Межсирийские переговоры в Астане: иранские оценки

В столице Казахстана Астане 23-24 января т.г. состоялись долгожданные межсирийские переговоры, о которых договорились министры иностранных дел России, Ирана и Турции на трехсторонней встрече в Москве.

Главный вопрос, который волновал Исламскую Республику еще до начала переговоров – это участие Соединенных Штатов в переговорном процессе. В связи с этим ряд официальных лиц выступили с заявлениями. В частности, секретарь Высшего совета национальной безопасности ИРИ Али Шамхани заявил, что ни одна из трех стран не отправляла США приглашения для участия в переговорах из-за несогласия Ирана, который допускает возможность участия американской стороны лишь в качестве наблюдателя, приглашенного правительством принимающей страны – Казахстана, передало агентство Fars. «Нет никаких причин для участия США в руководстве и управлении политическими инициативами по урегулированию сирийского кризиса, поэтому участие этой страны в переговорах в Астане исключается. Исламская Республика Иран, как страна, которая играет ключевую роль в поддержке законного правительства Сирии в борьбе с терроризмом, а также в политическом процессе, в том числе на встрече в Астане, будет главным и активным участником»,- сказал А.Шамхани.

Тем не менее, возможность участия США в переговорах, а также активные контакты между Москвой и Анкарой, вызывали в Тегеране опасение создания новой коалиции Россия-Турция-США, в которой Иран может остаться не у дел. В связи с этим агентство Tabnak пишет, что сообщение России о том, что российские истребители впервые вместе с турецкими военными самолетами атаковали позиции «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) в районе г.Эль-Баб, отражает расширение сотрудничества между двумя странами. Данная операция, была согласована с властями Сирии. Однако, как пишет агентство, сотрудничество РФ и Турции в Эль-Бабе происходит в условиях, когда Анкара действует на этой территории в рамках своей операции «Щит Евфрата», цель которой не борьба с ИГ, а предотвращение проникновения курдских вооруженных отрядов на территорию страны, а также помощь  своим «подопечным» из Сирийской свободной армии в захвате города.

В свою очередь США намерены увеличить поддержку турецким военным в Эль-Бабе, о чем сообщил официальный представитель международной коалиции против ИГ во главе с США Джон Дориан. Он отметил, что Соединенные Штаты и Турция продолжат совместную работу по созданию штабов и других мер по борьбе с ИГ. Что наиболее важно, Дж.Дориан сообщил о возможности участия сил коалиции в наземных операциях в Эль-Бабе вместе с турецкими военными. Эти заявления звучат в то время, как турецкие официальные лица, в том числе президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, неоднократно жаловались на отсутствие поддержки со стороны США. В связи с приходом нового президента Д.Трампа, Tabnak пишет о возможности наличия новой стратегии американских военных в отношении Сирии.

По мнению редакции сайта, процессы в Сирии за последние несколько дней происходят на фоне более глобальных событий, таких как улучшение отношений Москвы с Анкарой, перспективы развития отношений между США и Россией уже после официального вступления в должность Д.Трампа. В Иране отмечают развитие отношений между Москвой и Анкарой, а также Анкарой и Вашингтоном. Отсутствует лишь звено Вашингтон-Москва. Д.Трамп неоднократно выражал готовность сотрудничать с Россией в антитеррористической борьбе. В связи с этим, Тегеран рассматривает возможность пересмотра сложившейся ситуации в Сирии.

Еще одно опасение ИРИ заключается в том, что участие США в межсирийских переговорах может повлечь за собой участие Саудовской Аравии или Катара. Тем не менее, группировки, поддерживаемые Саудовской Аравией, не принимали участие в переговорах в Астане. Ирану удалось настоять на своем и добиться участия американской стороны в лице посла США в Казахстане лишь в качестве наблюдателя. По завершению встречи в Астане Россия, Турция и Иран, выступающие в роли стран-гарантов, договорились о мониторинге по соблюдению режима прекращения огня в Сирии. Представители вооруженной сирийской оппозиции подготовили собственный документ и представили его в ООН.

Согласно агентству Namehnews, переговоры в Астане дали более ясную картину ситуации с позициями сторон и сирийского кризиса в целом. Итоговое коммюнике выявило политические и дипломатические аспекты режима прекращения огня между правительством и оппозицией. Несогласие некоторых участников с итоговым заявлением, агентство расценивает как рекламный ход, попытка поддержать моральный дух террористических групп в разных уголках Сирии. «Если бы они имели возможность выйти на поле боя, они бы не сели за стол переговоров», — пишет сайт.

В качестве сторон переговоров агентство рассматривает Сирию, Россию и Иран, а с другой – вооруженные и террористические группы и Турцию, роль которой состоит в том, чтобы убедить их прийти к соглашению. Фактически, Турция в Иране рассматривается в качестве посредника и покровителя террористов. Турция с одной стороны подписала соглашение, а с другой, посредством террористов и оппозиции, выразила свое несогласие. Постпред Сирии в ООН Башар Джаафари также отметил роль Турции как негативную.

Также, по мнению Namenews, дальнейшее соблюдение режима прекращения огня выявит две группы оппозиционеров – те, кто соблюдает перемирие, и те, кто не приняли условия договоренностей и продолжают нарушать режим прекращения огня.

Свое мнение о переговорах в Астане в ответах на вопросы журналистов выразил глава Центра стратегических исследований при Совете по целесообразности, а также советник верховного лидера ИРИ по внешнеполитическим вопросам Али Акбар Велаяти. Он отметил, что тот факт, что сирийцы (правительство) и оппозиционные группы, за исключением ИГ и «Джебхат ан-Нусры» (запрещена в  России), выразили готовность присоединиться к режиму прекращения огня и вступить под юрисдикцию сирийского режима, является положительным шагом. «В первую очередь, мы надеемся, что эта встреча укрепит режим прекращения огня, но говорить, что мы ожидали, что на этой встрече решатся все конфликты, неверно и неразумно. Однако, подобные встречи должны продолжаться, и на каждой встрече будут сделаны шаги вперед», — сказал А.А.Велаяти.

Советник А.Хаменеи отметил, что до тех пор, пока враги и повстанцы Сирии не откажутся от своей цели, они не будут участвовать в политических переговорах. «Победа в Алеппо создала платформу для переговоров между правительством и повстанцами. Встреча в Астане показала, что все стороны, как Турция, так и группы, которые поддерживаются этой страной, и даже страны, которые не принимали участие в переговорах,  напрямую или косвенно признали легитимность сирийского правительства, — подчеркнул А.А.Велаяти. Что касается участия США в переговорах, то АА.Велаяти пояснил, что Иран был против участия американцев, согласовав позицию с Дамаском.

О значении переговоров в Астане пишет и агентство Mehr. По мнению источника, установление режима прекращения огня положит основу политическому процессу в Сирии. Вооруженные группы, несомненно, должны слушать Турцию, поскольку их действия невозможно без ее поддержки. Сайт сообщает, что многие аналитики считают, что Турция преследует лживые цели, и не собирается прекращать поддерживать ССА, «Джебхат ан-Нусру» и другие группы, и что за большинством действий против сирийской правительственной армии стоит Анкара. В противовес этому мнению, другие считают, что турецкие власти осознали опасность, что ставит под угрозу саму Турцию, и поэтому стремятся установить режим перемирия.

Третья группа иранских экспертов считает, что Турция стремится реализовать две цели: во-первых, сохранить свои интересы в Сирии, которая когда-то входила в состав Османской империи и подавление курдов, вторая – заполучить возможность маневрировать на севере Сирии после освобождения Алеппо.

Агентство Mehr, в другой своей публикации пишет: «Переговоры в Астане стали возможны после успеха сирийской армии, в частности в городе Алеппо, в которой роль иранских военных советников не является секретом. В связи с этим, примечательно, что на переговорах в Астане возле главы иранской делегации замминистра иностранных дел Джабера Ансари можно было заметить старшего верховного советника ВС ИРИ генерала Мохаммада Резу Фаллахзаде. Учитывая условия перемирия, которые в основном военные и полевые, участие генерала вполне уместно и логично. Особенно, учитывая, что делегация сирийской оппозиции состоит из представителей террористических групп, воюющих в Сирии, и практически, военные переговоры затмили политические вопросы».

М.Р.Фаллахзаде был направлен в Сирию в конце апреля прошлого года, когда предыдущий советник миссии был ранен. Он является старшим командиром КСИР, служил шесть лет в качестве губернатора провинции Йезд.

Как отмечают наблюдатели, среди оппозиции вызвал крайнее недовольство тот факт, что в тексте итогового коммюнике нет никаких упоминаний о роли Ирана в сирийском конфликте, которая, по их мнению, имеет негативный характер. «Иран возглавляет ряд военных атак, которые приводят к вынужденному переселению тысяч сирийцев и кровопролитию. Коммюнике узаконивает эту роль», – заявил представитель сирийской оппозиции. Таким образом, ИРИ освободила себя от обвинений во вмешательстве во внутренние дела других государств.

Об итогах переговоров в Астане сообщает и агентство Tasnim. Согласно редакционной статье, встреча в Астане – это возможность для Сирии, ведь после стольких лет, когда уже не было надежды на урегулирование конфликта, враждующие стороны сели за стол переговоров. «Переговоры по Сирии являются прелюдией политической победы сирийского народа над терроризмом». Тем не менее, учитывая западную и арабскую поддержку оппозиции, следует с опасением относиться к результатам переговоров.

Положительными достижениями встречи, агентство считает, во-первых,  механизмы обеспечения режима перемирия, во-вторых, установление различий между террористическими радикальными группами, как ИГ и «Джебхат-ан-Нусра», и другими вооруженными группировками, которые уже присоединились к режиму прекращения огня. В-третьих, борьба с терроризмом указана, как общая цель, и это свидетельствует о серьезности намерения вооруженных группировок и их союзников бороться с терроризмом. Соглашение о перемирии, поможет укрепить победы сирийской армии, особенно, в населенных пунктах Суран, Сардже и Марран на пути из Алеппо в Эль-Баб – одному из главных оплотов террористов на севере Сирии, пишет сайт. Как было сказано выше, именно на контроль над этой территорией претендует Турция. В-четверых, Переговоры имеют как военное, так и политическое значение, т.к. они позволят сирийской оппозиции выступить единым фронтом с центральным правительством в борьбе с терроризмом, как на поле боя, так и на дипломатической площадке. «Освобождение Алеппо и проведение переговоров являются показателем провала политики Запада, в частности, США, по интернационализации сирийского кризиса, и успеха региональных усилий по инициативе Ирана и России».

По поводу неучастия США в переговорах, пишет Tasnim, Запад – США, Великобритания, Израиль, и НАТО в целом, рассержены из-за своей неудачи в попытке свергнуть сирийского президента, и винят в этом Иран и Россию. Следствием этой злости является запрет на въезд генерала Касема Сулеймани в страны «сопротивления», как, например, Ирак и Сирию, о чем заявила представитель США в Совбезе ООН Саманта Пауэр. Отсутствие арабских стран, особенно КСА, также следует рассматривать в качестве изоляции спонсоров террористов.

Агентство сообщает также, что прошедшую встречу можно считать началом восстановления Сирии, ведь, как говорил президент Б.Асад в интервью японской службе BBC, «приоритетом правительства является достижение соглашения о прекращении огня, чтобы защитить жизни людей».

Подводя итоги, следует отметить, что невозможно не согласиться с основным тезисом иранских СМИ о том, что ИРИ на сегодняшний день играет ключевую роль в регионе, ведь благодаря усилиям Ирана и России стало возможным проведение встречи в формате, который рассматривается Ираном следующим образом: стороны — Сирия-Сирия, посредники — Россия и Иран, Турция – «адвокат террористов», как пишет Tasnim, и ООН в качестве наблюдателя.

52.22MB | MySQL:103 | 0,523sec