Состоится ли «историческое примирение» в Ираке?

В последнее время в Ираке усилились дебаты вокруг плана национального примирения, предложенного некоторыми шиитскими политиками в октябре прошлого года. 31 октября коалиция шиитских партий  Иракский национальный альянс (ИНА) обнародовала «Хартию исторического примирения». Одним из инициаторов создания Хартии был аятолла Аммар аль-Хаким, лидер Высшего исламского совета Ирака (ВИСИ) и один из видных представителей шиитского политического истеблишмента. Хартия предусматривает вовлечение в процесс примирения «всех политических сил, как входящих в парламент и правительство, так и находящихся за их рамками». Она призывает подключиться к процессу все оппозиционные группы, даже вооруженные за исключением «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России).  Исключение делается для группировок, «работающих на иностранные спецслужбы а также стремящиеся к подрыву национального единства Ирака». Хартия предусматривает, помимо прочего амнистию участникам вооруженного сопротивления (кроме ИГ) и отказ от квот для занятия государственных должностей, закрепленных за религиозными общинами. Хартия была представлена Миссии содействия ООН в Ираке (UNAMI). Комментируя ее издание, Аммар аль-Хаким отметил, что «отношения между шиитской и суннитской общинами в Ираке достигли зрелости и находятся на верном пути».

В поисках достижения компромисса с суннитской общиной Аммар аль-Хаким посетил 7 декабря 2016 года и 4-5 января с.г. Иорданию. Проект «исторического соглашения» был представлен королю Иордании Абдалле  II неслучайно. В Иордании проживает большая иракская диаспора, включая как умеренных лидеров суннитской оппозиции, таких как бывший министр финансов Рафа аль-Эсауи, так и деятелей, связанных с вооруженным сопротивлением и видных членов партии Баас. Иордания прилагает усилия в посредническом процессе политического урегулирования в Ираке. Обеспокоенность официального Амман процессами, происходящими в Ираке хорошо понятна, так как межконфессиональные распри, вылившиеся в появление террористической организации «Исламское государство» напрямую затрагивают безопасность Иорданского Хашимитского Королевства. Отношения с иракскими суннитскими племенами в Аммане курирует отставной генерал-майор Али Шукри. Встречи между бывшими иракскими баасистами и представителями миссии ООН в Ираке (UNAMI) стали возможны благодаря благосклонному отношению иорданских спецслужб.  Для согласования параметров национального примирения Иорданию посетили также официальные суннитские политики Ирака: спикер парламента Салим аль-Джабури, лидер блока «Мутахиддун» Усама Нуджайфи и лидер блока «Аль-Арабия» Салех аль-Мутлак.

Король Иордании Абдалла II поддержал и высоко оценил инициативу Аммара аль-Хакима, но при этом отметил свое удивление тем, что проект соглашения о национальном примирении, выдвинутый им и одобренный блоком шиитских партий ИНА (Иракским Национальным Альянсом) не включает в себя партию Баас. Руководитель отдела международных связей партии Баас в изгнании, располагающееся в Аммане Худайр аль-Муршиди высказался по этому поводу, отметив, что без участия баасистов национальное примирение в Ираке не состоится. По его словам, «Партия Баас хочет полного, комплексного и постоянного решения политических проблем страны на основе восстановления прав всех иракцев, нарушенных американской и иранской оккупацией. Основами решения политических проблем Ирака являются изменение конституции, изменение политической системы на национальной основе, отмена законов о дебаасификации и запрете на деятельность нашей партии, прекращение арестов и убийств активистов партии Баас, освобождение политзаключенных, материальная и моральная компенсация жертвам оккупации».

Другие оппозиционеры также считают, что инициатива Аммара аль-Хакима была призвана закрепить статус-кво и поэтому фактически провалилась. Руководитель Ассоциации мусульманских улемов, консервативного религиозного объединения, получающего финансирование из Катара и непримиримо относящегося к багдадскому правительству Мусанна аль-Дхари отметил, что план «исторического примирения» был вдвинут только партией А.аль-Хакима (Высшим исламским советом Ирака) и не учитывал мнение других участников ИНА, поэтому обречен на провалю Кроме того, по его мнению, многие сунниты не доверяют А.аль-Хакиму как одиозному и коррумпированному политическому деятелю, замешанному в коррупционных процессах после американской оккупации Ирака в 2003 году.  Известный шиитский писатель и публицист Галиб Шахбандар в интервью спутниковому каналу «Аль-Мада» объяснил активность А.аль-Хакима его желанием повысить свою популярность у шиитской «улицы» . Вместе с тем он усомнился в возможностях А.аль-Хакима увеличить количество сторонников: «По мере приближения выборов Хаким осознает, что шиитская «улица» уж не находится больше под его контролем. Он уже не может спрятаться за лозунгом о борьбе с несправедливостью, так как сам является несправедливым и за лозунгом о предоставлении необходимых услуг (электроэнергии и т.д.–авт.), которые он сам часто срывал». Г.Шахбандар назвал А.аль-Хакима и его сторонников  «буржуазными фигурами» и «деятелями, неспособными наладить процесс примирения в Ираке».

Еще одним фактором, тормозящим национальное примирение в Ираке, продолжает оставаться зависимость шиитских политиков этой страны от Тегерана. Тот же самый А.аль-Хаким с группой однопартийцев посетил 18 декабря 2016 года иранскую столицу, где был принят верховным лидером аятоллой Али Хаменеи. На беседе с иракскими политиками иранский лидер подчеркнул необходимость усиления Отрядов народной мобилизации («Аль-Хашед аш-Шааби») и призвал их «не доверять Америке».

Ключевым вопросом для стабилизации обстановки в Ираке является, кто сможет обеспечить безопасность на территориях, освобожденных от «Исламского государства». Аммар аль-Хаким и близкие ему политики из ИНА намереваются передать эти функции 3-х тысячному суннитскому ополчению, которое предполагается включить в состав «Аль-Хашед аш-Шааби». Командовать и содержать эти отряды будет суннитский бизнесмен, мультимиллионер Хамис Ханджар, который разбогател на монопольной поставке в Ирак сигарет. До американской оккупации 2003 года эту прибыльную отрасль контролировал сын Саддама Хусейна Удей. Некоторые аналитики сравнивают продвижение таких «отрядов самообороны» с вооруженными формированиями «Сахва», созданными не без помощи американцев в 2006 году для борьбы против «Аль-Каиды» (запрещена в России). Однако, если «Сахва» объединила представителей суннитской элиты, этого нельзя сказать о новом проекте, который оставляет за бортом всех наиболее значимых представителей суннитской общины. На одного из них, до последнего времени остававшегося верным Багдаду – бывшего мэра Мосула Адиля Нуджайфи в ноябре прошлого года на волне обострения иракско-турецких отношений было заведено уголовное дело о «государственной измене».

Национальное примирение является крайне важным для консолидации усилий шиитской и суннитской общин в процессе борьбы против террористической организации «Исламское государство». Военные успехи антитеррористической коалиции не позволяют усомниться в неизбежном разгроме ИГ как псевдогосударственного образования, однако ИГ останется в качестве экстремистской организации, террор которой парализует жизнь в стране, не позволяет осуществлять продвижение экономических и социальных проектов. Подтверждением этому является рост террористической активности ИГ в течение января. Наиболее масштабный теракт был совершен 8 января на рынке в Багдаде. В результате погибло 13 и было ранено 50 человек. Теряя почву в Мосуле, боевики этой экстремистской организации все чаще обращает внимание на южные провинции Ирака, населенные преимущественно шиитами.   1 января с.г. пять террористов-смертников проникли в священный для шиитов город Неджеф с целью совершения терактов. Данная тенденция является крайне опасной, учитывая, что гражданская война между шиитами и суннитами в Ираке началась в феврале 2006 года с взрыва боевиками «Аль-Каиды в Месопотамии» священной для шиитов мечети Аскарийя в Неджефе.

Таким образом, об успехах процесса национального примирения в Ираке говорить пока рано. Окончательно условия для них сформируются после военного разгрома «Исламского государства» и освобождения занятых им территорий, да и то при наличии политической воли у иракских лидеров. Кроме того, данный процесс значительно осложняет вмешательство внешних акторов, таких как США, Иран и Турция.

52.3MB | MySQL:103 | 0,707sec