О военной ситуации в Сирии (14 – 21 января 2017 г.)

По данным российской и турецкой частей представительства совместной российско-турецкой комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с нарушениями Единого соглашения о прекращении огня (далее – российская и турецкая части), в течение прошедшей недели было зафиксировано  53 нарушения режима прекращения огня. Обстрелы отмечались в провинциях Дамаск, Латакия, Хама. Это примерно в три раза ниже показателя предыдущей недели (152). Подобное снижение, как представляется, было во многом обеспечено тщательной работой сотрудников российской части, проверявших данные турецкой стороны.

20 января стало известно, что двумя днями ранее Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспечения (ПМТО) ВМФ России в Тартусе. Судя по подписи, от российской стороны документ подписал министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу. Документом, в частности, предусмотрено, что в Тартусе одновременно смогут находиться до 11 кораблей ВМФ России, в том числе с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ). Последнее подразумевает, скорее всего, атомные подводные лодки, поскольку в ВМФ России всего один надводный корабль с ЯЭУ. Статус объекта в Тартусе останется прежним – ПМТО, и это объяснимо – многим режет слух слово «база». Россия будет обеспечивать его охрану и оборону с моря и воздуха, Сирия – с суши.

Аналогичный документ был подписан и по авиабазе «Хмеймим». Показательно, что оба документа рассчитаны на 49 лет с возможностью пролонгации на 25 лет. Документами предусмотрено, что Россия поможет Сирии в восстановлении ВВС и ВМС этой арабской страны.

В течение недели самолеты ВКС России наносили удары по целям группировок «Исламское государство» (ИГ) и «Джебхат ан-Нусра»/«Джебхат Фатх аш-Шам» (запрещены в РФ) в провинциях Алеппо, Дейр эз-Зор, Хомс.

В частности, 18 января российские самолеты атаковали автоколонну ИГ, направлявшуюся из Ракки в восточную часть провинции Алеппо.

21 января Минобороны России сообщило, что 6 дальних бомбардировщиков Ту-22М3, вылетевших с одного из аэродромов на территории России, нанесли удар по позициям ИГ в провинции Дейр эз-Зор. Нанесение подобного удара, по имевшейся ранее практике, косвенно говорит о том, что ситуация вокруг этого города, где сирийские войска, оборонявшие его, оказались расколоты на две части, действительно стала угрожающей.

Самолеты сирийских ВВС в течение недели работали по целям джихадистов в провинциях Алеппо, Дейр эз-Зор, Дераа, Хомс, Хама.

18 января российский Генштаб объявил то, о чем зарубежные СМИ сообщили за несколько дней до этого, а именно – о начале первой совместной воздушной операции ВКС России и ВВС Турции в районе населенного пункта Эль-Баб на северо-востоке провинции Алеппо. По данным Генштаба, операция согласована с сирийской стороной. В ней участвуют 9 российских и 8 турецких ударных самолетов. До этого, 12 января, представители ВКС РФ и ВВС Турции подписали меморандум о предотвращении инцидентов и обеспечении безопасности полетов авиации в ходе операции в Сирии.

21 января представитель Пентагона сообщил, что в результате авиаудара американских самолетов по тренировочном лагерю боевиков в провинции Идлиб уничтожены до 100 джихадистов, связанных с «Аль-Каидой» (запрещена в России). Упоминание в заявлении последней может говорить о том, что речь шла про лагерь группировки «Джебхат Фатх аш-Шам».

В течение недели продолжались активные боевые действия против джихадистов и их союзников в ряде провинций страны.

На севере провинции Алеппо 17 января отражена атака формирований «Джебхат Фатх аш-Шам» на позиции правительственных сил. При этом уничтожены по меньшей мере 20 боевиков.

На востоке провинции 18 января правительственные силы развернули наступление из района авиабазы «Кувейрес» в направлении городов Эль-Баб и Дейр Хафер, удерживаемых боевиками ИГ. Однако их продвижение было сдержано многочисленными контратаками.

На северо-востоке провинции в ходе продолжающихся тяжелых боев за город Эль-Баб 20 января погибли 5 турецких солдат, 9 получили ранения. Турецкие подразделения, штурмующие уже несколько недель этот город вместе с формированиями Свободной сирийской армии (ССА), понесли эти потери в результате атаки их позиций заминированной автомашины, за рулем которой находился смертник.

Там же, в ходе наступления сирийских войск в направлении г.Эль-Баб с южного направления, 20 января установлен контроль над важным в тактическом отношении городом Шаммер, деревнями Сефа и Аабад.

В провинции Хомс 15 января правительственные силы, судя по всему, начали наступление с целью в очередной раз восстановить контроль над Тадмором (Пальмира).

16 января правительственные силы в ходе наступления на позиции боевиков ИГ установили контроль над несколькими районами к северо-востоку от авиабазы Т-4.

На севере провинции 17 января боевики ИГ трижды атаковали позиции правительственных сил близ деревень Джабб аль-Джарра и Абу аль-Ала. Все атаки были отбиты.

20 января шли ожесточенные бои между правительственными силами и формированиями ИГ в районе г.Аль-Кариатейн, а также к югу от авиабазы Т-4. В течение дня установлен контроль над важным перекрестком автодорог в 25 км к северо-востоку от Аль- Кариатейна.

В административном центре провинции Дейр эз-Зор формирования ИГ 14 января предприняли массированный штурм позиций правительственных сил. К 15 января в результате ожесточенных боев джихадистам удалось овладеть холмами, нависающими над осажденной авиабазой.

Развивая наступление на позиции правительственных сил, к 16 января боевики ИГ изолировали осажденную авиабазу от остальных кварталов провинциального центра, удерживаемых сирийскими военными. Чтобы переломить ситуацию, командование сирийской армии в экстренном порядке начало перебрасывать в Дейр эз-Зор подкрепления с использованием вертолетов.

Сирийские войска 20 января контратаковали формирования ИГ в попытке вернуть контроль над автодорогой, связывающей провинциальный центр и авиабазу. Их действия поддерживали самолеты ВКС России и ВВС Сирии, совершившие свыше 50 вылетов. По утверждениям местной прессы, удары по объектам ИГ якобы наносились с помощью оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер». Как представляется, на самом деле удары могли наноситься береговым ракетным комплексом «Бастион», действительно развернутым в Сирии. Его мобильные пусковые установки внешне почти неотличимы от «Искандеров».

В провинции Дамаск в Западной Гуте в ходе боев за район Вади аль-Барди 20 января установлен контроль за горной деревней Эфра.

В провинции Хама 15 января боевики «Джебхат Фатх аш-Шам» дважды атаковали позиции правительственных сил у города Акраб, но всякий раз эти атаки были отбиты.

На востоке провинции 20 января отражена атака боевиков ИГ на позиции правительственных сил близ г.Исрия.

На северо-западе провинции Эль-Кунейтра 16 января боевики формирований «Ахрар аш-Шам» и «Джебхат Фатх аш-Шам» совместно атаковали позиции правительственных сил к югу от города Хадер. Эта атака была отражена. Боевики потеряли 30 человек убитыми.

Тем временем стало известно, что в ходе операции, получившей в западной прессе название «Сирийский экспресс», в 2016 году российские большие десантные корабли (БДК) и суда вспомогательного флота выполнили в общей сложности по меньшей мере 89 походов в Сирию. В операции участвовали, в частности, 11 БДК от трех российских флотов: Черноморского флота (ЧФ) — 6, Балтийского флота (БФ) — 3 и Северного флота (СФ) — 2. В общей сложности они выполнили по меньшей мере 72 рейса. Рекордсменами по числу походов в Средиземноморье стали БДК «Минск» БФ и БДК «Цезарь Куников» ЧФ. Каждый из них выполнил по 11 походов за год.
7 судов вспомогательного флота выполнили за год в общей сложности 19 рейсов. В частности, 14 рейсов выполнили 4 судна вспомогательного флота («Казань-60», «Двиница-50», «Вологда-50» и «Кызыл-60»), закупленные в начале операции у Турции.

В течение недели практически ничего не было слышно л ходе боев в провинции Ракка, где ранее вели наступление на позиции боевиков ИГ формирования «Сил демократической Сирии» (СДС) при поддержке авиации международной коалиции. Подобное медийное затишье, скорее всего, говорит о приостановке наступления курдских формирований. Это могло быть сделано либо для передышки, либо по приказу тех, кто поддерживает СДС. Если верно второе предположение, значит, Вашингтон в очередной раз сыграл на-руку джихадистам, поскольку приостановка наступления СДС дает возможность командованию ИГ перебросить часть сил на другие участки противостояния, и в частности, в провинции Дейр эз-Зор и Хомс, а также к городу Эль-Баб.

52.29MB | MySQL:103 | 0,494sec