Что стоит за намерением президента США Д.Трампа создать зоны безопасности в Сирии

Президент США Дональд Трамп намерен создать зоны безопасности в Сирии. Об этом  американский лидер заявил в среду в интервью телекомпании Эй-би-си. «Я абсолютно точно создам зоны безопасности в Сири», — сказал он. Д.Трамп также заявил, что, по его мнению, «Европа допустила огромную ошибку, позволив миллионам беженцев» попасть в Германию и другие европейские страны. «Это катастрофа, то, что происходит там (в Европе), и я не хочу, чтобы это произошло» и в США, сказал президент. Ранее агентство Рейтер сообщило, что Д.Трамп в скором времени может подписать указ о начале создания так называемых гуманитарных зон безопасности для гражданского населения в Сирии. «Госсекретарь при взаимодействии с министром обороны в течение 90 дней с момента подписания данного указа должен представить план введения безопасных зон в Сирии и в примыкающих к ней районах, где сирийские жители, покинувшие свою родину, смогут дождаться репатриации или потенциального переселения в третьи страны», — говорится в тексте документа, попавшего в распоряжение агентства. Это очень неплохой вброс с целью прозондировать реакцию Москвы, Анкары и Тегерана на соответствующее предложение. При этом реакция Дамаска в виде протеста против нарушения его суверенитета просчитывается заранее. Но при всем уважении к президенту САР Б.Асаду, мнение Дамаска в данном случае носит характер исключительно разговоров. Вот реакция Москвы и Тегерана в данном случае для Вашингтона более существенна. В любом случае с ними придется договариваться. Но на самом деле озвученное намерение Д.Трампа свидетельствует о том, что в Белый дом пришли более практичные и умные люди, нежели предыдущие советники Б.Обамы. На самом деле мы имеем дело с попыткой решить тройнуюзадачу.

  1. Оторвать (или, по крайней мере, попытаться понизить градус сотрудничества) Анкару от координации своих действий в Сирии от Москвы и Тегерана. Для американцев Астана — это совсем не некий новый формат переговоров. Это прежде всего образование тройки коспонсоров, которые берут на себя основную тяжесть принятия конкретных решений по сирийскому конфликту без особой оглядки на Вашингтон. В этой связи предложение Д.Трампа надо рассматривать прежде всего «как лыко в строку» турецкому желанию такие зоны образовать. Именно про это Анкара заявляла на разных уровнях до встречи в Астане, именно про это она безуспешно постоянно говорила предыдущей американской администрации. В этой связи США ничего нового придумывать не будут, и на прямую координацию своих действий с Россией, а уж тем более с Тегераном не пойдут. Они будут лоббировать эту идею через Анкару, для которой приоритетной задачей является образование такой зоны, как минимум, между Джараблусом и Аззазом. Это будет тактически правильно. Так что российской дипломатии и военным стоит приготовится к тому, что очень скоро такие разговоры начнутся. Можно уже сейчас находить аргументы и готовить свою ответную концепцию. Таким образом будет наносится удар по астанинскому формату переговоров и более-менее сложившейся координации действий между РФ, Турцией и Ираном. В качестве одного из слабых звеньев этих шагов Вашингтона отметим постоянно висящий над ними «курдский домоклов меч». Совершенно очевидно, что опора в основном на курдские «Силы демократической Сирии» (СДС) для того, чтобы взять Ракку, явно противоречит интересам Анкары. США надо попытаться «усидеть на двух стульях»: сохранить свою единственную опору «на земле» в виде СДС с их преимущественным правом взять сирийскую «столицу» «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) и при этом наладить долгосрочное сотрудничество с Турцией по вопросу создания зон безопасности и функционирования там лагерей для беженцев. Сценарий, когда американцы полностью откажутся от своей опоры на курдов в пользу безусловного приоритета отношений с Анкарой, минимален. При этом создавать и охранять такие зоны могут только сунниты из подконтрольных Анкаре оппозиционных группировок. И Анкара безусловно начнет требовать от Д.Трампа прекратить поддержку курдов и оказать на них давление с целью вынудить их уйти из части уже занятых ими территорий. И что будет делать в таком случае Вашингтон, сказать очень сложно. Д.Трамп пока не верит до конца турецкому президенту Р.Т.Эрдогану. Но надо учитывать, что обойтись без поддержки Турции в вопросе создания зон безопасности, американцы просто не смогут.
  2. Д.Трамп таким образом укрепляет американское влияние в Сирии. Создание таких зон может гарантировать только Вашингтон как единственный противовес Москве и Тегерану. Реализация этих планов возвращает американцев автоматически за стол переговоров по сирийскому конфликту в качестве одного из тяжеловесов.
  3. Д.Трамп работает на гуманитарный аспект, повышая свой рейтинг в глазах НПО и европейского мнения (сделал то, что не смог Б.Обама: жестко защитил «страдающий сирийский народ») и заодно прикрываясь им для решения более важных задач: создание свободных от силового давления правительственных зон суннитского влияния и оппозиции. То есть решается задача сохранения структурного суннитского сопротивления, чьи перспективы после освобождения Восточного Алеппо стали туманными. При этом за лагеря будут по-прежнему платить европейцы. Они уже обещали 3.5 млрд евро Анкаре на эти цели, и теперь под этот проект с них выжмут все. Д.Трамп при этом резко повышает свой рейтинг в ЕС как среди либералов (защита мирного населения). так и среди правых (преграждает путь в ЕС мигрантам). Выбор темы беженцев вообще объединяет в Европе всех. Главное уловить в предлагаемом решении все точки зрения на этот счет. И ЕС на это пойдет: впереди выборы, и на фоне неплохой экономической ситуации основным моментом, который может все испортить для той же А.Меркель, являются все те же беженцы.
52.24MB | MySQL:103 | 0,485sec