЛС «Копье-А» можно использовать как метеорологическую и навигационную. По мнению китайских аналитиков, данная РЛС, во-первых, позволит повысить боевые возможности эффективного вертолета, а, во-вторых, откроет новые перспективы на международном рынке вооружений.

Следует отметить, что американские конструкторы также пытались создать вертолет, способный бороться с надводными кораблями противника на базе ударного АН-64D. Предполагалось, что на АН-64D будет установлена усеченная версия РЛС AN/APG-66 (входит в состав бортового оборудования истребителя F-16), которая позволит обнаруживать крупные надводные корабли на удалении 100 км и выполнять пуски ПКР типа AGM-65 или AGM-84. Однако работы по данной тематике не принесли желаемого результата, поскольку серьезно снижались возможности вертолета в вопросах огневой поддержки морского десанта. В результате Командование ВМС США приняло решение возложить вопросы огневой поддержки и прикрытия на вертолеты AH-1W и штурмовики укороченного взлета и посадки AV-8.

По информации из китайских источников, ВМФ РФ предъявляет более высокие требования к будущей модификации Ка-52, на которую планируется установить двухдиапазонную РЛС с активной фазированной антенной решеткой. За основу российские специалисты взяли станцию «Жук-АЭ», которой оснастят экспортные версии истребителя МиГ-35.

Если российским специалистам удастся решить проблему установки более эффективной РЛС, то по своим возможностям в вопросах обеспечения огневой поддержки морского десанта Ка-52К будет превосходить американские АН-64D и AH-1W. С учетом перспективной станции при выполнении задач разведки и борьбы с надводными кораблями противника Ка-52К не уступит таким проверенным вертолетам, как Ка-27 и SH-60. Китайские специалисты подчеркивают, что ВМФ РФ необходимо придерживаться практики эксплуатации одного типа палубных вертолетов серии «Ка», поскольку это упрощает их обслуживание и ремонт, а также снижает стоимость эксплуатационных расходов.

Кроме того, Ка-52К при изменяемом составе вооружения вполне способен бороться с танками и другой бронетехникой противника без привлечения такой мощной ударной машины, как Ми-28. По мнению аналитиков из Поднебесной, соосная схема винтов Ка-52К позволяет более эффективно использовать мощность двигателей (на 30%) и выполнять маневры, которые сохранят жизнь пилотам. Так, на скорости 100 км/ч  Ка-52К способен выполнять разворот на 180 градусов, а на скорости 230 км/ч повороты под углом 90 градусов.

Именно соосная схема несущих винтов оказывает меньшее влияние на точность стрельбы из полустабилизированной автоматической пушки калибра 30 мм, которая установлена по правому борту вертолета. По наблюдениям китайских специалистов именно экипажи Ка-52К оказались способны с высокой точностью поражать движущиеся скоростные наземные цели (пикапы исламистов) в Сирии.

Китайские оружейники отмечают, что бортовой прицельно-навигационный комплекс Ка-52К позволяет успешно применять противотанковые управляемые ракеты с лазерным наведением и неуправляемые реактивные снаряды типа С-8, которые отлично подходят для нанесения ударов по группам или объектам боевиков в Сирии.

Анализ публикаций китайских аналитиков, оружейников и специалистов по тактике применения палубной и вертолетной авиации показывает, что размещение Ка-52К на авианесущем крейсере «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» позволило компенсировать достаточно скромные возможности авиационной составляющей.
По данным СМИ КНР, СВ ВС РФ до 2020 года получат в свое распоряжение 146 вертолетов Ка-52, а ВМФ – 32 Ка-52К.

52.37MB | MySQL:103 | 0,436sec