Реакция израильских политиков на события у Ум эль-Хиране

Рано утром в минувшую среду 18 января большие силы ЯСАМа (спецподразделение полиции Израиля, специализирующееся на подавлении массовых беспорядков) вошли в расположенный на северо-востоке Негева бедуинский поселок Ум эль-Хиран, незаконно построенный на государственных землях. Задачей полиции было обеспечение сноса незаконно построенных зданий в соответствии с решением суда. Юридические баталии продолжались долго, но завершились тем, что соответствующий вердикт был утвержден Верховным судом Израиля. Полицейским было оказано ожесточенное сопротивление. Активист исламского движения местный житель Якуб Абу аль-Киан совершил намеренный наезд на полицейских на джипе. В результате этого погиб 34-летний полицейский Эрез Амеди Леви. Еще один полицейский получил ранения средней тяжести.

Совершивший преднамеренный наезд на полицейских бедуин был застрелен. Его труп был взят полицией для захоронения на закрытом кладбище для террористов в соответствии с недавним решением правительства Израиля не выдавать трупы убитых террористов их родственникам для похорон. Несмотря на террористический акт, ЯСАМ выполнил свою задачу, строения, предназначенные под снос, были снесены. Полиция провела обыск в доме террориста из Ум эль-Хирана. В ходе его были найдены три экземпляра газеты, основные заголовки которой сообщают о террористическом акте с использованием автомашины в Хевроне и о террористическом акте, совершенном «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России). Один из сыновей террориста был допрошен силами безопасности.

В связи с событиями на юге страны премьер-министр Биньямин Нетаньяху провел в среду в полдень заседание с министром внутренней безопасности Гиладом Эрданом и начальником полиции генералом Рони Алшейхом. После этого он сделал заявление: «Я выражаю соболезнование семье полицейского ЯСАМа Эреза Амеди Леви. Эрез был отличным полицейским, сыном полицейского, и он был убит сегодня утром в результате террористического акта с использованием автомобиля (…) Это событие не остановит нас. Государство Израиль, прежде всего, государство закона. В нем будет равное выполнение законов по отношению ко всем. Это событие только укрепляет нас, оно укрепляет нашу решимость добивать выполнения законов повсюду. Я прошу всех, и в первую очередь – депутатов Кнессета Израиля проявить ответственность и прекратить разжигание страстей и подстрекательство к населению. Бедуины – это часть нас. Мы хотим интегрировать их в израильское общество, а не подталкивать его к экстремизму и не удалять его от центрального русла нашей жизни. Силы полиции имеют полномочия, чтобы действовать, и никто не имеет права мешать им в выполнении их задачи».

Министр внутренней безопасности Гилад Эрдан подверг критике поведение депутатов Кнессета от Объединенного арабского списка в связи с событиями в Ум эль-Хиране. На своей странице в «Фейсбуке» он написал: «Именно сейчас я хочу сказать Айману Уде  членам Объединенного арабского списка, которые приехали сегодня утром, чтобы разжигать страсти: Эта кровь на ваших руках (кровь погибшего в результате террористического акта в Ум эль-Хиране полицейского Эреза Амеди Леви – В.Ч.) Знаю, что это очень тяжелое заявление, но он не так тяжко, как ваши деяния в этот день. Вы – позор Государства Израиль».

Министр сельского хозяйства Ури Ариэль («Еврейский дом»), ответственный в правительстве за упорядочения расселения бедуинов, сказал, что «то, что произошло в Хиране, это террористический акт против Государства Израиль. Мы не испугаемся и продолжим выполнять закон и наводить порядок в бедуинском секторе параллельно с предоставлением законных возможностей решения его жилищных проблем. Мы предложили семьям в Хиране получить (…) готовые участки. Они могли переехать, как сделали десятки других семей, которые получили от нас участки и переехали прежде».

Относительно утверждений бедуинов о том, что на месте Ум эль-Хирана будет построено еврейское поселение Ури Ариэль сказал: «Они говорили об это в суде и даже выступили с ними в окружном суде и в Верховном суде. Во всех случая судья резко высказались по поводу истцов, то есть бедуинов, и закрыли дело. Мы предлагали истцам альтернативное место жительство. Мы делали для них исключения, чтобы достичь их согласия. Если кто-то думает, что сможет воспользоваться этим  для того, чтобы присвоить государственные земли, то этого не произойдет. Я призываю бедуинский сектор в Негеве не устраивать столкновения и не делать вещей, которые ухудшат ситуацию. Надеюсь, что так поведут себя главы советов. Мы находимся в процессе маркетинка 5000 единиц жилья (для бедуинов в Негеве – В.Ч.). Такого еще не было. Через две недели мы проведем решение в правительстве, которая станет пятилетним планом. Это втрое больше, чем в предыдущую пятилетку (…) Но мы не будем делать никаких скидок и продолжим последовательно проводить политику соблюдения закона, охраны государственных земель Мы никому не позволим захватывать государственные земли. Я нахожусь сегодня на юге, чтобы встретиться с главами и сотрудниками бедуинских муниципалитетов, и я надеюсь, что мы сможем совместными силами достичь того, чтобы страсти улеглись».

Как видно из приведенного теста заявления министра сельского хозяйства, он не стал отрицать того, что на месте незаконного бедуинского поселка планируется построить еврейское поселение под названием Хиран. В этой связи стоит привести следующую информацию:

Уже несколько лет официально существует поселенческое ядро «Хиран», готовящееся к основанию еврейского населенного пункта под таким названием на месте Ум эль-Хирана. Оно было основано в 2008 году семьями выпускников религиозного военного училища, расположенного в поселении Эли в Самарии (на севере Западного берега, пользуясь арабской терминологией). Это было связано с принятым  еще в 1996 году решением правительства Израиля (в первую каденцию Биньямина Нетаньяху  качестве премьер-министра) о строительстве четырех общинных поселений (форма кооперативного управления населенным пунктом, сложившаяся в Иудее и Самарии) на севере Негева. Одно из эти поселений должно быть построено в соответствии с официально опубликованной формулировкой, «на горе Хиран, у дороги, соединяющей поселение Мейтар с городом Арад». С 2010 года поселенческое ядро размещается во временном лагере «Махане Ятир», рядом с поселением Шани-Ливне, относящимся к региональному совету «Дром хар Хеврон» («Южные Хевронские горы»), то есть за пределами «зеленой линии» (линия прекращения огня между Израилем и Иордании, существовавшая в 1949-1967 гг.). По данным на 2013 года, в поселенческом ядре «Хиран» было 35 семей. В целом же будущее поселение Хиран рассчитано на 10 тысяч жителей.

Приведенные факты свидетельствуют о том, что незаконный захват бедуинами государственных земель в Негеве и незаконное строительство на них в сочетании с усиливающимся исламским экстремизмом среди них приняли такие масштабы, что борьба с этим явлением рассматривается израильскими властями в качестве стратегической задачи. В этой связи для усиления еврейского присутствия в Негеве, являющимся неотъемлемой частью суверенной территории Израиля, приходится использовать инструменты и людские ресурсы еврейского поселенческого движения, действующего в весьма специфических условиях Иудеи и Самарии, где еврейским поселенцам приходится постоянно противостоять угрозе арабского террора.

Национально-идеологический, а отнюдь не социально-экономический характер противостояния в Ум эль-Хиране и вокруг него особенно заметем в связи с участием нем депутатов Кнессета от Объединенного арабского списка. В этом контексте следует рассматривать приведенное ниже заявление министр туризма Израиля Ярива Левина (Ликуд):

«Арабские депутаты Кнессета несут большую долю ответственности за подстрекательство и создание реальности, в которой норма – действовать против государства и против закона. Тяжелая ответственность за сложившуюся ситуацию снова легла на плечи Верховного суда. Это тот самый Верховный суд, который позволил Зуаби (депутат от Объединенного арабского списка Ханин Зуаби, принявшая в 2010 году участие в попытке прорыва морской блокады сектора Газы на борту судна «Мави Мармара» — В.Ч. ) и Гаттасу (Басаль Гаттас — депутат от Объединенного арабского списка, арестованный в 2016 году за пронос террористам ХАМАСа, содержащимся в израильской тюрьме мобильных телефонов – В.Ч.) заседать в Кнессете. Этот тот самый Верховный суд, который позволил Объединенному арабскому списку действовать, а потом принять участие в выборах, вопреки закону (Верховный суд отменил решение Центральной избирательной комиссии о запрете участия в выборах националистической арабской партии Балад, являющейся одной из составных частей Объединенного арабского списка – В.Ч.). Это тот самый Верховный суд, который вместо того, чтобы дать указание, чтобы законы на самом деле выполнялись в отношении незаконно построенных бедуинами домов, и гарантировать это выполнения, позволяет раз за разом откладывать выполнение закона. Вместо этого он придирается к мелочам, когда речь идет о еврейском строительстве. Цену этого мы платим сегодня. Я выражаю свое соболезнование семье полицейского Эреза Леви, который был убит сегодня в Хиране. Сегодня было доказано, насколько необходимым было решение правительства, поставившее условием перевода бюджетов бедуинскому сектору, снос незаконных строений и возвращение государственных земель государству. Перед нами случай, являющийся экзаменом, подобного которому не было для власти закона в Израиле. И то, что сейчас необходимо, это немедленно осуществить все имеющиеся предписания о сносе незаконных строений в Хиране».

Министр туризма подчеркнул, что те, кто сравнение между бедуинами Негева и жителями Амоны (еврейское поселение, расположенное к северу от Рамаллы, которое должно быть снесено в ближайшее время в соответствии с решением Верховного суда на основании того, что оно было построено на частных арабских землях – В.Ч.) возмутительно и постыдно. «В Амоне, как в прошлом и в Гуш-Катифе и в Северной Самарии (то есть, в еврейских поселениях, ликвидированных в 2005 году в рамках операции «Размежевание», в соответствии с решением правительства Ариэля Шарона – В.Ч.), люди живут с разрешения государства и при его поддержке, и каждое выселение осуществлялось без того смертоносного насилия и неудержимой ненависти к государству, которые мы видели сегодня».

Сравнения между Ум эль-Хираном и Амоной, о которых упомянул Ярив Левин, раздаются со стороны некоторых израильских политиков, принадлежащих к левому лагерю.  В качестве примера можно привести слова депутат Кнессета Михали Розин от леворадикальной партии МЕРЕЦ, которая заявила по поводу событий в Ум эль-Хиране: «Тяжелые картины из Ум эль-Хирана (…) это плод политики премьер-министра. Не случайно через неделю после сноса домов в Калансуа (населенный арабами израильский город, расположенный к северо-востоку от Кфар-Сабы. За неделю до событий в Ум эль-Хиране там, в соответствии с решением суда, был осуществлен снос незаконно построенных домов – В.Ч.), мы пробудились с новой еще не виданной волной разрушений в Ум эль-Хиране. И это без подготовки и учета бурной общественной атмосферы вокруг этого выселения». По словам Михали Розин, речь идет о мести правительства, «своего рода болезненном жесте доброй воли по отношению к жителям Амоны. В голове не укладывается, что национальный подстрекатель (имеется в виду премьер-министр Биньямин Нетаньяху – В.Ч.) прикажет резко изменить политику в качестве мести, вся цель которой состоит в том, чтобы затушевать его капитуляцию и низкопоклонство». Михаль Розин сказала также, что если бы премьер-министр хотел реализации власти закона, он бы боролся с незаконным строительством «главным образом путем диалога с жителями».

Правое движение «Регавим», занимающееся борьбой с захватом арабами государственных и частных еврейских земелеь, опубликовало в связи с событиями в Ум эль-Хиране заявление, в котором в частности было сказано: «Убийство полицейского сегодня утром в ходе сноса незаконных построек в Негеве является плодом подстрекательства со стороны исламских экстремистов, депутатов Кнессета от Объединенного арабского списка и экстремистских левых организаций, которые постоянно занимаются подстрекательством против закона и порядка в Негеве.

Это они сидели за рулем машины террориста-убийцы и привели к кровопролитию. Бедуинское общество обязано осудить это дикую поросль, которая вышла из его среды. Это красный свет, предупредительный знак перед бедуинским обществом – очнуться и начать действовать против исламистского экстремизма, распространяющегося в нем в последние годы.

Мы выражаем соболезнования семье погибшего полицейского и желаем выздоровления раненым. Мы призываем правительство Израиля и органы правопорядка начать уголовное расследование против подстрекателей, чтобы отдать их под суд. Мы призываем также продолжить наведение законности и порядка в Негеве. Это является экзаменом для народа Израиля».

В контексте обвинений, выдвинутых движением «Регавим» против «экстремистских левых организаций, которые постоянно занимаются подстрекательством против закона и порядка в Негеве», особый интерес представляет заявление профессора Джеральда Штейнберга, президента израильского исследовательского института NGO Monitor, занимающегося мониторингом деятельности неправительственных организаций в Израиле. Профессор не был удивлен событиями в Ум эль-Хиране. «Деятельность этих организаций способствует созданию атмосферы, в которой нет места для честного компромисса, и важном помнить, что и у тех, кто финансирует их деятельность из Европы, есть ответственность за это, — заявил он , — Трагические последствия их деятельности теперь отчетливо видны».

Институт NGO Monitor уже несколько лет следит за такими организациями, как «Адалла» («Юридический центр по защите арабского меньшинства в Израиле», основан в 1996 году), «Раввины за права человека» (зарегистрирован в 1988 году) и «Форум за сосуществование в Негеве» (создан в 1997 году), которые, по слова его представителей, «занимались усилением напряженности между бедуинским населением и Государством Израилем при финансовой поддержке со стороны европейских правительств». Уже в 2013 году институт NGO Monitor опубликовал отчет о том, как эти радикально левые организации используют бедуинов Негева для того, чтобы добиваться своих политических целей. Согласно данным института, «Адалла» — ведущая организация, принимающая участие в борьбе жителей Ум эль-Хирана, главным образом путем подачи судебных исков. В 2014-2015 гг. эта организация получила 436114 шекелей от ЕС на «защиту человеческих прав бедуинов Негева». В своей просьбе о предоставлении гранта «Адалла» называла бедуинов «палестинцами» и предостерегала от новой «Накбы» (то есть, «катастрофы» — арабск. Так арабы называют свое поражение в войне Израиля за независимость в 1947-1949 гг. – В.Ч.). Государство Израиль она именовала «расистским». Согласно публикациям этой организации, ее «действия будут включать в себя иски, журналистские кампании, экскурсии по Негеву, кампании в сети, распространение плакатов, постеров и создание лобби в ООН, в ЕС и в США».

Организация «Раввины за права человека» ведет длительную кампанию против «преступления» выселения деревни Ум эль-Хиран. Эта организация полностью отвергла решение Верховного суда по данному поводу, хотя обычно левые радикалы рассматриваю Верховный суд в качестве гаранта демократии в Израиле, и призывала активистов прибыть в Ум эль-Хиран, чтобы оказать физическое сопротивление выселению его жителей и сносу их домов.

«Форум за сосуществование в Негеве» получил в 2014-2016 года 1,2 миллиона шекелей от швейцарского Министерства иностранных дел и от немецкого фонда им. Розы Люксембург на осуществление различных проектов в незаконно построенных бедуинами населенных пунктах в Негеве. Эта организация относится к новым еврейским поселениям, которые Израиль строит в Негеве, так же враждебно, как к еврейскому поселенчеству в Иудее и Самарии. Она заявляет, что «разрушение Ум эль-Хирана это агрессивная и расистская акция».

Организация «Международная амнистия» не была упомянута в отчетах института NGO Monitor, однако и она тоже старается заниматься незаконно построенными бедуинами в Негеве деревнями. Эта организация  поспешила опубликовать пространное заявление относительно событий в Ум эль-Хиране. Террористический акт, в котором погиб израильский полицейский, не был упомянут в этом заявлении ни единым словом. Вместо этого в нем было сказано: «Мы с беспокойством и опасениями следим за сообщениями и событиями о тяжелых столкновениях, произошедших рано утром в Ум эль-Хиране. Мы призываем к немедленному и подобающему расследованию полицейского насилия. Мы требуем, чтобы израильские власти не скрывали результатов расследования, что, как мы видели, происходило в прошлом».

Косвенное продолжение событий в Ум эль-Хиране последовало в субботу 21 января. В этот день около четырех с половиной тысяч арабов устроили в демонстрацию в крупном селе Арара, в районе Вади-Ара, рядом с шоссе, соединяющим израильские города Хадера и Афула. Демонстрация проходила в рамках целой серии акций протеста, относительно которых приняла решение Высшая наблюдательная комиссия арабов в Израиле на своем заседании, состоявшемся накануне в бедуинском городе Рахат, по поводу событий в Ум эль-Хиране.

Высшая наблюдательная комиссия арабов в Израиле приняла также решение восстановить разрушенные в Ум эль-Хиране здания и организовать автоколонну протеста, которая выйдет из Калансуа в направлении Кирьят ха-Мемшала, района, в котором расположено большинство правительственных зданий в Иерусалиме. Председатель Объединенного арабского списка депутат Кнессета Айман Уда, принимавший участие в столкновениях с полицией в Ум эль-Хиране, заявил на демонстрации в Араре, что демонстранты требуют, помимо этого, создать комиссию по расследованию событий Ум эль-Хиране, а также немедленно и безо всяких условий вернуть семье для погребения труп Якуба Абу аль-Киана, совершившего наезд на полицейских и ликвидированного при этом.

Полицейским пришлось использовать дубинки и шоковые гранаты, чтобы не дать демонстрантам в Араре заблокировать междугороднее шоссе.

52.29MB | MySQL:103 | 0,548sec