Намечается сближение между ЕС и Израилем

Израильские СМИ сообщили о том, что 28 февраля в Брюсселе состоится встреча «совета ассоциации» Израиля и Европейского союза. Так называется специальная инстанция, которая должна регулировать связи между двумя сторонами. При этом речь идет первой встрече такого рода после пятилетнего перерыва. Само по себе назначение даты этой встречи свидетельствует о тенденции к улучшению отношений между Государством Израилем и ЕС. И это, несмотря на номинально все еще продолжающуюся критику со стороны европейцев по поводу израильской политики в Иудее и Самарии (на Западном берегу, пользуясь арабской терминологией). Израиль будет представлять на этой встрече министр по региональному развитию Цахи Ганегби. ЕС на ней будет представлять бывший министр иностранных дел Италии (в 2014 г.) Федерика Могерини, занимающая сейчас пост верховного представителя Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности.

Обе стороны охарактеризовали созыв «совета ассоциации» в качестве «возвращения к нормальной роботе» после ряда лет, в течение которых в отношениях между Европейским союзом и еврейским государством царила тяжелая атмосфера, вызванная крайне резкой критикой европейцев в адрес израильской политики в Иудее и Самарии. Особую роль в этом смысле сыграло введенная европейцами особая маркировка израильских товаров, произведенных в еврейских поселениях упомянутых спорных районов. Подразумевалось, что такая маркировка будет одним из элементов бойкота израильских товаров. Помимо этого ЕС финансировал незаконное строительство, осуществляемое Палестинской национальной администрацией (ПНА) в районах С Иудеи и Самарии, находящихся, согласно Норвежским соглашениям 1990-х годов, под полным контролем Израиля. Теперь европейцы решили сменить подход к разногласиям такого рода и пойти на сближение с Израилем на фоне серьезных перемен, происходящих в международной политике в целом и в Европе в частности.

Так, например, обращает на себя внимание то обстоятельство, что заявление ЕС по поводу разрешения израильским правительством строительства 2500 новых единиц жилья в еврейских поселениях Иудеи и Самарии на прошлой неделе было сравнительно сдержанным. К тому же обнародовали его пресс-секретари Европейского союза, а не сама Федерика Могерини, что однозначно снижает уровень этой реакции, символически отодвигая ее на второй, если не на третий план двусторонних отношений.

Первым публичным проявлением улучшения отношений между ЕС и Израилем стал состоявшийся в декабре  прошлого года визит в Израиль директора отдела по внешним связям Европейского союза Ника Уэсткота, который пришелся как раз на тот день, когда премьер-министр Биньямин Нетаньяху и министр обороны Авигдор Либерман объявили о разрешении строительства упомянутых 2500 единиц жилья. Несмотря на это высокопоставленный европейский представитель заявил израильским журналистам в Тель-Авиве: «Происходит много хороших вещей, несмотря на то, что они, возможно, скрыты от глаз. Мы надеемся, что после длительного перерыва, уже в начале будущего (т.е. уже нынешнего – В.Ч.) года будет созван совет по ассоциации (орган, формирующий характер отношений Израиля с Европейским союзом) на уровне министров с тем, чтобы проверить возможности продвижения этих связей вперед».

В начале текущей недели из министерства иностранных дел Израиля было сообщено, что «в рамках комплекса развития отношений между Израилем и Европейским союзом рассматривается возможность проведения встреч, таких, как, например, совместный семинар по борьбе с антисемитизмом, который состоится через две недели, а также встреча двусторонней европейско-израильской подкомиссии по экономике, которая должна состояться на будущей неделе в Брюсселе».

Целая серия событий, произошедших в минувшем году, заставила ЕС разрабатывать для себя новый маршрут в своих отношениях с еврейским государством. Вне всякой связи с Израилем Европейский союз решил изменить свою политику по отношению к близлежащим государствам (уместно напомнить о том, что Израиль находится в получасе лета от входящей в состав ЕС Республики Кипр). В этих рамках европейцами было решено четко определить порядок своих предпочтений в отношениях с каждым конкретным государством. По словам, Ника Уэсткотта так же Европейский союз намерен поступить и по отношению к Израилю.

Усложнение проблем безопасности в Западной Европе за последнее время также сыграло определенную роль в решении ЕС сблизиться с Израилем. На фоне участившихся террористических актов и наплыва иммигрантов из стран Третьего мира европейцы пришли к выводу о необходимости переместить заботу о своей безопасности на одно из первых мест в шкале своих приоритетов. Они рассматривают Израиль в качестве близкого к ним – как географически, так и культурно и ценностно – государства, которое имеет огромный опыт в противостоянии исламскому террору и внешней военной угрозе и способно оказать им существенную помощь в решении возникших у них в этой сфере проблем. В качестве примера можно привести тот факт, что бельгийские власти приняли решение ввести в брюссельском аэропорту систему обеспечения безопасности, базирующуюся на системе, применяемой в израильском международном аэропорту им. Бен-Гуриона.

Дополнительной причиной, подталкивающих ЕС к улучшению отношений с Государством Израиль, являются хорошие отношения премьер-министра Биньямина Нетаньяху с новым президентом США Дональдом Трампом, а также с президентом России Владимиром Путиным, отношения ЕС с которыми далеки от идеальных. В этих условиях Израиль рассматривается европейцами в качестве возможного посредника, который будет способен в случае необходимости помочь тем или иным образом в разрешении гипотетических конфликтных ситуаций между Европейским Союзом и США или Россией.

В контексте нынешнего потепления отношений между Израилем и ЕС уместно вспомнить о том, что в прошлом целым рядом как израильских, так и европейских политиков неоднократно поднимался вопрос о возможности присоединения Государства Израиль к ЕС. Однако дальше разговоров в этом направлении дело не пошло. У обеих сторон нашлось больше доводов против такого шага, чем за него. Поэтому Израиль не числится в списке государств, которые официально рассматриваются в качестве возможных будущих членов Европейского союза. Тем не менее, в декабре 2013 года министры иностранных дел всех 28 государств-членов ЕС предложили предоставить Израилю статус «особого предпочтительного партнера». Это предложение включало в себя расширение торговых, культурных и научных связей между ЕС и Израилем, а также углубления диалога между ними в области политики и безопасности. Однако при этом ЕС выдвинул в качестве обязательного условия завершение переговоров между Израилем и ПНА. Эти переговоры, как известно, зашли в тупик, и потому упомянутое предложение повисло в воздухе. Возможно намечающееся сейчас потепление в отношениях между Европейским союзом и Государством Израиль приведет в итоге к тому, что условия, выдвигаемые европейцами в связи с упомянутым предложением, изменятся в сторону существенного смягчения.

52.35MB | MySQL:106 | 0,717sec