Активизация «Аш-Шабаб» накануне президентских выборов в Сомали

Неоднократно переносившиеся выборы президента Сомали назначены на 8 февраля. Соответствующее заявление избирательной комиссии африканской страны приводит катарский телеканал «Аль-Джазира».

Регистрация кандидатов завершится 29 января. Действующий глава государства 61-летний Хасан Шейх Махамуд намерен добиваться переизбрания. На должность претендуют 24 кандидаа, включая экс-президента 52-летнего Шарифа Шейха Ахмеда, премьер-министра 56-летнего Омара Абдирашида Али Шармарке и бывшего главу правительства 55-летнего Мохамеда Абдуллахи Мохамеда. В Сомали президента выбирают депутаты парламента, за них же голосуют 14 тысяч делегатов от различных кланов. В январе завершилось формирование обеих палат парламента и избраны их председатели. Нижнюю палату возглавил Мохамед Усман Джавари, а верхнюю — Абди Хаши Абдулахи. Оба являются сторонниками президента, что с большей долей вероятности гарантирует ему переизбрание, хотя в самый последний момент могут быть нюансы, связанные с открытым подкупом депутатов (а они пропорционально представляют различные сомалийские кланы) со стороны кандидатов. Вся эта возня «под ковром», которую на Западе называют «первыми свободными выборами в Сомали за 21 год», сопровождается резкой активизацией сторонников «Аш-Шабаб», которые фактически контролируют большинство сельских районов страны. Последняя явно пытается сорвать процесс голосования. Это подтвердили итоги последнего по времени совещания силового блока нынешнего режима Сомали в резиденции сомалийского президента «Вилла Сомалия» в январе. На нем присутствовали помимо президента, руководство АМИСОМ и всех сомалийских силовых ведомств, а также министр внутренних дел Абдирахман Одава. По его словам, исламисты планирует осуществить несколько серьезных резонансных терактов, дабы саботировать подготовку и проведение президентских выборов. Среди целей террористов были названы главная автомагистраль в Могадишо — Маккаа аль-Мукрама, которая ведет от аэропорта к президентскому дворцу; сама  резиденция «Вилла Сомалия», а также полицейская академия в Хамар Джаджаб, в которой сейчас 825 представителей различных сомалийских кланов работают над проектом новой конституции страны. В этой связи все силовые подразделения правительства в Могадишо сейчас приведены в состояние полной боевой готовности. Посол Сомали в Абу-Даби Шейх Мохаммад аль-Хартеми в неофициальных беседах отмечает, что боевой потенциал «Аш-Шабаб» в настоящее время сравним с тем, который эта группировка демонстрировала в 2014 году, когда ее нынешний лидер Абу Обейда (Ахмед Омар) пришел к командованию.

По оценкам экспертов, в настоящее время «Аш-Шабаб» продолжает придерживаться тактической схемы построения, которую впервые ввел ликвидированный в сентябре 2014 года американским беспилотником еще один харизматичный главарь группировки — Ахмед Абди Годане. В частности, группировка подчинена жесткой вертикальной дисциплине, приказы сверху вообще не обсуждаются. Общее количество боевиков сейчас колеблется между 6 и 8 тысячами человек, которые разделены на равные группы примерно по сто — двести человек в каждой. Это позволяет минимизировать ущерб от ударов с воздуха, а также легко маневрировать в пустыне, собираясь в единый кулак и рассыпаясь в случае необходимости. Абу Обейда в большой степени сумел преодолеть анархию в группировке и создал даже отдельную систему рекрутинга и тренинга боевиков. Отдельно была выделена группа смертников, которые затем проводили самоубийственные акты террора против военных АМИСОМ и правительственных сил и целей. Одна из таких групп, кстати, провела атаку отеля в Могадишо 25 января с.г., в результате которой погибло 30 человек. Днем ранее другая группа исламистов атаковала блок-пост кенийских миротворцев на границе Сомали и Кении, что привело к гибели, как минимум, десяти кенийских военных. На настоящий момент Абу Обейда опирается на молодое поколение джихадистов, которых он распределил между тремя основными административными отделами «Аш-Шабаб». Это «Джейш аль-Усра» (военная секция), «Джейш аль-Амният» (разведка и контрразведка) и «Джейш аль-Хизба» (вопросы шариатских судов). С последней религиозные деятели группы обязаны координировать свои действия. Источники финансирования в данном случае — традиционная десятина с крестьян и бизнесменов в зонах, которые контролирует «Аш-Шабаб»; рэкет традиционных путей торговли древесным углем со странами Персидского залива, которая осуществляется через ряд мелких портов на побережье между Кисмайо и Бараве. Но самым главным источником финансирования «Аш-Шабаб» недавно стали доходы от продажи иранского оружия йеменским хоуситам. С этим фактом, кстати, эксперты и связывают резкую активизацию исламистов в последние месяцы. Таким образом, Сомали стало основной площадкой для продажи оружия в Йемен, заменив на этом поприще Эритрею, в которой резко усилилось влияние ОАЭ.

52.22MB | MySQL:103 | 0,574sec